Артета изучил победу «МЮ» над «Лейпцигом» и учел все ошибки. Погба снова подставил команду при обороне
В воскресенье «Арсенал» в гостях обыграл «Ман Юнайтед» – 1:0, забил Пьер-Эмерик Обамеянг с пенальти. Пожалуй, это сенсация. Во-первых, «Арсенал» впервые за 14 лет победил на «Олд Траффорд» в рамках АПЛ (была еще серия из 29 выездных матчей без побед против топ-6). Во-вторых, «Юнайтед» подходил к матчу на фоне 5:0 с «Лейпцигом» и вообще набрал мощную форму. Давайте разбираться, что придумал Артета.
1. В матче против «Лейпцига» Оле-Гуннар Сульшер впервые в сезоне использовал схему 4-4-2 с ромбом в центре поля. Она идеально подошла под конкретного соперника. У норвежца были все основания сохранить формацию и на «Арсенал».
Схема Микеля Артеты весьма похожа на ту, что использовал «РБ» против «Юнайтед» – обе команды играют в позиционный футбол и используют для этого схожий базис, в котором тройка защитников без мяча ловко трансформируется в четверку в атаке с помощью левого центрального защитника (Кирана Тирни и Марселя Халстенберга).
Сульшер сохранил идею, но максимально освежил состав (кажется, заранее планировал два матча, поэтому некоторые лидеры получили отдых как раз против «Лейпцига»). Скотт Мактомини, Бруну Фернандеш и Маркус Рэшфорд вышли лишь на замену против немцев – сейчас они появились в старте. Остальные позиции без изменений.
2. Артета выбрал привычную схему 3-4-2-1. Главный сюрприз был связан с нехваткой здоровых центральных защитников. По этой причине в последних матчах мы увидели там даже Гранита Джаку. Давид Луиз до последнего был под вопросом, но все-таки оказался вне заявки. Внезапно место занял Роб Холдинг. Он провел всего одну тренировку после месячного отсутствия, но Артета выбрал именно его, а не Шкодрана Мустафи.
Некоторых мог удивить выход в старте Мохамеда Эль-Ненни при Джаке и Себальосе в запасе, но по текущей форме это абсолютно логично и заслуженно. Египтянин цепляется за каждый шанс – прямо сейчас он один из лучших в клубе (точно самый стабильный).
3. Матч получился достаточно закрытым, но по-разному закрытым в первом и втором таймах. Разницу определила усталость (меньше прессинга во втором) и гол «Арсенала» (неизбежно менял поведение одной из команд). Это вылилось в три этапа.
Первый тайм: обе команды прессингуют, но у «Арсенала» лучше получается действовать под давлением. Моментов было мало, но территорию контролировали именно гости.
Второй тайм до гола «Арсенала»: Сульшер преобразовал игру под прессингом (в лучшую сторону), но давления с обеих сторон стало поменьше. Более важным стало владение на чужой половине и позиционная оборона на своей. Именно в этой стадии «МЮ» допустил ключевую ошибку.
После гола: «Арсенал» садился очень глубоко, редкие передышки получал только за счет собственных владений. «МЮ» давил, но не создал по-настоящему хороших моментов.
4. Перед матчем Артета подробно рассуждал о формации «МЮ». Назвал ее очень трудной для нейтрализации и указал на две детали – ромб трансформируется в квадрат, а пара нападающих держит защиту в напряжении постоянными рывками. Микель понимал, что у Сульшера несколько вариантов, но, судя по словам, в первую очередь готовился именно к этому.
При прессинге «Арсенал» регулярно повторял один и тот же сценарий. Обамеянг и Виллиан оказываются выше Ляказетта и играют по центральным защитникам. Ляказетт оказывается один против Мактомини и Фреда (которые в этой стадии как раз были частью квадрата, а не ромба).
В идеальном сценарии Ляказетт старался контролировать обоих (и так мощно пахал, что иногда получалось). Если же это было невозможно, он концентрировался на Фреде, а Мактомини получал свободу. Кажется, Артета ставил на то, что «МЮ» недостаточно быстро находит свободного игрока в первой стадии (особенно если не готов к такому типу прессинга – с «РБ» были отлично готовы), а Мактомини недостаточно хорош на мяче, даже если получит свободу. И то, и другое вполне оправданно.
