11 мин.

Венгрия 94-го. Шумахер деклассировал Хилла и оттормозил Брандла ради первого подиума в карьере для Ферстаппена

Пока «Формула-1» продолжала спорить о дисквалификации Михаэля Шумахера на два Гран-при, тот продолжал разрывать спорт, наплевав на авторитеты.

К десятому этапу чемпионата мира 1994 года, который проходил в Венгрии, лидеры чемпионата «Бенеттон» испытывали последствия тяжелого лета.

Дело было не только в том, что они оставили без очков в две предыдущие гонки и столкнулись с обвинениями в использовании нелегальной системы управления стартом. Из-за серии нарушений правил в Сильверстоуне Михаэль Шумахер участвовал в гонках по апелляции и должен был ждать до конца августа, чтобы узнать, грозит ли ему отстранение на две гонки или, возможно, более серьёзное наказание.

В довершение всех бед в Германии во время пожара при заправке пострадали Йос Ферстаппен и несколько членов команды. Опасения крупного пожара возникли, когда «ФИА» вновь ввела дозаправку во время гонки в начале сезона, и эта история доминировала в преддверии Гран-при Венгрии.

Затем, за два дня до начала тренировок в Венгрии, «ФИА» заявила, что пожар начался из-за того, что «Бенеттон» вмешался в свою установку, чтобы увеличить скорость пит-стопов. Команда оказалась в центре очередного медийного шторма и столкнулась с новыми обвинениями в мошенничестве.

«Бенеттон» не стали наказывать за пожар на пит-стопе

Заправочную установку «Бенеттона» проверили через два дня после Гран-при Германии, после чего «ФИА» пришла к выводу, что пожар начался из-за того, что команда убрала фильтр из системы заправки. Фильтры были установлены для предотвращения попадания загрязнений в бак вместе с топливом, и «ФИА» посчитала, что это позволило частице мусора застрять в клапане форсунки, вызвав утечку топлива.

«Полагают, что инородное тело достигло клапана, потому что фильтр, предназначенный для устранения риска, был намеренно удалён», — заявила «ФИА», утверждая, что это увеличило скорость потока топлива более чем на 12 %. Это могло сократить время пит-стопов «Бенеттон» примерно на секунду, что неизбежно привлекло внимание к случаям, когда пит-стопы «Бенеттон» оказывались решающими в предыдущих гонках, например в Бразилии.

«Бенеттон» решительно опроверг объяснения «ФИА». Команда представила отчёт, написанный Питером Кумбсом, директором компании под названием «Технический анализ аварий и отказов», который осмотрел заправочное оборудование команды. В отчёте критиковалась конструкция заправочных установок Intertechnique, которые «ФИА» требовала использовать всем командам.

«Конструкция системы зацепления не обеспечивает и даже не способствует выравниванию осей двух сопрягающихся клапанов во время зацепления», — отметил Кумбс. Однако он также добавил: «Точный механизм, который привёл к утечке топлива, неясен».

Кроме того, «Бенеттон» утверждал, что компания Intertechnique разрешила командам снимать фильтры со своих установок, и представил письмо от компании конкурирующей команде «Ляррусс», которая использовала коробки передач «Бенеттона», в подтверждение своего заявления.

Перед заседанием Всемирного совета по автоспорту 7 сентября появились сообщения о том, что «Бенеттон» планировал доказать, что причиной пожара стало неисправное заправочное оборудование, и подготовил список подобных инцидентов, связанных с проблемами установок, с которыми столкнулись они и другие команды, включая «Феррари» и «Эрроуз».

Однако в день слушания адвокат «Бенеттона» Джордж Карман, известный королевский адвокат, который вёл несколько громких дел о клевете, признал вину от имени команды.

Кармана познакомил с боссом команды «Бенеттон» Флавио Бриаторе Берни Экклстоун. Накануне заседания Всемирного совета по автоспорту он отдельно поговорил с Экклстоуном и президентом «ФИА» Максом Мосли.

Во всем обвинили рядового механика. Типичный исход

Экклстоун сказал Карману, что «Бенеттону» следует ожидать более мягкого наказания, если они признают вину, и сообщил Мосли, что «Бенеттон» ищет «сделку о признании вины». Поскольку Шумахер уже получил запрет на участие в двух гонках, «Бенеттон» стремился избежать того, чтобы он пропустил ещё какие-либо гонки.

Их приняли с повинной и отказались накладывать на команду какие-либо новые санкции. Учитывая суровые наказания, уже наложенные в предыдущих случаях, включая запрет на три гонки для Эдди Ирвайна в Бразилии и отстранение Шумахера на две гонки, это было удивительно мягким решением.

Совет отметил, что «младший член команды по собственной инициативе снял фильтр с заправочного оборудования без консультации с директором команды», и они «не пытались скрыть тот факт, что сняли фильтр». В сообщении добавляется, что «Бенеттон» «обязалась внести существенные изменения в управление, чтобы гарантировать, что подобное событие никогда не повторится».

Но этот результат будет известен только в будущем, когда команды соберутся на Хунгароринге. Тем временем Intertechnique поставила всем командам модифицированные фильтры для первой гонки после пожара на Хоккенхаймринге.

Филипп Альо заменил Мику Хаккинена в «Макларене»

Не только у «Бенеттона» были проблемы на Гран-при Германии. «Макларен» остался без лидера команды, который был дисквалифицирован на одну гонку за то, что спровоцировал аварию на первом круге. Но это, по крайней мере, позволило команде решить давний конфликт с поставщиком двигателей «Пежо».

