«Феррари» тонет сама и топит клиентов в «Ф-1» упавшей мощностью мотора. Причина – в этих скандальных технических директивах
Их приняли после тайной сделки с ФИА.
На Гран-при Австрии весь мир увидел фундаментальное крушение Скудерии: после доминирования на прямых в 2019-м алые болиды внезапно замедлились на целую секунду – и 0,7 секунды проигрыша из них даже шеф «Феррари» Маттиа Бинотто списал на потери из-за двигателя.
Клиенты «Феррари» – тоже в шоке из-за упавшей мощности техники из Маранелло.
«Я шокирован двигателем, – заявил пилот «Хааса» Ромен Грожан. – В квалификационном режиме мощность оказалась гораздо ниже, чем в прошлом году. Гораздо ниже».
В итоге «Хаас» отстал на 0,6 секунды по сравнению с 2019-м, а второй клиент «Феррари» – «Альфа Ромео» – и вовсе на 1,1 секунды.
Только посмотрите на график разгонов «Феррари», «Мерседеса» и «Ред Булл» от F1technical.net – алый болид словно стопорит на отметке 270 км/ч, хотя до нее все три силовые установки работают с одинаковой эффективностью.
Когда в прошлом году Скудерия в той же Австрии разгонялась намного эффективнее – как раз сразу после отметки в 270 км/ч.
Как же это произошло? Дело в расследовании Международной автомобильной федерации в адрес «Феррари», начатом еще осенью 2019-го. Технические делегаты регулятора тщательно проверяли итальянские агрегаты, сравнивали его работу с конкурирующими установками и искали нарушения. В итоге им не удалось доказать нелегальность моторов, но ФИА заключила с «Феррари» тайное соглашение – по которому Скудерия обязалась помочь федерации с разработкой дополнительных директив, закрывающих лазейки для мошенничества по части моторов.
Их и опубликовали перед стартом сезона – и после этого на первом же Гран-при мощность моторов «Феррари» здорово просела, превратив SF1000 в пятую машину пелотона. Давайте же взглянем на новые роковые для Маранелло правила.
Внедрение дополнительного датчика для контроля расхода топлива
В течение межсезонья ФИА ужесточила пункты регламента, связанные с подачей топлива, системой ERS и сжиганием масла.
«Феррари» якобы нашла способ обходить датчик, фиксирующий подачу топлива, и превышать установленный лимит, что в свою очередь приводило к повышению скорости машины. Тот самый датчик располагается между баком и инжекторами, и для измерения скорости топлива использует ультразвуковые импульсы. Через электронный сигнал все данные получает ФИА. Но если найти способ обходить эту систему, можно улучшить время круга на 0,5 секунды. Конечно, в таком случае команде придется использовать больше топлива, но зато гоночную дистанцию болид преодолеет на 15 секунд быстрее.
Дополнительный датчик с произвольной частотой дискретизации должен предотвратить подобную уловку. Отныне оба датчика действуют одновременно, и так как частота второго нерегулярна, обмануть правила команды не смогут. Сломать систему практически невозможно, ведь сенсоры проверяют подачу топлива выборочно в течение миллисекунд.
Дополнительные шаги ФИА
Новые ограничения связаны с количеством подаваемого топлива. Ранее максимальная скорость потока равнялась 100 кг/час при 10 500 оборотах в минуту. Теперь же расход топлива не должен превышать 10 кг/час при менее чем 50 кВт (или 67 л.с.). При увеличении мощности увеличивается и поток – для определения лимита введена специальная формула. Таким путем новый регламент не дает командам возможность использовать запасы топлива для большей скорости.
Кроме того, появился датчик IVT, связанный с системой ERS. Он измеряет напряжение и используется для контроля энергии между частями силовой установки: она должна распределяться таким образом, чтобы не превышать лимит в 120 кВт. Данная система уже установлена на болиды «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» в Австрии. Со временем она появится и у остальных команд.
Также появилась директива относительно сжигаемого масла. Все предыдущие годы команды искали способы увеличить мощность с помощью ресурсов масляной системы. В 2020-м же году лимит, связанный с количеством сжигаемого масла, снизили с 0,9 литра на 100 км до 0,3 литра. Мало того, согласно последним обновлениям правил, ФИА теперь будет по-новому проверять соблюдение регламента.
Последний, четвертый, пункт связан с количеством топлива в баке. Команды предоставляют ФИА данные о залитом горючем прямо перед гонкой, так как редко кто подходит к допустимому лимиту в 110 кг. Однако подача ложных данных теоретически может помочь скрыть обман датчиков. Но для того и существуют другие проверки.
Именно в разработке правил IVT и создании новых ограничений по сжигаемому маслу ФИА и помогла «Феррари» – по одному из условий тайного зимнего соглашения.
«Мерседес» и «Ред Булл», к слову, без всяких проблем согласились с техническими директивами. Мало того, они настаивали на данных поправках еще в прошлом году. Похоже, ФИА удалось восстановить справедливость – особенно судя по заездам в Австрии.
Источник: Motor Sport Magazine
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates; Motor Sport Magazine
Ввели бы два ограничения - мотор должен работать на бензине, и должен полностью находится внутри болида. Все. И инженеры выкатили бы такую космическую хрень, что выиграть гонку можно было бы даже еще не заводя мотор. И тогда можно было бы сказать, что Ф1 "самый современный и технологичный спорт". А сегодня - с моторами полная херня, и звучат они как говно :(
А то сейчас те, кто додумался, как нахлобучить ФИА и на год раньше других разработать турбомотор, а потом выкатить ДАС-вундервафлю, которая изменяет то, что по регламенту изменять запрещено - не читеры; а те, кто додумался до того, как нахлобучить датчики топлива - читеры. И всем все нормально.
> «Феррари» якобы нашла способ
> «Мерседес» и «Ред Булл», к слову, без всяких проблем согласились с техническими директивами. Мало того, они настаивали на данных поправках еще в прошлом году.
Собственно, это все, что нужно знать. ФИА любыми средствами топит Феррари.
На пилюлю есть допинг контроль