Именно в центральной зоне у «МЮ» был свободный игрок. Все остальные направления, включая фланговых защитников, перекрывались. Для этого высоко выдвигались Сака и Бельерин (важное отличие от прессинга «Лейпцига»):
5. Следующий шаг в нейтрализации схемы «МЮ» – персональная игра против Поля Побга и Бруну Фернандеша. За них отвечали Томас Парти и Мохамед Эль-Ненни соответственно. Поскольку при розыгрышах ромб «Юнайтед» часто становился квадратом, им было удобно играть в персоналку. Но оба агрессивно выдвигались даже в нестандартных ситуациях, когда нужно было бросить привычную позицию:
В совокупности это давало ситуацию, в которой «Арсенал» нейтрализовал основное направление розыгрыша – фланги (против «Лейпцига» многие продвижения шли через Шоу). А в центре максимально плотно закрыл двух самых опасных игроков. Бонусом шла ситуация 3-в-2 против Гринвуда и Рэшфорда. При необходимости Холдинг и Габриэл свободно выдвигались в глубину за ними, без риска оставить партнера 1-в-1 с форвардом.
Эффективность плана Артеты подчеркнул даже Погба: «Мы не ожидали, что с нами сыграют персонально – со мной и Бруну. Но это не означает, что мы не могли лучше адаптироваться. Мы должны были найти решение, но в этот раз не нашли. Именно поэтому мы так пассивно выглядели в атаке».
Если резюмировать: «РБ» был так ужасен в прессинге из-за того, что не понимал, как накрывать фланги. А когда пытался, например, через Дани Ольмо, сразу же свободнее становилось в центре, чем блестяще пользовались Погба и Ван Де Бек (игравший на позиции Бруну). Отчасти проблемы были связаны с тем, что Нагельсманн не ожидал увидеть ромб в центре поля. Артета ожидал – и подготовился. На флангах агрессивно играли латерали, а в центре персональная игра против самых креативных.
План два ключевых преимущества. Во-первых, «Арсенал» выбирал, кто из соперников получит свободу (Мактомини), у «РБ» не было такого контроля, их прессинг рушился по цепочке и свободный игрок «МЮ» менялся (иногда им оказывался даже Погба). Во-вторых, позволил сохранить свободного защитника против пары нападающих.
Результат: гости очень классно контролировали территорию – «МЮ» лишь раз пробил по воротам до перерыва (худший показатель на «Олд Траффорд» за 5 лет). Справедливости ради, тот единственный удар был опасным (Гринвуд после шикарного паса Рэшфорда), но та атака была исключением из правил.
6. «МЮ» тоже высоко прессинговал. Давление начиналось с тройки Рэшфорд-Бруну-Гринвуд, а поддерживалось полузащитниками. «Юнайтед» двигался достаточно интенсивно, но проблема схемы с ромбом в том, что практически невозможно перекрыть два фланга одновременно. Даже с учетом выдвижений полузащитников из центра ближе к краю.
«Арсенал» по традиции при розыгрыше переходил на четверку защитников. А свободу из-за ромба «Юнайтед» чаще всего получали Бельерин и Тирни. «Арсенал» лучше понимал, как находить свободного игрока.
Ромб «МЮ» растягивается, чтобы накрыть фланг. Бруну прикрывает Бельерина, а Погба смещается на его позицию:
Но слева свободен Тирни. Лено его находит. Мактомини выдвигается, но с опозданием (Тирни успевает обработать):
Никаких серьезных недоработок от игроков «МЮ» не было. Просто «Арсенал» хорошо знал слабые места их прессинга и старался использовать.
Было еще два важных отличия: 1. Наличие Эль-Ненни, который хорошо двигался, открывался и почти никогда не терял мяч. Это не столько тактика, сколько индивидуальное понимание игры, но ни Фред, ни Мактомини таких качеств не давали; 2. Готовность упрощать игру и действовать более прямолинейно. Лено не стеснялся выбивать далеко, если понимал, что разыграть прием с использованием свободных флангов не получается.