Жан-Пьер Жабуи, бывший победитель Гран-при, который теперь возглавляет отдел двигателей, упорно добивался, чтобы напарником Мартина Брандла стал француз Филипп Альо.

Альо пытался жульничать на тестах, но по телеметрии команда увидела, как тот срезает шиканы.

Но других вариантов не было и команде пришлось посадить за руль 40-летнего гонщика. Тот последний раз выступал в «Формуле-1» год назад во Франции.

Квалификация

Два «Макларено» разделило восемь мест на стартовой решетке. Брандл показал шестой результат. Пятым стал пилот «Тиррелла» Юки Катаяма. Всего несколько сотых секунды отделило его от третьего времени пилота «Уильямса» Дэвида Култхарда.

Первый ряд заняли претенденты на чемпионство: Шумахер был более чем на полсекунды быстрее Дэймона Хилла, а также был быстрейшим на утренней воскресной разминке.

Жан Алези и Никола Ларини провели шесть дней в тестах на трех трассах, пытаясь исправить плохую управляемость 412T1 на низких скоростях. Несмотря на это, Алези не смог показать ничего лучшего, чем 13-е место, а его напарник по команде Герхард Бергер занял четвертое место.

Оливье Панис, окрыленный своим подиумным финишем в Германии, впервые квалифицировался в первой десятке.

Удрученный Джонни Херберт не смог показать ничего лучшего, чем 24-е место, и даже был обойден одним из «Симтек». Пилота «Лотуса» назвал машину «дерьмом с гайками».

День гонки

В последний раз Шумахер и Хилл занимали первый ряд стартового поля на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, где у Шумахера начались проблемы после того, как он обогнал Хилла на установочном круге. На этот раз первым шёл Шумахер, и когда «Бенеттон» внезапно замедлился по пути к стартовой решётке, Хилл подумал, не пытается ли его соперник заманить его в ту же ловушку.

Позже Хилл отметил, что после Гран-при Франции, где качество старта Шумахера стало предметом активного обсуждения, гонщик «Бенеттона» не так успешно стартовал. Он также утверждал, что во время тестов Шумахер чаще стартовал с места, и при этом появлялось заметно больше дыма от шин, чем во время его ранних стартов в начале сезона.

Михаэль неудачно стартовал и в Венгрии. Хотя он находился на чистой стороне трассы, сразу же отстал от британца на длину болида. Но гонщик «Бенеттона» позже затормозил, резко повернул, и Дэймон, помня о своём столкновении с Катаямой на первом круге в Германии, уступил позицию.

Панис за их спинами рванул со старта, получив преимущество в три позиции, прежде чем его задержал Брандл. Алези перехватил инициативу, обойдя несколько машин по внешнему радиусу первого поворота, а затем воспользовался сутолокой из трёх машин во втором повороте и закончил первый круг седьмым.

Когда после первого круга всё улеглось, Эдди Джордан с тревогой увидел, что оба его пилота возвращаются в боксы после первого круга второй Гран-при подряд. Пара пилотов двигалась рядом с Катаямой справа от них, и все четверо вылетели с трассы.

После разминки Хилл предположил, что Шумахер может попробовать стратегию с тремя остановками, и сам был склонен поступить так же. Его подозрения подтвердились во время гонки: когда пара начала обгонять отстающих, немец направился в боксы на 17-м круге.

В «Бенеттоне» изменили состав команды механиков из-за травм, полученных в Германии. Но их нервозность никак не повлияла на качество работы в боксах, и Шумахер быстро вернулся на трассу. Им предстояло напряжённое время: Михаэля должны были обслужить ещё дважды, а Ферстаппену — сделать две остановки.

Во время первого отрезка Дэймон проехал на восемь кругов больше, чем Шумахер, потеряв больше времени из-за трафика, но настоящий урон был нанесён после его первой остановки. Поскольку у Михаэля теперь был меньший объём топлива, разрыв между ними достиг полуминуты к 30-му кругу, и теперь Шумахер знал, что может сделать две остановки против одной у Хилла и сохранить лидерство.

Разочарование «Уильямса» усугубилось на 60-м круге, когда Култхард врезался в барьер, лишившись того, что могло бы стать его первым подиумом. Таким образом, третье место перешло к Брандлу, но ему не было суждено финишировать там — отчасти благодаря сообразительности Шумахера.

Гонщик «Бенеттона» замедлил темп ближе к концу гонки и позволил Брандлу обогнать себя. Затем, понимая, что его напарник по команде был следующим за «Макларен», немец ещё больше сбавил скорость, чтобы пропустить вперёд Ферстаппена, давая тому возможность воспользоваться любыми проблемами, с которыми мог столкнуться Брандл.

Йос извлёк выгоду из сообразительности напарника, когда на последнем круге из-за проблем с электрикой остановился «Макларен», и он занял третье место.

Мартин классифицировался четвёртым и, хотя и упустил подиум, мог по крайней мере порадоваться тому, что с комфортом опередил Альо. Оба пилота «Феррари» сошли, борясь за пятое место, так что судьба этой позиции решалась в споре Марка Бланделла и Паниса на последнем круге. На финише их разделила одна десятая секунды: Бланделлу помешал другой болид «Лижье» Эрика Бернара, который отстал от своего напарника почти на целый круг.

Микеле Альборето финишировал седьмым, что побудило команду «Минарди» обратиться к судьям по поводу прыжка Паниса со старта. Однако, поскольку правила требовали, чтобы наказание было наложено в течение 15 минут после нарушения, никаких действий предпринято не было.

Вам не кажется, что за прошедшие 30 лет не было такого сезона по уровню смертельных аварий, безбашенных аварий, скандалов, сходов, дисквалификаций?

Источник.