У сборной России все плохо
А Кубок Конфедераций все ближе.
От сборной России давно никто ничего не ждет. Последний целостный матч случился четыре года назад – тогда команда Капелло сыграла 1:1 с бразильцами в Лондоне.
Понимает тяжесть положения и Черчесов. С ним Россия провела уже семь матчей и в каждом из них действовала с тремя центральными защитниками. Игнашевич и Василий Березуцкий закончили международную карьеру, а класс оборонительных игроков нового поколения пока очень далек от стандартов, предъявляемых еврокубками и крупнейшими турнирами сборных.
За восемь месяцев Черчесов определился со схемой, но пока ни в одном матче сборная не показала идеи, отработанных комбинаций (хотя бы со стандартов), запредельного желания проявить себя после провального Евро. Игры против Кот-д’Ивуара и Бельгии лишь подтвердили грустный тезис осени – сборная России очень, очень, очень плоха.
Проблемы есть почти во всем: в первом пасе и продвижении мяча, в неэффективности у чужих ворот и панике при стандартах у своих, в выборе позиции защитниками и в принятии нестандартных решений у штрафной соперника.
***
Без Глушакова и Дзагоева сборная не в силах доставлять мяч в финальную треть не через длинный пас. В пятничном матче за него отвечал Андрей Семенов, и у защитника «Терека» неплохо получалось снабжать мячом Бухарова. Александр в первом тайме выигрывал верховую борьбу у защитников ивуарийцев, Полоз несколько раз оказался первым на подборе, но после атака россиян замедлялась.
В то же время Семенов редко искал альтернативный вариант развития атаки. Один из трех центральных полузащитников – Головин – находил зоны между линиями у африканцев, но передач хавбек ЦСКА не дожидался.
Головин отрывается от защитников африканцев ближе к центру поля. Разрыв между линиями у Кот-д’Ивуара получается довольно большой – Александр не только может спокойно принять мяч, но и имеет несколько секунд для принятия решения. Однако вместо проникающего паса на Головина Семенов делает передачу на Ерохина.
В матче против Бельгии в стартовом составе вышел Дзагоев, и до вынужденной замены Алана Россия действовала изобретательнее, чем несколько дней назад. Дзагоев поучаствовал в атаке, закончившейся ударом Канунникова, а через три минуты отдал разрезающий пас на выход Полоза, но Миньоле вовремя выскочил из ворот. На 17-й минуте Дзагоев отправился отдыхать, а Россия вернулась к худшим образцам игры с Кот-д’Ивуаром – перекаты между центральными защитниками с дальнейшим забросом на форварда или пасом на статичного Самедова.
Два прошедших матча в очередной раз убедили, что Самедов ни при каких обстоятельствах не должен закрывать всю бровку. У своей штрафной он не в силах удержать игроков уровня Миральяса, а для поддержания атаки у него просто не хватает сил после отработки сзади. В результате Самедов действует в одно-два касания, торопясь с принятием решений и имея серьезный процент брака в передачах. Тот случай, когда голевая передача не должна вводить в заблуждение.
***
Наличие Самедова справа обнажает еще одну большую проблему нынешней сборной России – отсутствие грамотной подстраховки. Из центральных защитников к правому латералю ближе всего был Роман Нойштедтер. К сожалению, он оказался не готов не только к подстраховке Самедова, но и к игре один в один с бельгийцами. Нойштедтер поучаствовал во всех трех мячах гостей: сначала опрокинул Бентеке в своей штрафной, затем проиграл верховую борьбу Вертонгену перед вторым голом, а еще пару минут спустя заработал штрафной, после розыгрыша которого бельгийцы пробили Акинфеева в третий раз.
Впрочем, страховать партнеров не получалось не только у Нойштедтера (до перевода на противоположный фланг Миральяс разрывал правый край россиян). В пятницу отсутствие сыгранности и взаимопонимания стало одной из причин первого гола в ворота сборной.
Кот-д’Ивуар разыгрывает мяч у своей штрафной. В это время Семенов уходит к центральному кругу за Кессиэ, и передача идет как раз в зону правого центрального защитника. Туда смещается Коджиа, ему пытается помешать Кутепов. Кудряшов должен был сужать пространство между соперником и Кутеповым, подстраховывая Илью.
