Рэмзи переходит в «Ювентус». Он сделает Роналду сильнее
Вадим Лукомский – о феномене валлийца.
Насколько хорош Рэмзи
Рэмзи – игрок движения в мире, где ценят игроков техники. В техническом плане Рэмзи с трудом соответствует обойме «Арсенала», не говоря об основе. Но наблюдение только за техникой не дает даже половины представления о полезности футболиста. Об этом говорил Йохан Кройфф: «Статистически доказано, что игрок владеет мячом в среднем около 3 минут за матч, поэтому по-настоящему важную роль играет именно то, что он делает 87 минут, когда у него нет мяча. Именно это определяет, насколько он хорош».
Действия, о которых предупреждал голландец, трудно подсчитать и даже заметить не всегда получается. Вероятно, именно поэтому одна из первых тем на тренерских курсах в Европе называется «Три уровня просмотра футбола». Первый уровень – слежение за мячом (так смотрит футбол большинство). Второй – не концентрироваться только на мяче, следить за всем кадром и движением футболистов без мяча. Третий – не просто следишь за движением без мяча, но и понимаешь, какие движения и позиции игроков оптимальные, где игроки должны располагаться в идеале.
Чтобы оценить техничного футболиста, достаточно первого уровня. Чтобы в полной мере оценить футболиста, который строит игру вокруг движения, нужен третий уровень. Именно поэтому игроков движения так недооценивают, хотя они влияют на команду сильнее всего. «В большинстве эпизодов следующий пас определяется не футболистом с мячом, а движением игроков без мяча», – гласит еще одна мудрость Кройффа.
Есть два типа атакующих игроков движения: те, что создают себе лишние пару метров при обработке мяча, так как всегда оценивают ситуацию вокруг себя и ищут зоны (Антуан Гризманн, Томас Мюллер), и те, которые помогают команде постоянными своевременными рывками в штрафную (Артуро Видаль, Аарон Рэмзи, Леон Горетцка).
Формально они центральные полузащитники, но их совсем неуместно сравнивать с более классическими техничными хавами. Они всегда будут менее заметны, так как умышленно изолируют себя от розыгрыша мяча. Например, в матче этого сезона со «Штуттгартом» Горетцка («Бавария») играл в паре с Тиаго Алькантарой: Леон сделал 19 точных передач, Тиаго – 103. При этом Горетцка забил, ассистировал и нанес 6 ударов. Так выглядят топовые перфомансы футболистов движения.
«Видение – важное качество для полузащитника. Если ты видишь зону, которая может вылиться в созданный момент, ты должен верить в себя и совершить рывок. Ощущение, что ты действительно успеешь туда, тоже важно. Таков мой стиль. У меня в голове появляется картинка, я бегу в нужную зону», – рассказывал сам Рэмзи.
Один из примеров такого мышления – гол «Халлу» в 2014-м. Рэмзи на своей половине поля, но лучше остальных знает, куда бежать:
Он прочитал ситуацию и теперь на скорости несется в свободную зону. На этой стадии его уже почти невозможно перехватить:
Рэмзи получает пас, который увидел 9 секунд назад:
Прямо сейчас Рэмзи кажется лучшим полузащитником такого плана. Он универсальнее остальных, он не только идеально совершает максимум умных рывков, но и больше помогает команде с мячом. Аарон шикарно перегружает зону, на которую давит команда. Это особенно ярко проявилось на Евро-2016, когда он связывал всю команду и вообще касался мяча чаще всех у Уэльса.
Рэмзи – король по части создания преимуществ в нужной зоне. «На тренировках мы много работаем с манекенами. Мое любимое упражнение: 5 штук стоят в ряд, мы с партнером играем в касание, преодолевая при этом препятствия. Нужно начинать медленно, а потом добавлять скорости. В таком случае ты лучше чувствуешь мяч и состояние поля, отдаешь удобный пас партнеру. Упражнение учит разыгрывать треугольник против реальных соперников. В таких ситуациях важно предугадывать эпизоды и читать игру».
Аарон всегда понимает, в какой зоне нужно преимущество, всегда успевает его создать. Это качество хвалил и Арсен Венгер: «Аарон помогает команде от штрафной до штрафной – он постоянно находит зону, где не хватает игрока». Валлийцу помогают невероятные физические данные – они от природы. В 9 лет он стал чемпионом Уэльса по пятиборью, хотя не занимался легкой атлетикой отдельно. Увереннее всего он выиграл кросс на 800 метров.
При этом с техникой у Рэмзи тоже весьма неплохо – даже в неудачный сезон он входит в европейский топ по продвижению мяча, хотя там доминируют техничные ребята (первая тройка – Месси, Неймар, Кроос). «После каждого матча я изучаю статистику – отборы, процент точности передач, количество интенсивных рывков. Я оцениваю, насколько далек от целевых показателей. Если пропасть велика, разбираюсь, почему так получилось», – признался Рэмзи в интервью ESPN.
Его выбор показателей интересен. Возможно, Аарон просто назвал те, что первыми пришли в голову, но они все равно неплохо олицетворяют его разноплановость. Отборы важны, потому что в лучших играх он – прессинг-машина. Точность передач олицетворяет качество его подыгрыша в треугольниках. Количество интенсивных рывков – его движение и подключения в штрафную.
Благодаря такому сочетанию качеств Рэмзи заметно превосходит современных полузащитников движения. Его ближайший аналог – Фрэнк Лэмпард. «Я вижу Рэмзи полузащитником, способным забивать 10-15 голов за год. Он – игрок стиля Лэмпарда. Строит игру вокруг подключений в штрафную и способности очень много бегать. У него потрясающее сочетание выносливости и мощи, а по части рывков высокой интенсивности ему вообще нет равных в лиге», – объяснял Венгер.
Аналогии особенно интересны, потому что значительную часть карьеры Фрэнки гнобили и недооценивали болельщики его же клубов. Это длилось до тех пор, пока к нему в душе не подошел Жозе Моуринью со словами: «Ты лучший игрок мира, но тебе нужно выиграть трофеи». Лэмпс начал забивать по 15-20 голов за сезон, выиграл трофеи и почти взял Золотой мяч (2-е место в 2005-м). Примерно тогда началось переосмысление его карьеры, но умному Моуринью все было очевидно и раньше.
Из-за постоянных травм у Рэмзи пока не случилось такого пересмотра, но было несколько отрезков, когда Аарон показывал топовый уровень – половина сезона-2013/14 (до травмы был в топ-2 фаворитов на лучшего игрока сезона АПЛ) и прошлый сезон (выиграл приз лучшему игрока сезона в «Арсенале). Умному Лэмпарду этого достаточно для такого вердикта: «Вряд ли кого-то удивит, что мне очень нравится Рэмзи. Он похож на меня – прекрасно исполняет рывки в штрафную вторым темпом».
Рэмзи не обладает дальним ударом Лэмпарда, поэтому не бьет издали так часто, но в остальном максимально близок к нему и даже слегка превосходит. В сравнении поздний, но еще могучий Лэмпард – последний сезон в «Челси» и другие клубы не учитывались (там он значительно хуже), а детальных цифр по его пиковым годам нет в свободном доступе.
В плане своевременных рывков в штрафную Аарон точно тянет на роль наследника Лэмпса. Ребята из StatsBomb даже выяснили, что 42% его ударов наносятся без давления соперников – это 4-й результат в лиге и лучший среди центральных полузащитников (формально – опорник Джака чуть лучше, но почти все его удары дальние).
Количество и качество ударов – следствие интеллекта Рэмзи. Уолкотт называл его самым помешанным на футболе в команде. Бельерин рассказывал, что Аарон учил его выбирать лучший момент и вариант для паса назад под удар после прохода по флангу. Венгер, характеризуя его, однажды использовал формулировку «использует свои тактические знания».
