«Макларен» спасает жизни людей, а «Уильямс» улучшает холодильники. Как «Формула-1» изменила мир
Она везде: от обычных автомобилей до супермаркетов.
На дорогах
Конечно, силовой агрегат «Ф-1» - это чудо, самый мощный двигатель на планете. При сравнении турбо-гибридного V6 с обычным атмосферным V8, который использовался до 2013, выяснилось следующее: нынешние двигатели на 20% мощнее и выпускают углекислого газа на 26% меньше.
В автосреде, когда речь заходит о двигателях, часто обсуждают «тепловую эффективность». Говоря простым языком, «тепловая эффективность» - это процент полученной от сгорания энергии, которая дает дополнительную мощность машине, не исчезая при этом в виде тепла. В эпоху V8 «тепловая эффективность» достигла 29%. С введением новых турбодвигателей V6 в 2014 эта цифра возросла до 40%. Ныне она составляет уже 50%. Двигатели «Ф-1» стали более эффективными всего за 6 лет. Настолько сегодня быстр прогресс.
Кроме того, турбо-гибрид быстрее V8. На самой длинной трассе из календаря «Ф-1» - бельгийский «Спа» - быстрейший круг 2013 году был 1.50.756. Его установил Себастьян Феттель на «Ред Булл», использовав при этом 135 кг топлива. В 2019-м Феттель снова установил лучший круг Гран-при Бельгии, который составил 1.46.409. Но на сей раз на более тяжелой машине немец израсходовал 100 кг топлива.
Учитывая все это, неудивительно, что эта технология уже попала на общественные дороги. Гиперкар «Мерседеса» использует 1,6-литровый турбо-гибридный силовой агрегат «Ф-1». Эдриан Ньюи, технический директор «Ред Булл», участвовал в разработке модели Valkyrie «Астон Мартина», где применил систему рекуперации энергии.
В спорте
Благодаря огромному опыту в работе с аэродинамикой и технологией углеродного волокна инженерные идеи «Формулы-1» востребованы в других видах спорта, включая парусный спорт, бобслей, велоспорт.
Например, «Макларен» работал с фирмой по производству велосипедов Specialized с целью создания легкой гоночной модели Venge из углеродного волокна. Она оказалась легче и прочнее стандартной модели. Неудивительно, что Venge тут же стал победителем своего первого заезда.
То же самое было и в парусных гонках. Эдриан Ньюи из «Ред Булл» и бывший босс «Макларена» Мартин Уитмарш приняли участие в Кубке Америки в составе лучших парусных команд, которые использовали гидродинамику – почти то же самое, что и аэродинамика – с целью получения преимущества.
Изменение городов
Общественный транспорт также не остался без внимания: McLaren Applied Technologies использует технологии «Ф-1» в разработке транспорта всех видов (включая железнодорожный и подземный) нового 5-го поколения. Интересно, что технологии «Формулы-1» (к примеру, сенсоры) уже используются в системе скоростного транспорта Сингапура.
И все же технологии «Макларена» не остались без дела. Сегодня они применяются авиадиспетчерами для прогнозирования незапланированных вылетов и прилетов, выполняя каждую минуту около тысячи симуляций. Это помогает сэкономить время, избежать перегрузки.
Спасение жизней
Не раз проводились параллели между пилотами и инженерами. То же самое касается и врачей с пациентами. В обоих случаях, данные играют ключевую роль, поэтому в современных больницах используют технологии «Макларена» для постоянного наблюдения за состоянием пациентов в отделениях интенсивной терапии. Это не только позволяет докторам лучше заботиться о больных, но и проводить важные исследования. Например, на локтях хирургов во время операций размещены датчики «Ф-1», которые обеспечивают особую обратную связь.
Самые быстрые пит-стопы в автоспорте также сохранили немало жизней, что было выявлено двумя больницами. Например, лондонская детская больница GOSH использует технологии «Феррари», которые получила в 90-ые, а на Университетскую больницу Уэльса сильно повлиял «Уильямс» в 2016. Сотрудничество последних было направлено на улучшение связи между хирургами, медсестрами, анестезиологами во время операций.
Британская фармацевтическая компания «Глаксосмитклайн» использует метод пит-стопов «Макларена», чтобы улучшить эффективность своего производства. Компания существенно увеличила производство зубной пасты в год без ухудшения качества товара.
Уменьшение вредных выбросов
Практически каждый ощутил пользу от «Формулы-1» на самом себе, ведь ее технологии доступны даже в супермаркетах. Aerofoil Energy совместно с «Уильямсом» разработал специальные крылья для современных холодильников, которые уменьшают потерю холодного воздуха, что снижает потребление энергии. Также сокращается выброс углерода, а в самих магазинах становится теплее.
Новые технические решения с целью борьбы за победу не только делают спорт зрелищным. Инновации «Формулы-1» меняют мир даже тогда, когда мы этого не замечаем.
Источник: Formula 1
1-й год. Водородные двигатели подвергаются критике за их медлительность, непрактичность и неэффективность. СМИ и команды трубят о возвращении к старым V6. Падение скорости на круге до 15 %. Плюс трасса стало мокрой постоянно из-за выхлопной системы выробатывающая воду.
2-й год. Двигатели стали более практичны. Поломки уменьшились и большинство все еще мечтают о двигателях 2019 года. Скорость увеличилась на 5%.
3-й год. Одна из команд разработала более эффективную и практичную машину и увеличила скорость еще на 5%. Соперники жалуются на все еще низкую скорость. Обвиняют в том, что внутри колес у доминанты есть обычные бензиновые моторы малых размеров.
4-й год. Все команды научились строить уже практичные водородные моторы с высокой производительностью. Лидер прошлого года уже приблизился по времени за круг к результатам 2019 года. Виллиамс находясь в конце пелетона научилась генерировать топливо из мочи гонщика, который пьет воду. Все в ахуе.
5-й год. Бьются новые рекорды. Минимум 3 команды борятся за лидерство в чемпионате. Виллиамс продвигает мочевые двигатели на 2027 год.
В Формуле 1 все возможно.