Ходы Артеты дали «Арсеналу» преимущество в контроле территории (не путать с доминированием и острыми моментами). Вот территориальная карта первого тайма:
Команды владели практически поровну, но «Арсенал» выбирался со своей трети и не позволял выбираться «МЮ».
7. Как это часто бывает в последних матчах, Сульшер эффективно адаптировался по ходу встречи. Во втором тайме Мактомини стал опускаться к центральным защитникам (на позицию правого центрального). Теперь свободным игроком оказывался Линделеф:
Против структуры прессинга «Арсенала» это самый очевидный прием. Странно, что «Юнайтед» не прочитал ситуацию без помощи тренера и не использовал его чаще. В первом тайме он встречался, но был совсем эпизодическим.
Этот простой ход давал «Юнайтед» два преимущества. Во-первых, теперь могли менять свободного игрока (например, Линделеф с отличным пасом). Во-вторых, теперь сразу находили свободного игрока – в первом тайме иногда не могли добраться до него.
8. Пожалуй, еще большее влияние на ход второго тайма оказала усталость. Артета признал, что команда из-за графика просто не может поддерживать высокий уровень интенсивности весь матч. Сульшер не жаловался, но к «МЮ», который играл основной оба матча, тезис еще более применим.
Прессинга с обеих сторон стало меньше. Большую роль теперь играли затяжные владения и позиционная оборона. «Юнайтед» в этой стадии отказывался от ромба и садился в схему 4-4-1-1 с Погба на левом фланге:
Именно француз выглядел уязвимым звеном в этой формации: игра без мяча – его слабость, а тут еще позиция незнакомая. Именно его ошибка привела к пенальти.
9. Погба привез команде уже второй пенальти за 6 туров (и 3-й после карантина). Это потрясающая частота для атакующего футболиста. Теперь сценарий, в котором Погба старается в обороне, кажется не менее опасным, чем когда он просто наблюдает со стороны. Вчера Поль старался – при прессинге, где у него активная роль, вообще минимум вопросов; при обороне тоже добегал и не халтурил.
К сожалению, проявился другой недостаток – совокупность плохих решений и нехватка навыка отбора. Лучший анализ провел сам Погба: «Я должен был помнить, что нахожусь в штрафной, и не допускать такой пенальти. Даже не стараться отобрать мяч, а просто позволить сопернику принять мяч и попытаться заблокировать навес. Возможно, моя глупая ошибка была связана с тем, что я слегка выдохся, так как сделал несколько рывков перед эпизодом».
Последний фактор далеко не самый важный, но Поль имеет право на это указать. Перед пенальти «Арсенал» заставил «МЮ» бегать за мячом 1 минуту 53 секунды. Это очень затяжной отрезок для одной атаки. Хотя Погба все равно должен был лучше оценить достаточно простую ситуацию. Респект ему, что пришел на флэш-интервью и так откровенно все объяснил, но на этом позитив заканчивается.
10. «Арсенал» при позиционной обороне садился в схему 5-4-1. Эта формация проверена большим количеством топ-матчей, где Артета часто выбирал игру вторым номером. Такого же явного слабого звена здесь нет:
Результатом стала уверенная концовка матча. После пенальти преимущество «Юнайтед» по владению достигло 75%, а «Арсенал» на финальном отрезке откровенно закрывался. Хозяева не перевели преимущество в острые моменты. 4 удара, но лишь один из пределов штрафной. Ни одного явного шанса.
11. Александр Ляказетт показал потрясающую работоспособность. Косвенным отражением стали 4 отбора (шикарный показатель для форварда). Его качества не только помогали при прессинге, где он часто связывал сразу двух оппонентов, но также служили дополнительным источником угрозы.
Дважды именно после отборов Ляказетта на чужой половине «Арсенал» организовывал опасные атаки на скорости. В таком закрытом матче это было особенно важным.
12. Важную роль в эпизоде перед пенальти сыграло взаимодействие Бельерина и Виллиана. Это один из самых работающих механизмов в пока что беззубой атаке «Арсенала». Лучший момент в первом тайме (удар головой Сака) тоже был подготовлен через их взаимодействие.
В рамках позиционного футбола вингер и фланговый защитник должны дополнять друг друга – постоянно оценивать позицию партнера и располагаться на разных горизонтальных линиях (если вингер на фланге, то латераль в полуфланге).
