8 мин.

Микаэль Лаудруп и «Суонси»: созданы друг для друга

Микаэль Лаудруп претендет на звание тренера-открытия нынешнего розыгрыша АПЛ. Были сомнения относительно того, сможет ли заиграть «Суонси» в его футбол. Но результаты говорят сами за себя – выход в финал Кубка Лиги и уверенная игра в чемпионате с победами над многими записными фаворитами. Стюарт Джеймс, который брал у датчанина интервью перед стартом сезона, рассказал, что изменилось с приходом Лаудрупа.

В «Суонси» не понаслышке знают, что к тренерам, проявившим себя в маленьких клубах, рано или поздно начинают проявлять интерес более богатые и именитые футбольного мира. На «Либерти Стэдиум» сделали себе имя Роберто Мартинес и Брендан Роджерс, а потому ни для кого не станет сюрпризом, если нынешний наставник «лебедей» Микаэля Лаудрупа, под руководством которого валлийцы одной ногой уже в финале Кубка Лиги, (статья вышла до того, как «Суонси» прошел в финал) и чувствуют себя очень комфортно по ходу сезона в премьер-лиге, будут всерьез иметь в виду самые амбициозные клубы Европы.  

«Челси», которые едут на «Либерти Стэдиум», имея в пассиве домашнее поражение в первом матче 0-2, и «Реал Мадрид», с которым Лаудруп завоевал последнее из своих пяти чемпионств Ла Лиги в качестве игрока, видятся одними из наиболее вероятных претендентов на молодого, по меркам тренерского искусства, специалиста, чей авторитет значительно вырос за недолгое время пребывания с Южном Уэльсе.

Оказалось, что у проекта «Лаудруп», начавшегося сразу после отъезда Брендана Роджерса в «Ливерпуль», имеется не только громкое многообещающее название. Датчанин совершил несколько неочевидных, на грани озарения, трансферов (про прозорливость не скажешь разве что в случае с Мичу) и чуть видоизменил тактическую схему той приятной глазу, воздушной игры, основы которой заложил Роджерс. Это дало целостность, с молниеносными выпадами, сродни рапирным, в атаке и необходимую жесткость в обороне.

Схема 4-3-3, применявшаяся Роджерсом, у Лаудрупа чаще выглядит как 4-2-3-1, что позволяет фланговым игрокам смело смещаться в центр, теснее взаймодействовать с остальными игроками атаки, играть максимум в 2-3 касания вместо однообразного вспахивания всей бровки. Но, пожалуй, главное изменение касается темпа атаки. В модели Роджерса мяч подолгу находился у защитников: те перекатывали его друг другу, выискивая бреши в оборонительных построениях соперника. Лаудруп же дает указание доставлять мяч в атаку как можно быстрее.

Возьмем статистику капитана «лебедей» центрального защитника Эшли Уильямса. В этом сезоне у него в среднем 49 передач за игру, тогда как в прошлом было 70. Разница говорит сама за себя. Кстати, датчанин говорил об этом еще перед началом сезона в интервью Guardian, выдержки из которого мы приведем ниже.

«Какая основная задача защитника при начале атаки? Найти партнера в нападении, который может принять мяч лицом к чужим воротам. Иногда, конечно, приходится возвращать мяч назад, чтобы сохранить его, но каждый пас должен делаться осмысленно, с намерением продолжить и развить атаку».

Сомнения некоторых игроков относительно методов работы нового тренера – что, в общем-то, обычное дело, когда в команду приходит известный наставник – довольно быстро были развеяны тем уровнем игры, на который вышла команда, и, самое главное, результатами, особенно в последние 3 месяца (в 19 играх «Суонси» потерпел всего 3 поражения и выиграл на «Энфилде», «Эмирейтс» и «Стэмфорд Бридж»). Похоже, игроки окончательно поверили видению датчанина, который в свои 48 лет, по отзывам, остается лучшим игроком на тренировках.

И хотя понятен интерес к Лаудрупу со стороны больших клубов, все-таки трудно представить его бросающимся в самое пекло работы с «Мадридом» или «Челси».  

На работу Лаудрупа накладывают отпечаток его достижения в качестве игрока, а также его нежелание связывать всю оставшуюся жизнь с футболом. Он говорит, что вряд ли будет на тренерском мостике в 60 и хочет «делать что-то другое» и открыто признается, что у него нет сильной мотивации «возглавить однажды большой клуб». 

Он приводит в пример своего бывшего одноклубника и хорошего друга Пепа Гвардиолу периода работы с «Барселоной». «Мы играли вместе 4 года, и я достаточно хорошо знаю, что он за человек. Поэтому меня не удивил его уход. Он большой мыслитель и отдает всего себя на 100%. Я тоже много размышляю над тем, как еще можно улучшить нашу игру, но эти постоянные мысли очень выматывают. Ведь как было в «Барселоне»? Каждые 3 дня ты выходишь против команды, полной желания сыграть «матч года» и победить любой ценой. При этом в твоей команде игроки, у каждого из который свой нрав и амбиции. Посмотрите на Пепа до его прихода в «Барселону» и после этих 4 лет. Я его так и спросил: на сколько же ты постарел за это время?»

Другими словами, у Лаудрупа есть причины быть довольным жизнью в Суонси, особенно когда на горизонте маячит перспектива сыграть финал Кубка Лиги на «Уэмбли» (уже пробились в финал).

 «Конечно, ответная игра с «Челси» важна для меня, но важна и для всех остальных. Мы знали, что в первом матче будет тяжело, но все равно настраивались на хороший результат. Вышло еще лучше, чем мы ожидали. Но и сейчас каждый понимает, что до итоговой победы еще очень далеко».

