11 мин.

Темная сторона Саррибола. Что у Сарри не получилось в «Челси»?

Третье место в премьер-лиге и Лига Европы. Но все ли было гладко?

За 15 лет Романа Абрамовича в «Челси» менеджерами побывали 15 человек (если считать покойного Рэя Уилкинса и Стива Холланда, которые отработали по одному матчу). Теперь ушел Маурицио Сарри. Итальянец – самый неоднозначный персонаж для фанатов. В комментариях постоянные споры на счет успехов и неудач Саррибола.

Постараюсь понять обе точки зрения. Приятные события мы разобрали тут. Сейчас пора вспомнить о негативных моментах карьеры итальянца в Англии.

Тактическое упрямство

Саррибол подразумевал постоянную схему, что было понятно еще по прошлому сезону в «Наполи». Неаполитанцы придерживались формации 4-3-3 целых 98% игрового времени в Серии А, разбавляя этот строй пятью формациями (в которых команда провела в среднем не более 15 минут).

1

Если в Италии это работало безотказно (ну или практически безотказно), то в Англии так не получилось. Успешно начав сезон (18 матчей без поражений во всех турнирах), команда заметно начала сдавать (3 поражения в следующих 6 турах АПЛ), а пиком стали разгромные матчи против «Борнмута» и «Манчестер Сити».

В чем причина? Тренерский пул АПЛ с каждым годом укрепляется – все больше тренеров отказываются от примитивных навесов, не хотят отсиживаться половину матча в обороне (хотя команды вроде «Бернли» все еще преуспевают в этом компоненте). В ситуации с «Челси» уже в первые месяцы стало понятно, что вся игра строится через Жоржиньо. Нейтрализовав итальянца в игре против «синих», можно преуспеть. Почеттино показал это первым, и его «Тоттенхэм» обыграл тогда еще непобедимый «Челси» – Жоржиньо оказался в ромбовидной ловушке, созданной полузащитой «шпор».

8

Сарри после этого не отказался от своей схемы, погрустив на послематчевой пресс-конференции о недостаточной работе Эдена Азара в обороне. Именно это стало отправной точкой для использования Азара на позиции нападающего. Однако, и тут не срослось: в схемах Сарри нападающий – это классический центрфорвард, а Эден действовал больше на неудобной позиции «ложной девятки», что сказалось на его продуктивности. И, несмотря на очень грамотный матч против «Сити» (хотя здесь Пеп скорее просчитался, чем Сарри его перехитрил – Гвардиоле было достаточно заставить команду атаковать через фланг постоянно проваливающегося Алонсо), команда заметно сдала. Сарри же не сдавался, снова и снова выставляя Азара в центре нападения.

Единственный матч, где это сработало – финал Кубка Лиги. Но там Сарри впервые намеренно пошел на игре\у вторым номером – «Челси» отдал владение «Сити», плотно отыграв в обороне, а Азар, оставаясь на позиции центрфорварда, не создавал фланговый дисбаланс. Удержать команду Гвардиолы после 0:6 в предыдущем матче было успехом.

Взяв Игуаина в аренду, Сарри все-таки снял Эдена с нелюбимой и неэффективной позиции. Но Сарри так и не изменил формацию. Несколько раз в конце сезона заменами итальянец все-таки перестраивал игру на 4-2-3-1, но в этой схеме команда сыграла всего 41 минуту в сезоне, в то время как оставшиеся 3542 – это чистые 4-3-3 без какого-либо разнообразия. В Англии стоит быть креативнее.

