Трибуна
8 мин.

Глупая авария, отрицание ошибки и былые заслуги. Действительно ли Феттель заслужил ненависть?

Осторожно: личное мнение.

Неожиданный провал

Весь сезон-2019 в «Формуле-1» Себастьян Феттель вызывает у большинства болельщиков негатив. В середине года, когда стало ясно, что проблемы немца связаны с конструкцией болида, количество сочувствующих пилоту «Феррари» возросло. Однако авария в Великобритании сильно испортила впечатления фанатов.

Вроде бы Себ и провел очень сильную гонку в Германии, но потом был период расцвета его напарника Шарля Леклера, а вместе с тем и ужасный разворот в Италии, важнейшей для «Феррари» гонки в календаре. Победа в Сингапуре и дальнейшие квалификации и практики чуть улучшили положение Феттеля. Бесконечная «грязь» из уст зрителей перестала на него литься и сменилась на похвалу.

Даже в той же Бразилии Себастьян проводил неплохой уик-энд: выиграл одну из практик и завоевал вторую позицию на старте. Но в итоге сам себе все испортил. Да, мы дошли до той самой аварии с Леклером, после которой Феттель упал в глазах многих. Не столь даже сам инцидент, который вышел очень глупым для пилота уровня Себа, многих взбесил, как реакция немца на него.

4-кратный чемпион «Ф-1» полностью отказался признавать свою вину. Этот характер Феттеля всем знаком еще со времен его выступлений за «Ред Булл». Себастьян до сих пор уворачивается от вопроса про известный приказ «Мульти 21». Феттель никогда не признает свою неправоту, это уже всем ясно. И очень многих это по-настоящему бесит. Теперь же, после Бразилии, ненависть фанатов достигла своего пика.

«Гнать его из «Формулы-1»!

Начиная с Германии прошлого года, Феттель допустил очень много важных ошибок, что непростительно, по мнению многих, для человека, выигравшего чемпионат целых 4 раза, то есть больше, чем такие легенды, как Лауда, Сенна, Пике и Стюарт. Возможно, это еще одна причина ненависти к Себу: он недостоин всех своих титулов. К слову, действительно это достаточно популярная точка зрения среди фанатов Ф-1.

Бахрейн, Великобритания, Италия, Бразилия – косяков у Себа как для 4-кратного чемпиона и пилота «Феррари» (пожалуй, самой легендарной команды «Ф-1») предостаточно. Гнев фанатов можно с легкостью понять. И больше по ошибкам немца сказать ничего не могу.

Другую роль играет характер Феттеля. Себ упертый. Он не признает свою неправоту. Это было и в случаях с Уэббером, и в Канаде этого года, теперь вот инцидент в Бразилии. Однако контакт с Леклером на «Интерлагосе» – это действительно новая волна негатива. На сей раз Феттель начал не просто отрицать свою вину, но и полностью искажать случившееся.

Слова немца о том, что ему не хватало место или что он ехал «прямо», звучат, мягко говоря, странно. Все-таки запись видели все. Впрочем, на эту тему уже многие порассуждали, так что не вижу смысла что-то говорить.

Так что здесь же можно дать уже ответ на вопрос из заголовка. Феттель заслуживает критики в свой адрес. Насчет ненависти можно поспорить. Не все были в положении немца, поэтому трудно сказать, кто как поступил бы в такой ситуации. Отсюда и такой ответ, чего заслуживает Себ: ненависть – нет, критику – да.

Однако мне лично есть что добавить в этот скандал. В следующей главе я выражу чисто свое видение этого случая и свою точку зрения. Специально выделяю отдельный абзац на эти разъяснения. Вы, конечно, можете со мной не согласиться. На то оно и мнение.

Имя в истории

Я отношусь к Феттелю хорошо. Об этом я не раз писал в прошлых материалах блога. Однако в Бразилии Себастьян действительно разочаровал. Настроение поднял подиум Сайнса, но сейчас не об этом. Дело в том, что было очень обидно за Себа. Просто устаешь смотреть на ошибки 4-кратного чемпиона. Но больше меня разочаровали фанаты, у которых появилась идеальная возможность вылить новую порцию грязи на другого человека.