[Далее приводим отрыки из интервью Микаэля Лаудрупа, которое он дал Guardian перед началом сезона, сразу после назначения главным тренером «Суонси». Он говорит, какими принципами руководствуется в работе, к чему стремится. Сейчас, когда половина чемпионата позади, уже можно делать первые выводы, насколько сказанное Лаудрупом в августе реализовано в игре «Суонси».]

«Мне часто говорят: «Слушай, ты ведь за великие клубы, а тренируешь «Хетафе», «Мальорку», теперь вот «Суонси». Зачем тебе это?» Для начала, мне не поступало никаких предложений от «МЮ», или «Реала» с «Барселоной», – говорит он, посмеиваясь, – да и потом, у меня нет таких далеко идущих устремлений – обязательно возглавить топ-клуб в будущем».

«Я не говорю, что отказался бы, случись такая возможность. Но давайте порассуждаем. Предположим, я начал тренировать «Брондбю» в 2002-м году с целью со временем дойти до «Реала» или «Барселоны». Вот я добиваюсь первых успехов, скажем, через 4 года уже перебираюсь в Испанию, там я работаю еще 4 года, тоже на виду, и меня приглашают в «Барселону». С ней мы заканчиваем сезон вторыми, проигрываем в финале Лиги чемпионов и вылетаем в полуфинале Кубка. Мне гворят: Микаэль, извини, ты не выиграл ничего, поэтому мы будем искать кого-то другого. Получается, 8 лет я жил мечтой, а потом проходит 10 месяцев, и все рушится из-за одного матча. Нельзя так».

Но ведь со многими тренерами именно так и происходит, нет? «Да, но это не мое. Возможно, потому, что я там уже побывал в качестве игрока. Не поймите неправильно, я не отказываюсь от мысли однажды там оказаться. Но я также счастлив в клубах, которые могут никогда не выиграть титулы. Мне важно видеть развитие команд и отдельных футболистов. И однажды, когда я увижу, что прогресс застопорился, я уйду и буду заниматься чем-то другим».

Лаудрупу, по его собственным словам, есть что доказывать и с небольшими командами, ведь работу ни на одном из прежних мест – «Брондбю», «Хетафе», «Спартак Москва», «Мальорка» – не назовешь однозначно успешной. Правда, «Суонси» здесь стоит особняком. Датчанин «знал очень немногое» о валлийском клубе, когда к нему впервые обратились с предложением, но после просмотра нескольких игр вместе с Петером Шмейхелем и Яном Молби, возглавлявшим «лебедей» в середине 90-х, он понял, что делает верный шаг. «Я пришел в команду, чья философия совпадает с моей».

Неудивительно, что его понимание игры во многом сформировалось за 5 лет пребывания «Дрим Тим» Круиффа. И хотя великий голландец из 4 великолепных легионеров, бывших в то время в «Барселоне», отцепил от команды именно Лаудрупа и расставание вышло не слишком теплым, теперь уже не осталось горечи при упоминании тех событий. «Все, что мы видели за последние 10 лет в исполнении команд Райкарда и Гвардиолы, началось в 88-м при Круиффе. Всеми успехами за последние 24 года «Барселона» обязана именно ему. Он изменил стиль мышления команды».

Тактическое кредо Лаудрупа Давид Беленгер, игравший под его руководством в «Хетафе», охарактеризовал как «персонификация атакующего футбола», а сам Микаэль описывает это так: «Конечно, я нацелен на атаку. Но можно атаковать безоглядно, а можно более продуманно. По большому счету, есть две ситуации – когда мяч у тебя, и когда он у соперника. Именно так играет «Барселона». Они говорят: когда мяч у нас, вокруг него должно находиться много игроков, и если мы, потеряем его, то нам не надо никуда бежать, и мы сразу вступаем в отбор. Последние несколько лет, особенно в эру Гвардиолы, не было смысла говорить про защиту каталонцев, это нельзя назвать защитой в традиционном смысле. Но все же смысл есть.   

«Мы играли против них [«Барселоны»], даже обыгрывали их с «Хетафе», и дважды были ничьи против них с «Мальоркой». Но ни в одном из матчей у нас толком не было мяча. Каждый тренер знает, как играть против «Барселоны»: очень компактно, без свободных зон, когда отбираешь мяч, надо чуть придержать его, сделать 3-4 передачи, а потом кто-то должен бежать открываться в свободную зону, например, слева, когда Алвес не успел вернуться, можно забежать за спину не слишком быстрого Пике».

Он делает паузу перед очередной усмешкой. «Все это знают, но кто может это воплотить? У вас редко будет время на эти 3-4 паса, обычно барселонцы настигают ваших игроков быстрее и снова отвоевывают себе мяч. Что это значит? Надо научиться играть львиную долю времени без мяча».

«Думая об атаке, надо представлять, как игроки будут располагаться на поле. Я очень много говорю игрокам про необходимость сохранять линии в расстановке, в этом случае есть возможность играть в пас в треугольниках. Это азы, которые проходят в футбольной школе, но это необходимо нарабатывать, а потом делать это быстрее и быстрее…»

Несмотря на то что «Суонси» заняли в прошлом сезоне почетное для новичков 11-е место и заслужили множество лестных отзывов о своем атакующем стиле, они не смогли забить в 15 из 38 матчей чемпионата. С Лаудрупом их игра становится еще острее. «Когда я вижу в статистике после матча соотношение владения мячом 60-40, это для меня ничего не значит, потому что могли перепасовываться защитники между собой. И то же самое, когда у защитника 98% точных передач, он мог отдавать своему напарнику по обороне на 10-15 метров поперек поля. Для меня же, по-настоящему владеть мячом означает постоянно искать возможность обострения, каждый пас должен отдаваться с определенной целью».

Стюарт Джеймс, The Guardian

Интервью Лаудрупа The Guardian