10 мин.

У «Зенита» еще есть проблемы. Например, Маммана

Проиграли два матча Лиги Европы подряд.

В среду «Зенит» уступил на выезде «Утрехту» (0:1). Шансы на выход в групповой этап Лиги Европы все еще достаточно высоки, но выступления в еврокубке доказывают, что в механизмах Манчини отлажено далеко не все. 

Подходит ли «Зениту» Маммана?

После ухода Гарая петербуржцы находятся в поисках ведущего центрального защитника. Перевод Кришито в середину ближе к концовке прошлого сезона был признан неудачным, а Иванович, подписанный в зимнее трансферное окно, так и не успел адаптироваться к требованиям Луческу. Приход в «Зенит» Манчини ситуацию не изменил: этим летом питерцы интересовались несколькими центральными защитниками (Манолас, Кайо, Конти), но договориться получилось только с Эмануэлем Мамманой из «Лиона».

Болельщики французского клуба яростно выступали против продажи аргентинца, но за полмесяца очаровать зенитовских фанатов у Мамманы не получилось. Сначала Эмануэль привез пенальти в матче со «Спартаком», затем был очень близок к фолу в собственной штрафной во встрече с «Уралом». Против «Ахмата» и «Утрехта» у ворот Лунева Маммана действовал аккуратнее, но проблемы в его игре не исчезли. Самая главная из них – выбор позиции.

В среду Маммана тоже ошибался. Именно после его промаха по мячу (к счастью для «Зенита», у Дессерса был зафиксирован офсайд) Манчини окончательно решил перестроиться на схему с тремя центральными защитниками. Дважды при ударах голландцев из пределов штрафной аргентинец занимал место на линии ворот – странное решение в условиях недоработок со стороны зенитовских опорников и численного преимущества «Утрехта» у ворот Лунева.

И в Аргентине, и во Франции отмечался первый пас Мамманы. Передачи Эмануэля очень пригодились бы «Зениту» в среду – впервые за сезон команда Манчини столкнулся с таким слаженным и интенсивным прессингом соперника. Паредес часто оказывался отрезанным от мяча, а других нормальных вариантов у «Зенита» для начала атак не нашлось. Пока Маммана в части передач не сильно превосходит даже партнеров по центру обороны.

Подготовительные передачи – пасы ближайшему партнеру, конструктивные – отрезающие от эпизода 1-2 игроков соперника, острые – отрезающие более 3 оппонентов в активной фазе атаки или выводящие партнера на голевую позицию.

Несмотря на то, что Маммана сыграл на 90 минут больше, чем Иванович, по числу конструктивных передач аргентинец опередил Бранислава всего на 8 пасов. В «Зените» Эмануэль предпочитает не рисковать при выполнении передач – это четко видно исходя из адресатов пасов Мамманы.

Самый популярный адресат передач Мамманы – Кришито. Логично, учитывая их расположение на поле, и не слишком конструктивно – почти все передачи Эмануэля на Доменико приходятся к самой бровке и они редко отрезают от эпизода хотя бы одного соперника. Когда же Маммана находится под давлением (как вчера), в его действиях резко возрастает процент брака.

Пожалуй, лишь передача на Кокорина в середине первого тайма (Александр завершил атаку ударом с левой ноги) от Мамманы действительно помогла «Зениту» перевести мяч в финальную треть.

В остальных случаях, когда Эмануэль был задействован в хорошем продвижении мяча, он демонстрировал не хороший первый пас, а умение обыгрывать оппонента один в один. В каждом из матчей, сыгранных за «Зенит», Маммана хотя бы 1 раз совершал удачную обводку – аномальный показатель для центрального защитника. Пока к неприятностям для «Зенита» дриблинг Эмануэля не привел, но нет сомнений в том, что по ходу сезона тренеры соперников команды Манчини будут уделять особое внимание прессингу аргентинца и его стилю при билд-апе. 

Проблемы в центре поля остаются и при Краневиттере

В начале сезона опорная зона «Зенита» серьезно провисала, но соперники этим не пользовались. Для Манчини проблемы в середине поля тоже были очевидны – предварительная договоренность с «Атлетико» по Краневиттеру была достигнута еще за две недели до появления слухов об интересе к Матиасу, до финальной стадии зашли переговоры с «Эстудиантесом» по Аскасибару. В среду Краневиттер впервые появился в старте, однако положительных сдвигов в игру «Зенита» это не внесло. 

Индивидуально Матиас был неплох – хавбек вступил в 20 единоборств (больше всех в составе «Зенита», и выиграл 12 из них (лучший процент – только у Ивановича и Мамманы). По количеству подборов Краневиттер также стал лучшим – 11, из них 3 – на чужой половине поля. В эпизоде перед голом Лабьяда Краневиттер был обыгран Клайбером, но это произошло из-за потери правого защитника «Утрехта« Ерохиным и вынужденного выдергивания зенитовского опорника ближе к центральному кругу. Класс экс-игрока «Атлетико» виден, но взаимодействие с Паредесом и Ерохиным по понятным причинам еще совсем не отлажено.

Паредес и Ерохин не успевали закрывать свободные зоны и при позиционных атаках голландцев, но при контратаках «Утрехта» ситуация становилась критической. 