Фаворитизм к игрокам

Это ответвление тактического упрямства. Чтобы механизм работал, винтики следует не менять, а огранять – именно такой логикой руководствовался Сарри. Протекционизм в первую очередь касается уже ограненного в «Наполи» Жоржиньо – итальянобразилец провел 37 из 38 матчей в АПЛ. В качестве сменщика в кубковых матчах выступал Сеск Фабрегас, пока зимой не покинул клуб. Испанец объяснил свой переход в Монако так: «Я мог продлить контракт с «Челси», чтобы остаться, но новый тренер пришел в команду с игроком, к которому он относится как к собственному сыну. <…> По какой-то причине я не мог выходить на поле в каждой игре, даже если был лучшим. То же самое касается других футболистов «Челси». И ведь правда, чем так хорош Жоржиньо в сравнении с Сеском? Да, под конец сезона Жоржиньо стал действовать намного острее, а также стабильнее играл в обороне, но осенью 2018-го испанец выглядел предпочтительнее. Однако протекция Сарри по итогу вынудила Франсеска покинуть клуб.

Та же история наблюдалась с Игуаином, который совсем не вписался в состав. Поначалу Гонсало выглядел многообещающе –двигался как первоклассный форвард, но не получал мяча, а если и получал, то ему откровенно не везло. Этот период закончился, не успев начаться: аргентинец обиделся на всех и ругался на тренировках. Вместе с этим исчезла отдача – аргентинец мог выйти на замену за 10-15 минут и проходить все это время пешком, даже не пытаясь сыграть в высоком прессинге. Но все давно знают, какие теплые отношения у Маурицио с Игуаином, что дает повод быть уверенным в очередном проявлении фаворитизма. А Оливье Жиру, названный Сарри «неподходящим для его футбола», может сколько угодно стараться и становиться лучшим бомбардиром Лиги Европы.

Миши Батшуайи был обещан шанс показать себя в прошлом сезоне. Сарри слова не сдержал, дав добро на аренду Бэтмена. И если испанскую командировку бельгиец провалил, то в «Кристал Пэлас» Миши за 11 матчей забил 5 раз – в среднем 150 минут на гол. Батшуайи оказался эффективнее любого форварда «Челси» в этом сезоне в рамках АПЛ. Очередной промах Сарри.

2

 

Долгое время незыблемыми были позиции Маркоса Алонсо и Виллиана, но в итоге Сарри услышал фанатов, постепенно замещая первого Эмерсоном (который отлично себя показал), а второго начал ротировать с Педро и Одои (что добавило конкуренции и благоприятно сказалось на мотивации каждого из тройки биться за эту позицию, а не отбывать номер). Но упрямство Сарри и здесь было слишком затянутым – кто знает, как бы сложились те или иные игры, если бы ротация началась раньше.

Утраченное доверие команды

Первые два пункта на протяжении всего сезона аккумулировали раздражение и недоверие к Сарри не только со стороны фанатов. Футболисты тоже были не в восторге от складывающейся ситуации, где место в составе гарантировано определенным личностям, а тренер не пытается варьировать игру в зависимости от результатов. «Синие» всегда отличались непростыми отношениями с менеджерами, а тут и Сарри подливал масла в огонь, вынося проблемы в прессу и неоднократно прямо выражая недовольство слабой мотивированностью команды.

Первым, кто не стерпел, стал Азар. Однако бельгиец как всегда достаточно мирно описал ситуацию, а вот известный открытостью Антонио Рюдигер заявил: «Тренировки Сарри? Все это напоминает нахождение в школе, когда ты сидишь и слушаешь учителя, одно и то же. Конечно, иногда это воспринимается сложно и негативно, но мы должны выполнять свою работу».

Больше никто из игроков так не высказывался. Но просто вспомните, как команда собиралась перед сериями пенальти против «Сити» и «Айнтрахта», и как это делали соперники. Гвардиола и Хюттер были частью своих коллективов, давая наставления и мотивируя игроков, которые вокруг них создавали дружное кольцо, в то время как Сарри сидел на скамейке и даже не смотрел в сторону своей команды. В лучшем случае подходил на минуту, бросая в толпу «Удачи», после чего садился обратно. А чего стоит ситуация с Кепой во время финала Кубка Лиги?

 

О каких успехах можно говорить, когда в клубе царит такая напряженная обстановка? Только после победы в Лиге Европы мы увидели улыбки и объятия игроков и главного тренера – разве так не должно быть если не после каждой победы, то хотя бы после матчей с сильными соперниками? Тут Сарри есть чему поучиться у Антонио Конте.

«Челси» не поддержал Сарри в конфликте с Кепой, а игроков напрягали вечерние тренировки: история разрыва

Фикция атакующего футбола

Когда Сарри только пришел, каждый второй журналист говорил о революции в «Челси»: атакующий футбол, о существовании которого «синие» попросту забыли.

Что мы видим в итоге? 63 забитых и 39 пропущенных, что практически идентично показателям прошлого сезона при Конте. Сравнивая с показателями забитых и пропущенных мячей в последних 5 сезонах, этот розыгрыш АПЛ стал худшим для «Челси», не считая провального 2015/16. Что уж говорить про чемпионские показатели при Моуринью и Конте.

5

С одной стороны, подбор игроков нападения ослаб по сравнению с первым сезоном Конте (Диего Косту заменить не в силах никто из нынешних форвардов «Челси»). С другой, если сравнивать со вторым годом при Антонио, состав не отличался кардинально, а в атаке вообще не изменился. Кроме того, зимой под Сарри приобрели нападающего, которого именно он и хотел, а вот Конте приходилось довольствоваться Моратой, в то время как у руководства (судя по заверениям авторитетных источников) Антонио просил приобрести Ромелу Лукаку.

В теории, можно все списать на синдром первого сезона и недостаточную подготовку команды в тактическом плане. В таком случае было бы логично увидеть прогресс команды по ходу сезона. Этого не происходит – в первом круге команда забила заметно больше, пропустив на 7 мячей меньше. Прогресса не было – все в очередной раз из-за упрямства Сарри и стагнации команды в одной игровой модели.

4

Бесхребетность

Апогей истории, который лучше всего подчеркнет комментарий Сарри после январского поражения от «Арсенала»: «Я очень зол, потому что поражение было связано с нашей психологией больше, чем с чем-либо. Мы играли с гораздо более нацеленной командой, и я не могу этого принять. Я не доволен, потому что предпочитаю объяснять поражения с точки зрения тактики, но, кажется, эту группу игроков очень трудно мотивировать.»

 

Упрямство тренера в тактическом плане и фаворитизм разочаровали игроков, а отсутствие результатов катализировало тотальное нежелание команды принимать проповеди итальянца. Результатом стало самое страшное, что могло произойти – «Челси» потерял характер.

Настоящей болью было наблюдать за клубом зимой: если «синие» пропускали, то подписывали себе смертный приговор. Команда переставала бороться и идти вперед, высокий прессинг растворялся в резком снижении скоростей игры, а игра в короткий пас спускалась в основном к передачам между защитниками и Жоржиньо. У игроков не было мысли и желания бороться, в то время как Сарри ничего не делал для поиска мотивации. Кроме того, Сарри сам регулярно только продолжал загонять клуб, фанатов и футболистов в безразличие, граничащее с депрессией. Футбол «Челси» стало невыносимо смотреть.

Пусть вас не смущают результаты весны, где лондонцы периодически выгрызали победы на последних минутах. Это были победы, достигнутые либо горячей и жаждущей играть молодежью, либо слабостью соперников, либо благодаря судейским ошибкам (как это было в матче с «Кардиффом»). Клуб доигрывал сезон еще с его середины, и только эмоциональная серия пенальти с «Айнтрахтом» и итоговая победа в финале Лиги Европы скрашивают весьма серый год лондонского Сарризма. Да и сам Сарри не поддавался эмоциям: «Эволюция – дочь поражений, и это касается не только футбола. Я не могу радоваться после победы». 

Годы пройдут, эмоции поутихнут, и мало кто вспомнит, чем были недовольны болельщики «Челси» в мини-эпоху Сарри. Результат есть результат, в сухом остатке будет только он. Но пусть этот текст будет той запиской в будущее, которая добавит капли эмоций в математику и историю.

 

Maurizio,

Thanks for the memories

But it’s time to say goodbye!

Сарри в «Челси»: хорошего было больше, чем вам кажется

Слово «сарризм» есть даже в итальянском словаре. Пора окончательно разобраться, что это такое