Справа это особенно хорошо прослеживается. Во-первых, потому что оба футболиста хорошо понимают систему и дисциплинированы. Во-вторых, потому что качества Бельерина хорошо подходят для смещений ближе к центру – он сильно прибавил в комбинациях и даже прямых обострениях через передачи вразрез.
Химия Бельерина и Виллиана прослеживается через тепловые карты. Это Эктор – в стадии розыгрыша играет четко по флангу, а впереди позиция варьируется (часто – именно в опорной соперника играет):
А это Виллиан – стартует в чужой опорной по схеме, но из-за постоянных адаптаций даже больше времени проводит на фланге:
Еще важнее своевременность этих ротаций. Ее не передать через карты, но она становится все лучше.
13. Один из самых ярких эпизодов матча – индивидуальный рейд Эль-Ненни в прессинг на 91-й (весьма удачный, кстати). Египтянин – лучшее доказательство того, что для Артеты фраза про чистый лист, с которого все начинают с новым тренером, не просто клише. Он продолжает выходить в старте даже после интеграции Томаса Парти.
Вчера провел очередной отличный матч. Персональная работа против Бруну, качественные открывания под прессингом и качественная игра в пас. Эль-Ненни пасует с точностью 93,8% (лучшая среди полузащитников). Эта качество у него было всегда. Но именно система Артеты сделала из этого суперсилу – помогают те самые выманивания в прессинг, о которых детально рассказывал Букайо Сака.
14. Очень мощный старт Парти. Томас совмещал разрушение с продвижением мяча в трудных ситуациях. Во всем был очень хорош. Он не просто блистает, но и открывается по-новому. Экс-скаут Франсис Каджигао, который вел Парти со времен «Альмерии», отмечал: «В прошлом клубе его ограничивали. Иногда он играл, будто находится на ручнике».
Симеоне ограничивал его в передачах определенного типа (слишком рискованных). В системе «Атлетико» это было уместно и добавляло надежности. В «Арсенале» Парти уже сейчас выглядит более разносторонним игроком. В идеале он не утратит и старые сильные стороны. Пока все получается.
15. Еще один мощный перфоманс – у Габриэла. Играл с травмой, с 26-й минуты еще и с желтой, но это не помешало ему отыграть практически безупречно при обороне. Большую часть матча агрессивно и эффективно выдвигался за нападающими «МЮ», а в конце отлично отбивался внутри штрафной:
16. Артета предположил, что «МЮ» сыграет по схеме 4-4-2 ромб – и не ошибся. «Арсенал» качественно подготовился к плану «Юнайтед» и поставил перед соперником вопросы, которые не смог сформулировать «Лейпциг». Но это не вылилось в большой перевес – лишь некоторое территориальное преимущество и закрытый характер всего матча.
В таком тонком сценарии вполне могла победить любая команда (у обеих мало шансов – первый гол был критически важным, а его мог забить и «Юнайтед»). Но, пожалуй, победа «Арсенала» справедлива. Команда Артеты была чуть лучше в каждом аспекте.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: REUTERS/PAUL ELLIS, PHIL NOBLE; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, Paul Ellis – Pool/Getty Images
Возможно, но вот у меня всё же вопрос: когда он срубил обыгравшего его между ног и прорывающегося в штрафную от лицевой Гринвуда, это разве была не 100%-я вторая ЖК? )
Если аватарка идет в ход, то в самом тексте вы ничего не нашли. А если нашли, укажите. Буду знать, исправляюсь. Все мы субъективны. Но, когда я пишу на сайт, я стремлюсь к объективности. Это часть работы. Если видите, что я не справляюсь и ошибаюсь, показывайте. Для меня будет уроком.
Но понимаю, в насколько уязвимое положение меня ставит такой ответ. Ни разу не навязываю мнение. Эпизод из тех, что требуют трактовки. Мое мнение такое.
Победа МЮ, впрочем, тоже была бы незаслуженной. Счет 0:0 был бы справедливым, но у Погба было другое мнение.
Еще написано, что матч тонкий и победа неочевидная. Но преимущество в территории (в первом тайме) и отсутствие провалов прессинге, которые были у РБ – это решения Артеты.