«Зениту» повезло, что «Утрехт» – лишь четвертая команда Голландии по итогам прошлого сезона. У хозяев выделялся Аюб – 23-летний хавбек был очень активен, успевал и вступать в борьбу и на своей половине поля (8 единоборств), и развивать атаки «Утрехта» (6 подборов на половине «Зенита», 3 попытки обводки). Все было хорошо до финальной стадии: в последний момент Яссин принимал неправильные решения, которые позволяли гостям вернуться на свои позиции и правильно расставиться. 

На 66-й минуте Аюб получил отличную возможность для удара из-за пределов штрафной после скидки Лабьяда, но не воспользовался ею, решив обыграть Ерохина и Мамману. 

Скорее всего, в этой ситуации Аюб не нанес удар по рекомендации главного тренера. Тен Хаг не раз признавался, что на него серьезное влияние оказал Гвардиола (тренер «Утрехта» один год при Пепе тренировал «Баварию» II). В частности, Тен Хаг говорил о намеренном сокращении ударов из-за штрафной по причине их достаточно низкой эффективности. 

Кирилл Панченко, Денис Глушаков и Руслан Корян с Гвардиолой не работали, поэтому при такой пассивности зенитовских хавбеков при подборах у штрафной Лунева, а также определенном везении соперников, у команды Манчини могут возникнуть серьезные проблемы с ударами с дистанции. 

«Зенит» с трудом осваивает новые схемы

После экспериментов с 4-3-3 на сборах и Жулиано в качестве ложной девятки на старте сезона Манчини остановил выбор на 4-4-1-1. Позиции футболистов могут меняться (например, Кузяев играл как в центре, так и справа), но общие принципы игры остаются. 

Начало игры в Утрехте «Зениту» откровенно не удалось: Кришито совершил два обреза за первую пятиминутку, Паредес не получал необходимой свободы для передач на Дриусси и Кокорина, а голландцы замучили Кришито и Жиркова постоянными диагоналями на правый край. На 38-й минуте Манчини решился на смену формации – питерцы перестроились на 5-3-2. Кришито занял позицию левого центрального защитника, Маммана – правого центрального. 

Изменение схемы гостями «Утрехту» не помешало, голландцы и в конце первого тайма, и после перерыва оказывали серьезное давление на «Зенит», создав достаточное количество моментов у ворот Лунева. Петербуржцы на тренировках наверняка отрабатывали перемещения при трех центральных защитниках, но в среду в штрафной «Зенита» царил хаос. Подстраховка не работала, при смене мест форвардами хозяев (как в моменте с голом Лабьяда) защитники петербуржцев терялись. Так легко мяч в штрафной Лунева в этом сезоне еще не получал никто. 

Большие проблемы у «Зенита» возникли и после первой смены схемы в этом сезоне – в первом тайме матча против «Тосно» Манчини решил попробовать 4-3-3 с Паредесом, Ерохиным и Кузяев в центре поля. Получилось плохо: мяч до Шатова, Дриусси и Кокорина почти не доходил, сами хавбеки атаку практически не поддерживали, но на своей половине поля регулярно допускали неточные передачи. В перерыве питерцы вернулись к 4-4-1-1 и до 38-й минуты игры с Утрехтом от них не отходили. 

Огромное количество новых игроков, новый тренерский и административный штаб – «Зенит», несмотря на хорошие результаты в премьер-лиге, все еще находится в процессе перестройки. Сейчас у Манчини работает только одна схема, и вряд ли стоит ее менять на этом этапе даже по ходу неудачных матчей. 

Поиск баланса в ротации

После провальной домашней игры с «Бней Иегудой» Манчини прекратил кадровые эксперименты – теперь на поле появляются только те, кто лучше готов. Почти не выходят на поле Нету, Нобоа, Полоз и Дзюба, и это не может не сказаться на их физическом и ментальном состоянии.

Выход Полоза в среду был оправдан: к середине второго тайма «Утрехт» все еще надеялся победить (хотя к 60-й минуте голландцы выглядели уставшими), а у «Зенита» появлялось больше возможностей для контратак, в которых очень хорош Полоз. Отметиться чем-то серьезным у Дмитрия не получилось, но одну перспективную контратаку с Кокориным они все-таки организовали. Полоз может использоваться Манчини и слева в полузащите: Шатов находится в неважной форме, Жиркова не хватает на весь матч. На левом краю Дмитрий играл как раз в домашней игре с «Бней Иегудой» и был одним из самых активных игроков «Зенита» в той встрече (хоть и с низким КПД). 

По признанию Манчини, Нобоа до сих пор не до конца готов к играм. Странная ситуация: эквадорец полностью провел с «Зенитом» предсезонку, постоянно играл в контрольных матчах. С Дзюбой тоже все сложно – нападающий явно не привык выходить на замену на последние 5-10 минут, а большего Роберто форварду сейчас не дает. Дзюба еще точно может пригодиться «Зениту», но только при условии, что он хотя бы иногда будет играть с первых минут. Если Манчини на такой шаг пойти не готов, пользы от Артема не будет – в этом мы могли убедиться и в среду, и в матче с «Уралом».

***

Андрей Лунев снова провел классный матч – минимум три раза спас от пропущенных мячей. Дома в этом сезоне команда Манчини действует намного сильнее и агрессивнее, чем на выезде, поэтому надежда на положительный исход есть. 

Но и легко в следующий четверг точно не будет. 

Использованы данные InStat.

Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов