12 мин.

Что не так с ЦСКА? Гончаренко поставил топовый прессинг, но оборона при контратаках и угловых – кошмар

Дорский – о кризисных армейцах.

В 11-м туре ЦСКА обыграл «Урал» (3:0) и впервые за три сезона вышел на 1-е место в РПЛ. Через несколько дней после победы в Екатеринбурге Виктор Гончаренко был признан лучшим тренером сентября – казалось, у армейцев все шикарно, но октябрь жестко прибил ЦСКА: 4 поражения (2 – в Лиге Европы), ничья с «Уфой» и хлипкая победа (1:0) над ней же в Кубке России.

«Можно отметить победу на флажке и то, что некоторые игроки получили игровую практику. Больше отметить нечего», – грустно подчеркнул Гончаренко после кубковой «Уфы». В октябре тренер запомнился парой мотивирующих фраз («Иногда тяжело принять результат, но надо идти вперед, когда некуда» после «Эспаньола»), но в целом очень адекватно рассуждал о причинах проблем ЦСКА.

У ЦСКА – лучший прессинг в РПЛ, но нерезкие центральные защитники не подходят под агрессивный стиль

После поражения от «Динамо» (0:1) у Гончаренко спросили о качестве прессинга ЦСКА. «Юрген Клопп хорошо заметил еще в «Боруссии»: команда стала лучшей по прессингу в Лиге чемпионов, но заняла 4-е место в группе. Прессинг выхолащивает, а еще им надо грамотно распоряжаться. У нас нападающие после отбора мяча разбросаны, что снижало эффективность. Будем считать, что это было исключение, мы продолжаем верить в то, что делаем».

ЦСКА и в прошлом сезоне выигрывал матчи за счет прессинга (самый яркий пример – домашняя игра с «Зенитом», когда Ахметов уничтожил Маркизио), но в этом году давление армейцев без мяча на чужой половине поля стало еще качественнее. Например, «Краснодар» в первые 20 минут матча с ЦСКА сделал всего 9 передач в финальную треть (из 90, у москвичей – 84 из 138), а «Локомотив» в первые 15 минут – 12 из 48 (у ЦСКА – 33 из 46).

В топ-6 по числу овладеваний мяча (оборонительное действие, после которого мяч остался у команды, а не вернулся сопернику или ушел в аут) в финальной трети – три игрока ЦСКА.

Агрессивный стиль сказывается на всех показателях ЦСКА в активной обороне – они не только серьезно прибавили по сравнению с сезоном-2018/19, но и с отрывом лучшие в РПЛ-2019/20.

ЦСКА еще не забивал сразу после овладевания мячом в финальной трети, но прессинг армейцев точно не бесполезен. Пять голов команды Гончаренко пришли после отборов и перехватов на чужой половине поля:

1) Первый гол «Оренбургу» спустя 3 секунды после блока Магнуссоном нападающего и перехвата Ахметова в середине поля,

2) Первый гол «Арсеналу» спустя 19 секунд после отбора Марио Фернандеса на границе финальной трети поля,

3) Второй гол «Арсеналу» после розыгрыша штрафного, который заработал Магнуссон в результате подбора в средней трети поля,

4) Третий гол «Краснодару» спустя 34 секунды после отбора Марио Фернандеса в средней трети поля,

5) Пенальти «Ростову» спустя 23 секунды после подбора Кучаева в финальной трети поля.

Негативный эффект такого интенсивного прессинга – большое количество быстрых атак соперника после разбития давления или простого заброса за спину защитникам ЦСКА (они располагаются очень высоко, оставляя за спиной много свободного пространства). Пока армейцы не научились качественно гасить контратаки в промежуточных фазах, а с длинными передачами за спину нынешний набор защитников, кажется, вообще не способен справиться.

ЦСКА – худшая команда РПЛ по количеству допущенных ударов после контратак (15) и пропущенным голам после них (3). Катастрофа, но даже тут важен контекст: 6 ударов и 1 гол – во втором тайме от «Ростова», когда при 0:2 Гончаренко перешел на четырех защитников и, по сути, оставлял сзади только Шарлия и Дивеева.

Такое сильное влияние одного тайма на статистику не отменяет общей слабости Шарлия, Дивеева, Карпова и Гогуа при контратаках. Проблемы есть как с игрой в прием (Шарлия в матче с «Крыльями» в атаке с ударом Тимофеева, Дивеев против «Ростова» в атаке с ударом Шомуродова на 78-й минуте), так и резким разворотом к своим воротам и рывком за забросом соперника (промах Дивеева мимо мяча с «Ахматом» в атаке с ударом Иванова).