Конечно, основная вина в этом моменте лежит на Кутепове – нападающие не в первый раз за сезон легко продавливают защитника «Спартака», а сфолить он не успевает.
***
Лучший отрезок за два матча Россия провела после выхода Головина, Миранчука и Глушакова на замену. Все трое заметно ускорили игру команды, и это касалось не только действий с мячом. Сборная начала показывать хоть какое-то подобие прессинга, и одна из попыток (далеко не самая удачная по структуре) принесла успех.
После приема передачи от Фоке Дембеле вполне мог перевести мяч на свободного Вертонгена.
Нет никакой сенсации в том, что россияне активнее заиграли без мяча после появления Головина, Миранчука и Глушакова. Месяц назад Миранчук не попал в топ-10 по отборам на чужой половине поля, но до места в десятке ему не хватило всего двух отборов.
***
До Кубка конфедераций Россия проведет только два контрольных матча – против Венгрии и Чили. Игры пройдут уже в июне, поэтому по итогам мартовских встреч с Кот-д’Ивуаром и Бельгией можно делать предварительные выводы.
Вывод № 1. Если сборная играет по схеме с тремя центральными защитниками, вменяемо закрыть правый фланг может только Марио Фернандес: этой весной он стал еще важнее для построений ЦСКА и быстро впишется в формацию Черчесова. Самедов на роль бровочника не тянет, Смольников давно травмирован.
Вывод № 2. Все оставшиеся в распоряжении Черчесова центральные защитники – примерно одинакового класса. В игре с Кот-д’Ивуаром неудачно действовала вся тройка центрбеков (Кудряшов, Кутепов, Семенов). В матче с Бельгией без ошибок не обошелся Васин, Нойштедтер провалился, а Кудряшов пришел в себя после пятничной игры и был самым надежным.
Вывод № 3. Россия испытывает огромные проблемы с продвижением мяча и фантазией. Дзагоев – единственный игрок, от которого в любой момент можно ожидать обостряющего действия, но он подвержен травмам, а без Алана игра в пас совсем не получается. В связи с этим логично сделать ставку на наиболее пасующих защитников – Васина, Семенова и Кудряшова. Места Васина и Кудряшова в старте, скорее всего, бесспорны (в случае Федора не в последнюю очередь из-за того, что он левша), а Семенова может заменить Кутепов (если быстро преодолеет игровой спад).
Вывод № 4. Сборной нужен Игорь Денисов, по-прежнему лучший русский опорник. Маловероятно, что он появится в команде Черчесова (из-за конфликта в «Динамо»), но это достаточно серьезный скрытый резерв для усиления центра поля. При этом Зобнин выполняет большой объем работы и точно стал игроком основной обоймы.
Вывод № 5. В атаке стоит ждать только пару Смолов-Дзюба. Статистически Бухаров отлично сыграл против Бельгии (гол+голевая передача за 45 минут), но практически не верится в то, что Александр сохранит нынешнюю форму до лета. Полоз в сборной – игрок-вспышка.
Ближайший резерв: Беленов, Головин, Миранчук, Полоз.
Фото: РИА Новости / Алексей Филиппов
А так за статью +
Поэтому какой бы усатый, бородатый или наголо бритый тренер в сборной бы ни был, изменить что либо будет невозможно.
Посмотрите на те голы, что пропускает сборная, на те моменты, которые создают наши соперники, на то, каким образом атакует наша сборная. Игроки обороны постоянно теряют своих оппонентов, проигрывают позиции и неправильно их выбирают, проигрывают единоборства, проигрывают в атлетизме и функциональной подготовке, в атаке не способны принять мяч, выполнить точный навес или длинный-средний пас.
О каких тренерах в подобных условиях вы говорите? Все это уже должно быть заложено в игроках с сопливого возраста. Если этого нет, значит нет и результата.
очень понравились по двум играм Головин и Зобнин. оба на основу наиграли.
Самедов реально не тянет уже всю бровку бороздить. Фернандес это и впрямь спасение в таком случае. можно ещё и Зобнина там попробовать, парень лютый универсал.
в целом полагаю не всё так уж и плохо. на КК будем далекоидущие выводы делать, а тут в двух играх 5 игроков на роль 3х ЦЗ пробовали; очевидно, что это был смотр, а не игра на результат