Чтобы называть Лэмпардом нашей эпохи, Рэмзи не хватает только реализации моментов. Без пенальти Аарон никогда не выйдет на голевые темпы Фрэнка, но даже учитывая это, он забивает меньше, чем должен, исходя из количества и качества моментов. Это главный минус.
Постоянное наличие моментов важнее реализации, которая в значительной степени зависит от удачи. Но реализация Аарона так ужасна, что дело, вероятно, не только в невезении. Хотя прошлый сезон и старт этого вылились в легкий прогресс.
Зачем Рэмзи «Ювентусу»
По информации репортера BBC Дэвида Орнштейна, «Ювентус», «Интер», «Бавария», «ПСЖ» и «Реал Мадрид» интересуются Аароном.
Такая очередь из грандов не удивляет тех, кто хорошо знает Рэмзи. Два года назад экс-тренер Уэльса Крис Коулмэн предупреждал: «Отбросив эмоции, могу сказать: играя на большом турнире против топ-сборных, Рэмзи был на голову выше остальных. Он способен играть за любую команду». «Кто-то провернет невероятно выгодную сделку. Рэмзи – забивной полузащитник. Если он сыграет 40-45 матчей за сезон, забьет 15 голов. Таких игроков немного», – вердикт Райана Гиггза.
Фаворит – «Ювентус». Команде Макса Аллегри особенно пригодятся его качества. Голы самого Рэмзи будут лишь приятным бонусом. Истинная задача валлийца в другом.
После прихода Криштиану Роналду «Юве» перестраивает атакующую игру и отчаянно нуждается в человеке, который свяжет пока что хаотичную картину. «Ювентус» наносит почти на 4 удара за игру больше, чем в прошлом сезоне, но забил на 10 мячей меньше. Потенциальные причины – слишком большое количество ударов под давлением, нехватка свободы у Криштиану перед ударом, упор на неэффективные удары из-за нехватки движения в атаке.
Рэмзи – мастер решения подобных проблем. Движение Аарона трудно перевести в цифры, но его влияние на партнеров легко заметно. Хороший пример – взаимодействия с Александром Ляказеттом в первой половине прошлого сезона (во второй появился Обамеянг, что сбило чистоту эксперимента).
Без рывков Аарона, которые отвлекали соперников, Ляказетт превращался в посредственного нападающего, который лупит из отчаянных позиций. С Рэмзи количество и острота ударов француза возрастали – он преображался. Это совсем радикальный пример – не всегда движение Рэмзи так преображает нападающего, но он гарантированно получает больше свободы. Ляказетт так впечатлился, что в одном прошлогоднем интервью даже назвал Рэмзи «легендой клуба».
Сейчас средняя острота удара Роналду – 0,14 (самая низкая за все сезоны, по которым есть данные). Ему явно не помешает партнер, мастерски освобождающий форвардов.
Влияние Рэмзи на более креативных партнеров тоже очевидно. Рассмотрим на примере Алексиса Санчеса. Рэмзи смещается на его фланг под опекой Николы Влашича:
Аарон читает эпизод и в ключевой момент делает резкий рывок, уводя за собой Влашича:
Санчес двигается в опорную зону, где открылась огромная свободная зона. С такой свободой ему проще созидать или готовить удар:
После перехода в «Юнайтед» чилиец не стал реже получать мяч (50 передач на 90 минут против 52,1 в «Арсенале»), но его креативность резко сократилась – 2,2 передачи под удар на 90 минут против 3 в «Арсенале»; 1,6 ударов против 4,1. Это не единственная причина, но нехватка удобного движения и партнеров, способных так читать игру, сыграла важную роль.