Споры насчет значимости Феттеля в истории «Формулы-1» идут до сих пор. Как уже было сказано, многих очень раздражает тот факт, что немец выиграл все свои титулы на доминирующем «Ред Булл», в то время как с «Феррари» дела не идут, хотя возможности были. Те же 2017-й и 2018-й года были отличными шансами для Себа стать 5-кратным чемпионом. Но его собственные ошибки все портили. Хотя здесь же стоит признать, что мостик Скудерии чудил куда чаще самого немца.

И все же хотите вы или нет, Себ уже давно стал легендой автоспорта. Ему стоит отдать должное. Вместе с ним «Феррари» поднялась с того дна, до которого деградировала с Фернандо Алонсо. Однако тут есть свой парадокс: при испанце команды деградируют, но сам Алонсо пилотирует просто фантастически; при Феттеле команда развивается медленно, но верно, хотя самому немцу не всегда удается выжать максимум из имеющегося.

Забавно, но в истории уже был пилот, которого фанаты «Феррари» ненавидели за характер, хотя, в отличие от Феттеля, он принес команде целых два чемпионства. Ники Лауда может показаться вам не лучшим сравнением. И с теми, кто так думает, я соглашусь. Все же австриец – один из самых гениальных гонщиков в истории. Большинство же его сходов – это проблемы команды, которая не могла сделать нормальный, надежный болид (это про «Брэбэм» и «Макларен», не «Феррари», если что). Но параллель тут все равно провести можно.

Ники Лауду, как я уже сказал, ненавидели за его характер. Он был такой же, как Себ, упертый и даже более эгоистичный. Возможно, вы знаете о его знаменитом ответе на вопрос о внешнем виде после аварии 1976 года. Ники ответил очень жестко: «После аварии я выгляжу хуже, чем некоторые люди с рождения – но разница в том, что я могу сказать, что это была авария».

Особенно Лауду ненавидели из-за того, что он выступал на болиде, превосходящем остальные по скорости. Каждый, кому не была лень, предъявлял австрийцу претензии по этому поводу. Я уже молчу о том, что сам Ники попал в «Формулу-1» благодаря тому, что купил себе место. Выиграв второй титул с «Феррари», австрийский чемпион поссорился с Энцо и компанией и ушел в команду Берни Экклстоуна «Брэбэм». Но самому Берни не было тогда особого дела до коллектива, так как он больше занимался самой «Формулой-1». Так что машина была никакой.

Здесь стоит отдать должное Лауде, ведь каждую гонку, где он финишировал, Ники приезжал на подиум. Но таких Гран-при за два сезона было 7 штук. Так что во время практики Канады в 1979 году Лауда вышел из болида и сказал: «Я больше не хочу просто наматывать круги».

Кроме того, сам Ники допускал такие же ошибки, как и Себ, разница лишь в их частоте. У Феттеля они чаще. Впрочем, поэтому Лауду считают более искусным пилотом. И все же посмотрите на его аварии.

Австрия, 1978 год. Был дождь и Ники не справился с управлением, что привело к развороту и вылету в стену. Никого не напоминает? (смотреть с 2:18:30).

Бельгия, тот же 1978-й. Лауда был третьим на решетке, но стартовал ужасно. Пытаясь защитить позицию, Ники пустил соперника вперед, но попробовал вернуть позицию тем же способом, что Феттель в Бразилии. В итоге он сошел (смотреть с 1:55).

А теперь скажите: за характер, за ошибки, за неудачи вы стали ненавидеть Лауду? Ники был, есть и будет одним из самых талантливых гонщиков в истории «Формулы-1».

Конечно, Себастьян Феттель далеко не Ники Лауда. Но свои титулы он все же заслужил. Просто так ничто в жизни не происходит. Что бы ни ждало немца впереди, Феттель уже вписал свое имя в историю мирового спорта.

Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI (1, 2, 3), imago sportfotodienst