В Лиге Европы примерно то же самое – два допущенных удара после контратак с «Эспаньолом», один – с «Ференцварошем». В матче с испанцами Гогуа при обостряющей передаче располагался на центральной линии (перед ней Дивеев снова не сыграл в прием), а против венгров Карпов вообще был на чужой половине поля.

У Магнуссона чаще возникают проблемы с выбором позиции в более медленных атаках: голы «Динамо» и «Эспаньола», попадание «Лудогорца» в штангу – Хердюр пускал соперников за спину либо в позиционной атаке, либо когда ему нужно было сделать пару шагов в сторону, а не бежать 50 метров назад (гол «Эспаньола»).

Гончаренко подчеркивает, что он продолжает верить в то, что делает, но прессинг наверняка еще приведет к печальным результатам. Намного интенсивнее и качественнее прессинговать уже вряд ли возможно, а для более надежной игры в обороне ЦСКА нужен как минимум один новый центральный защитник.

ЦСКА стал чаще бить после угловых из-за их количества, а сам постоянно пропускает после скидок со стандартов на дальнюю штангу

В прошлом сезоне ЦСКА нанес 51 удар после угловых (5-6-е место в РПЛ) и забил 3 гола (11-13-е место), в этом за 14 туров – уже 43 удара и 3 гола. Армейцев по-прежнему нельзя считать топовой командой в розыгрышах стандартов (самые сложные розыгрыши – смена направлений тремя игроками, располагающихся на 11 метрах при подаче или подключение Шарлии с линии штрафной в нее в момент подачи), но прогресс все-таки есть.

Точность угловых в штрафную у Облякова по сравнению с прошлым сезоном даже упала (с 38,8% до 34%), но тут (как отчасти и в количестве ударов) дело в резко возросшем числе угловых. Год назад ЦСКА подавал 4,7 угловых за матч (6-7-е место), сейчас – 6,4 (1-е место), при этом число армейцы стали гораздо реже использовать прямые навесы в штрафную (68,8% против 79,0%). Например, короткий розыгрыш Влашича и Ахметова привел к пенальти в ворота «Краснодара».

Еще один показатель, почему угловые ЦСКА не стоит переоценивать – голы команды Гончаренко после них. Против «Тамбова» Бистрович был первым на подборе (но удар получился фантастическим), а против «Ахмата» и «Урала» Чалов (почти всегда единственный, кто располагается во вратарской) и Магнуссон просто переигрывали оппонентов 1-в-1.

ЦСКА пропустил всего 4 гола с игры (без учета контратак и автоголов) – меньше только «Зенит» (3). Еще одна проблема армейцев в обороне – стандарты. Со штрафных армейцев пропустили 2 гола с 5 ударов, а угловые вообще превратились в кошмар.

С них москвичи допустили 21 удар – меньше только «Зенит» (14) и «Локомотив» с «Краснодаром» (по 19). Нормальный результат, но есть два «но»: 1) ЦСКА допустил 44 угловых – меньше всех в РПЛ, 2) ЦСКА пропустил с них 4 гола – больше только «Спартак» (5).

Гол «Ростова» с углового – суперкласс (Байрамян находился один за штрафной, и ростовчане открыли ему зону для подключения), зато мячи «Краснодара» (с углового), «Уфы» (со штрафного) и – с натяжкой «Спартака» – четко показывают хронические проблемы ЦСКА на стандартах.

Скидка соперника на дальнюю штангу – грусть ЦСКА. Берг очень легко открылся из центра штрафной – Карпов в момент подачи за чем-то переключился на Кайо (за которого отвечал Бистрович), а затем стал играть по мячу.

«Уфа» использовала более сложный розыгрыш (подача со штрафного на левый угол вратарской, скидка в центр и еще одна скидка – на правый угол), но он точно был подстроен под слабое качество ЦСКА: Кротов, Бизяк и Карп стартовали в правый угол еще в момент подачи, а Табидзе делал акцентированную скидку в ту зону, когда мог ударить сам (хоть и из неудобного положения).   

Легкость, с которой ЦСКА пропускает после стандартов, пугает.

Гончаренко сказал, что ЦСКА больше всех в РПЛ атакует и проваливает вторые таймы. Все так

После поражения от «Ференцвароша» (0:1) Гончаренко подробно рассказал, что не так с атакой ЦСКА: «Мы очень часто путаем понятия «играть быстро» и «торопиться». Когда ты играешь быстро, иногда надо держать мяч с фланга на фланг, а мы торопимся обострить ситуацию, и есть пространство за нашей спиной. Это то, что нас выматывает. Мы много атак проводим, больше всех в лиге, но потому что мы очень сильно торопимся, мы получаем встречные атаки».