Похожая ситуация с Месутом Озилом. В свободном доступе нет полных данных (как меняется статистика в матчах с Рэмзи и без него), но в этом сезоне они почти не играют вместе – цифры немца обрушились. 2,1 передачи под удар за 90 минут против 3,5 в прошлом сезоне. Лучший результат в карьере Месута (4,3) совпадает с сезоном, когда Рэмзи играл чаще всего (2015/16). Опять же – это лишь один из факторов, но связь очевидна.
Примерно так Рэмзи помогает Озилу, даже не касаясь мяча. Месут оттягивается поглубже, Аарон заполняет его зону – просто движение уже создает Озилу лишние пару секунд свободы:
В нужный момент Рэмзи оттягивается поглубже, уводя за собой соперника. Теперь нападающие в ситуации 2-в-2 после паса Месута:
План «Ювентуса» понятен: разместить в одном составе футболиста, который выдает лучшие в современной истории цифры ударов из штрафной, с футболистом, который, возможно, лучше всех в мире освобождает партнеров в штрафной. Пока «Юве» всех выносит в Италии, вопреки очевидному спаду впереди. С Рэмзи Роналду-ориентированная атака станет эффективнее.
Почему Эмери отказался от Рэмзи
Источники Орнштейна подтверждают, что переговоры по новому контракту Рэмзи зашли в тупик по «футбольным и финансовым причинам». Влияние Уная Эмери на решение очевидно – вопрос лишь в степени этого влияния. Картина лишь дополняется тактическими проблемами Аарона в системе испанца.
Эмери подробно объяснял, как классифицирует полузащитников: «Полузащитников можно поделить на шестерок, восьмерок и десяток. Обычно у каждого игрока по две таких роли – Торрейра это шестерка-восьмерка. Эль-Ненни – тоже шестерка-восьмерка. Джака, пожалуй, тоже. Гендузи – шестерка-восьмерка или даже восьмерка-шестерка.
Рэмзи отличается – он более атакующий игрок. Аарон – скорее восьмерка-десятка. Моя система предполагает, что в некоторых матчах мы будем играть с двумя полузащитниками, а в некоторых – с тремя».
Эмери говорит о движении футболистов без особой оглядки на индивидуальные качества и стиль. Шестерка – это опорник, который почти не покидает зону перед защитой. Восьмерка – центральный полузащитник, который играет повыше. Десятка – игрок под нападающим.
Похожие деления были в каждой команде Эмери. Унаи стремится иметь минимум двух «шестерок-восьмерок» в центре поля. Это придает команде надежности в ключевой зоне. Эмери готов на риски в других зонах, но опорная должна быть максимально закрытой. В некоторых матчах Джака, Торрейра и Гендузи выходили одновременно. Унаи не допускает постоянного присутствия в опорной «восьмерки-десятки» (Рэмзи), что лишает Аарона любимой позиции.
В «Севилье» Эмери редко использовал креативного Эвера Банегу в центре поля – он аналогичным образом был записан в «восьмерки-десятки» и играл под нападающим. В центре все пришло к сочетанию Крыховяк-Нзонзи. В последний сезон Унаи Банега вообще ни разу не сыграл на любимой позиции центрального полузащитника. Сейчас у Пабло Мачина Эвер раскрывается в роли самого глубокого опорника.
В «ПСЖ» была похожая картина – в куче матчей Верратти, Мотта и Рабьо (Матюиди) выходили одновременно. В очереди был Крыховяк. Выход Ло Чельсо считался большим риском, на который тренер шел неохотно. Это особенно заметно на контрасте с тем, что делает Томас Тухель – у него в тройке полузащитников порой одновременно выходят Неймар с Ди Марией.
Образ идеальной команды и подбор игроков под нее – это путь Эмери. Он сильно отличается от подхода Венгера, который стремился выпустить всех лучших и за счет тактических поисков постепенно искал оптимальный баланс взаимодействий между ними. Об этой разнице говорил даже сам Унаи. Арсен, согласно теории Эмери, развивал тактическое мышление игроков; Унаи развивает тактическое мышление команды.
Результат пути Эмери: Рэмзи борется за позицию под нападающим. На любимой позиции в центре поля провел всего 2 матча. Стартуя под нападающим, Аарон не так эффективен: у него меньше пространства для рывков и он недостаточно техничен, чтобы играть классическую десятку. «Рэмзи любит подключаться в штрафную, он хорошо выбирает момент для рывка, он также всегда готов открыться под отыгрыш с партнером. Если убрать это из его игры, если приковать его к конкретной зоне и сказать ждать там мяч, убиваешь его сильные стороны», – объяснял в прошлом сезоне Венгер.
Без любимой позиции Аарон столкнулся именно с такими проблемами. Сузилась зона действий, понизилась вовлеченность в игру (48 передач за 90 минут – никогда раньше он не опускался ниже 60). Он все еще полезен как игрок для высокого прессинга, который практикует Эмери, но это лишь одно из трех направлений его таланта. Два других (рывки в штрафную и создание преимуществ по всему полю) – более редкие и уникальные, но они совсем затухают в системе испанца.
Отказ от Рэмзи, который претендовал на одну из самых больших зарплат в клубе, но не раскрылся даже наполовину в системе Эмери, – логичный ход.
Смущают лишь побочные эффекты. Во-первых, саги с истечением контрактов у звезд «Арсенала» продолжаются (в прошлом году героями были Санчес и Озил). Во-вторых, Рэмзи не первый важный игрок, который столкнулся с трудностями адаптации у Эмери – похожие проблемы у Месута. Это пугающая для модели «тренер-спортивный директор» нехватка гибкости. Ее суть именно в том, чтобы не перекраивать состав под каждого следующего тренера и уж точно не терять уникальных футболистов.
Для самого Рэмзи переход в «Юве» выглядит очень перспективно – Аарон будет играть в команде самого тактически гибкого тренера мира.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: REUTERS/John Sibley/Action Images (1,5); Gettyimages.ru/Michael Regan, Dan Mullan, Julian Finney; globallookpress.com/Matteo Gribaudi/Image; REUTERS/David Klein/Action Images (7,8)
Жаль, что полностью не раскрылся, причиной тому можно считать травмы, но тем не менее было очень круто наблюдать за его игрой. Удачи ему карьере.
Уровень, на котором он должен был играть постоянно, это уровень игры на евро 16, где он был лидером и вел команду, вместе с Бейлом
"Есть три буддийских способа смотреть телевизор. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а первые две - подготовительные. Смотришь все программы новостей, но телевизор не включаешь. Очень важно, чтобы при этом была прямая спина, а руки лучше всего складывать на животе - правая ладонь снизу, левая сверху. Это для мужчин, а для женщин наоборот. И ни на секунду не отвлекаться. Если так смотреть телевизор десять лет подряд хотя бы по часу в день, можно понять природу телевидения. Да и всего остального тоже."
а Рэмси хороший!
Спасибо!
Цитаты Венгера вставлять как бы для подтверждения это конечно мощно, правда он про любого «своего» игрока столько наговорил, уолкотт уже мячей восемь золотых должен получить. На самом деле радует то что, количество «венгеровских» игроков-лузеров становится все меньше, а команда избавляется планомерно от всех химер прошлого режима.
Выводы про Эмери в конце тоже на высоком уровне. Автор, а как по вашему Венгер, который в прошлом сезоне положил Озилу 300 тысяч в неделю умел договариваться с игроками?
И в плане универсальности, кстати, тоже есть гораздо более красноречивые примеры (Милнер, Яя Туре). С какого перепугу (с точки зрения стороннего зрителя, а не болельщика "Арсенала") переломанный валлиец "легенда" и прочее - ума не приложу.
Ну и Лэмпс = Рэмзи - это вообще ни в какие рамки. Вот уж где действительно легенда и мегафутболист.