Встречные атаки, о которых говорил Гончаренко, мы уже разобрали. В части количества атак тренер ЦСКА, скорее всего, ориентировался на данные InStat – по ним армейцы действительно атакуют чаще всех. За матч москвичи проводят 99,1 атаки («Зенит» – 95,9, «Локомотив» – 92,9) и 68 раз входят в финальную треть («Зенит» – 66,1, «Динамо» – 64,6).

Данные других статистический компаний подтверждают точку зрения Гончаренко. Например, по данным Opta, ЦСКА проводит 36% действий в финальной трети поля, а «Зенит» и «Ростов» – по 32%. Для понимания контекста: в топ-7 лиг по этому показателю лучше ЦСКА только «Ман Сити» (38%) и «Эйбар» (что? да – 37%).

Гончаренко не соврал в статистике, но даже до октября ЦСКА был далек от лидерства по созданию моментов в РПЛ. Почти все, что было у армейцев, возникало у Чалова, и этого на дистанции было явно недостаточно – например, по качеству созданных моментов после выхода на первое место в реальной таблице ЦСКА был только шестым (даже ниже «Оренбурга»).

В октябре с созданием остроты стало еще хуже (12-е место по качеству созданных моментов), но есть минимум три причины, почему Гончаренко нельзя жестко критиковать за это. Во-первых, важен контекст матчей: с «Уфой» ЦСКА играл на отвратном поле, с «Ростовом» быстро пропустил (и, по сути, играл с прошлогодней версией ростовчан – по владению и роли Байрамяна при позиционных атака армейцев). Во-вторых, Чалов все равно встречается с мячом в штрафной (5,9 касания за 90 минут в октябре, включая Лигу Европы и Кубок) и бьет (2,4 удара за 90 минут).

В-третьих, против «Ференцвароша» ЦСКА был явно не хуже соперника (10-6 по ударам из штрафной, 2-2 по явным голевым моментам), а с «Динамо» Влашич не забил пенальти. Если бы ЦСКА дожал венгров и хотя бы сыграл вничью с «Динамо», риторика была бы совсем другой.

«Мы очень хорошо проводим первый тайм и очень плохо играем во втором», – сказал Гончаренко после «Ференцвароша». Все октябрьские матчи ЦСКА объединяют как раз провальные вторые таймы: в четырех матчах после перерыва армейцы пропускали решающие голы, с «Ростовом» пропустили от Шомуродова и допустили еще 3 явных голевых момента (но тут все понятно – изменение схемы и попытки спасти матч), у «Уфы» в Кубке был выход один на один Бизяка на 91-й минуте и момент Алиева.

Дело точно не в физике – Гончаренко прав, говоря о том, что ЦСКА проваливает вторые таймы в целом, а не только концовки. В РПЛ после перерыва армейцы допустили 42 удара – столько же только у «Оренбурга».

Конечно, самый яркий второй тайм москвичи выдали против «Лудогорца» – там провалились все во всех фазах (даже Акинфеев).

***

После классной второй половины осени 2018-го от ЦСКА ожидали прорыва если не весной 2019-го, то уже в этом сезоне. Получилось по-другому: весной, кроме Облякова, из молодежи никто не прибавил (окей, Дивеев, пришедший зимой), а сейчас ЦСКА сильно трясет.

Публичное недовольство Гончаренко (пока – не от клуба) звучит все чаще. Возможно, основной вопрос – зачем так активно прессинговать, если на своей половине ЦСКА абсолютно не вывозит и получает выходы один на один почти в каждом матче. По расстановке все гораздо понятнее: как и весной, после первого неудачного матча с четверкой защитников, Гончаренко отказался от этой схемы. Грубейшие ошибки всех центральных защитников (даже не при контратаках) показывают, что такое решение тренера разумно.

В Лиге Европы ЦСКА проиграл все, но в РПЛ еще ничего не потеряно. «Краснодар» по качеству игры тоже штормит, а перспективы «Ростова» на весну пока неясны (в первую очередь – останутся ли Шомуродов и Норманн).

Октябрь 2019-го – тоска, но реальные шансы (именно – на дистанции, потому что сейчас отрыв «Зенита» и «Локо» еще невелик) на 3-е место не упущены.

Использованы данные Opta, InStat и паблика «Блокнот»

Мой телеграм-канал/твиттер

ЦСКА не забивал больше 300 минут, чуть не пустил на 91-й, но все-таки победил «Уфу» в добавленное время

«Динамо» – проклятый соперник для ЦСКА. Слуцкий не побеждал в дерби шесть лет, у Гончаренко 3 очка в 5 матчах

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов