Джо Коулу не повезло с эпохой. Но Моуринью не делал его хуже
Самый техничный английский футболист завершил карьеру.
«Месси способен на потрясающие вещи, но нет такого, чего бы Джо не мог повторить. Если не сделать лучше», – Стивен Джерард слегка промахнулся с прогнозом (он видел перешедшего в «Ливерпуль» Коула претендентом на приз игроку сезона), но что-то в его оценке есть.
Джо Коул рассказывал: в 11 лет он понял, что отличается от других детей – у него получается то, что не выходит у ровесников. В то время Джо следил за итальянским и африканским футболом, подмечал, а потом старался повторить финты и яркие приемы. Много лет спустя отточенная на лондонских улицах техника позволит The Guardian описать Коула как игрока, способного исполнить разворот Кройффа в телефонной будке.
«Стоило мне только сделать первый шаг в академии «Вест Хэма», как я понял, что наибольшие шансы стать звездой у Джо Коула. Все говорили о нем. Он был на два месяца моложе меня, но опережал на целый учебный год, – вспоминает знакомство с Коулом Майкл Кэррик. – Он делал на поле такие штуки и двигался так, как я в жизни никогда не видел. Другие команды хотели нейтрализовать его, ведь никто не мог ничего с ним поделать и он всех дико бесил. Он мог без проблем перекинуть мяч через голову соперника, принять его и забить. Он был первым игроком на моей памяти, который обладал таким талантом. Он творил чудеса с мячом. Его тело занимало именно то положение, которое было нужно для лучшей обработки мяча. Он использовал свою мощь как щит в стиле Пола Гаскойна. Только вот у Коула было куда больше техники, чем у Газзы. Он был так талантлив! «Вау, что за парень», – вот что я подумал, когда увидел его впервые. Он был вопиюще хорош».
Клубы, большие и не очень, охотились за Джо. Его звали на просмотры, и обычным делом стали от 4 до 5 матчей за неделю. Он выбрал «Вест Хэм» из-за репутации академии. «Я не мог знать, что Фрэнк Лэмпард, Рио Фердинанд и Майкл Кэррик будут там. Я лишь доверился интуиции», – объяснял Коул. Привязанность к «Вест Хэму» оказалась такой сильной, что Джо устоял перед уговорами «МЮ»: Алекс Фергюсон приглашал школьника на парад в честь победы в Кубке Англии, а потом прислал футболку с 10-м номером и записку «Вот такой будет твоя майка, когда ты сыграешь за «Манчестер Юнайтед».
Популярность Коула в те годы подчеркивает и другая сцена. Когда он в перерыве матча «Вест Хэм» – «Челси» на глазах «Аптон Парка» подписал профессиональный контракт, стадионный диктор объявил: «Вы будете рассказывать внукам, что были здесь, когда Джо Коул поставил свою подпись».
Это было правильное место. В 1999-м «Вест Хэм» с Коулом и Кэрриком выиграл молодежный Кубок Англии, сметя в двух финальных матчах «Ковентри» (9:0). За пару месяцев до этого 17-летний Джо дебютировал в премьер-лиге (на выезде с «МЮ», где ж еще). Если бы Харри Реднапп, который в то время тренировал «ВХ», мог, он бы зашвырнул Коула на поле прямо из-за парты. Харри поощрял любой его выкрутас. «На тренировках только и было слышно: «Ох, Коули! Что тут у нас? Да он же волшебник!» – перебирал воспоминания Рио Фердинанд.
Реднаппа легко понять:
К 21 году у Коула уже было больше ста матчей в АПЛ. На его творческую свободу не посягал ни Реднапп, ни сменивший его Глен Редер. В сезоне-2002/03 Коул получил капитанскую повязку, отыграл 36 матчей в чемпионате и стал игроком года в «Вест Хэме». Этот насыщенный сезон Джо вспоминал бы чаще, если бы не почти невозможное: «Вест Хэм» вылетел. Еще никогда в в истории АПЛ в чемпионшип не отправлялась команда с 42 очками. «Вест Хэм» не спасли Коул, Каррик, Дефо, Кануте, Ди Канио и мощный весенний рывок.
Крушение того ярчайшего состава остается главным «вот если бы» для болельщиков «Вест Хэма». Их собственный Класс-2003 распустили, и никто уже никогда не узнает, что могло бы получиться.
Моуринью обвиняют, что он испортил Коула. Нет. Он лишь изменил его
Летом 2003-го Коул перешел в «Челси». Раньери видел в нем нового Дзолу: «Мне нужен игрок с дриблингом, и я думаю, Джо как раз из таких. Он хорош в ситуациях один на один. Очень умен и хорошо пасует». Но единственный сезон Раньери при Абрамовиче был подготовкой к чему-то большему не только для клуба, но и для Коула. Первый гол за «Челси» в премьер-лиге он забил лишь к концу апреля.
Самое интересное (и сложное) в жизни Джо началось с приходом Моуринью.
В автобиографии Фрэнк Лэмпард описывал первую встречу Жозе с командой. Португалец был очень уверен, Лэмпард прочувствовал его ауру и не отрывал от тренера взгляд. После общих слов Моуринью обратился к Коулу. «Я знаю, как я хочу играть, и я знаю, как выжать из тебя лучшее, – сказал он. – У меня хороший опыт по встраиванию техничных игроков в команду. У меня это получилось в «Порту». И я уверен, мы сможем так и в «Челси».
«Отдаю должное проницательности Моуринью: он понял, что Коули особенно нуждался в поддержке», – писал Лэмпард.
Моуринью видел Коула вингером. Другого места для Джо попросту не было.
В первом английском матче – дома против «Манчестер Юнайтед» – Жозе выставил в полузащите ультраоборонительный ромб из Макелеле, Жереми, Смертина и Лэмпарда. «Челси» продолжил играть в этом построении, а переход на привычные 4-3-3 Майкл Кокс, автор книги об истории тактики в АПЛ, связывает с двумя моментами: 1) в первых 9 турах «Челси» забил всего 8 мячей (из них – 1 с пенальти, 2 после штрафных и еще 1 автогол) – мало даже для Моуринью; 2) взрывная форма Арьена Роббена, которому 4-3-3 подходили больше всего.
Основными здесь были Роббен и Дафф, а Коул стал играть чаще после травмы голландца. При этом Моуринью еще до тактических изменений озвучил, что ему нужно. В начале октября Жозе публично раскритиковал Коула, который вышел на замену и принес победу над «Ливерпулем»: «Джо забил очень важный мяч – его выход дал нам динамику. Но, забив, он прекратил играть. Мне нужны 11 игроков, работающих на команду, а у меня было только 10. Если он хочет постоянно играть за сборную, ему придется вникнуть в организацию игры в защите. Он должен впечатлить меня, а не толпу. У Джо два лица. Одно прекрасно, а вот другое мне не нравится. Но я могу изменить это. И он готов учиться».
Моуринью внушил игрокам важность «переходов» – моментов, когда мяч переходил от одной команде к другой, а защитная фаза сменялась на атакующую и наоборот. Дамьен Дафф объяснял требования Жозе: «Если ты теряешь мяч, нужно бежать назад, быстро или просто восстанавливаясь. Если ты возвращаешь мяч, это переход от обороны, лети вперед как можно скорее. Соперник наиболее уязвим, он не успевает перестроиться. Бум, и готово».
Моуринью обожал работоспособность Даффа и мечтал, чтобы Коул приблизился к прямолинейному и ответственному ирландцу. И хотя Джо через полгода заслужил большую похвалу («Теперь он мыслит как один из 11 игроков. Он понял, в чем нуждается команда и что от него нужно, когда мы без мяча. Он сильно прибавил, это абсолютно другой игрок», – слова Жозе после кубкового матча со «Сканторпом»), это была долгая война характеров. Например, в следующем сезоне Моуринью снял Коула после 26 минут с «Фулхэмом» – до такой степени португальца не устраивала самоотдача.
Коул переборол себя, превратился в часть системы. Он выиграл с Моуринью два титула премьер-лиги, Кубки лиги и Англии, забивал важнейшие мячи – «Арсеналу» на «Хайбери», «Ливерпулю» в полуфинале ЛЧ и «Манчестер Юнайтед» в чемпионском матче. Соло с «МЮ», безусловно, лучший гол Коула в клубном футболе, многие восприняли как напоминание о задвинутом, не востребованном Моуринью таланте.
Но Джо настаивает на положительном влиянии Жозе.
«Бывало, он изводил меня. Но он знал, что делает. Он знал, как встряхнуть меня. Он знал, что, усадив меня на лавку и выпустив на 20 минут в следующей игре, он получит лучшие 20 минут, на которые я только способен.
Мое истинное предназначение – быть креативным игроком. Получать удовольствие от футбола. Но это не гарантирует три очка в субботу. Это не убережет тренера от увольнения. Так что нужно меняться. Моуринью сделал меня разносторонним игроком. В то время в «Челси» я не мог быть еще лучше», – написал Коул в исповеди для сайта The Coaches’ Voice.
Коул забил самый красивый гол англичан на чемпионатах мира
Однажды Джо забил в матче сборной семь раз. Это случилось в игре английских и испанских школьников и только добавило разговоров.
Звездным часом во взрослой команде стал чемпионат мира-2006. Играя слева за Англию, Коул даже не мечтал о другой позиции: Свен Йоран-Эрикссон твердо верил в классические 4-4-2 и его, как и всю страну, больше всего волновала дилемма Джеррарда и Лэмпарда. Зато именно здесь, на левом краю, Джо принял мяч перед тем, как по незабываемой траектории запустить его в шведские ворота:
И все же Коулу не повезло ни с эпохой, ни со страной
«Если вы сопоставите мою карьеру с карьерой Лионеля Месси, то да, не так уж и здорово. Но в сравнении с 99 процентами других футболистов, моя очень хороша», – считает Коул.
Часто карьеру Коула представляют как сделку: куча трофеев с «Челси» (а было еще чемпионство и кубок с Анчелотти, финал Лиги чемпионов) в обмен на счастье быть собой.
В какой-то степени это действительно так. Уход из «Вест Хэма» Джо объяснял желанием сделать следующий шаг, играть в ЛЧ и выигрывать трофеи. Он это получил, попав в сильнейший английский клуб середины 2000-х и согласившись на условия. В каком-то другом мире он мог последовать примеру Мэтта Ле Тиссье и не переделывать себя, но тогда ему бы просто не нашлось места в большой команде, а его страничка в Википедии была бы значительно скромнее.
В общем-то нельзя было по-другому.
Важно помнить, каким было это время. «Манчестер Юнайтед» перестраивался, «Арсенал» пережил пик, а в два клуба из Большой четверки одновременно пришли два сверхуспешных прагматика. Тогда у Моуринью и Бенитеса было три общих сезона в Англии. Они принесли «Челси» и «Ливерпулю» трофеи, превратили очные матчи в неоклассику и повлияли на всю АПЛ: лига переняла тактическую собранность и осторожность – и все три года общая результативность ползла вниз.
Тектонические сдвиги были очевидны. Чемпион мира и адепт искреннего футбола Хорхе Вальдано разнес Бенитеса и Моуринью в знаменитой колонке после полуфинала ЛЧ 2004/05:
«Челси» и «Ливерпуль» – самый ясный пример того, каким становится футбол: очень интенсивный, избыточно коллективный, чрезмерно тактический, слишком физический и дико прямой. Но что насчет короткой передачи? Не-е-ет. Финт? Да ни за что. Смена темпа? Ни в коем разе. Пойти один на двух? Пробросить мяч между ног? Сыграть пяткой? Не смешите. Ничего из этого. Экстремальный контроль и серьезность команд перекрыли все креативные намерения.
Если уж Дидье Дрогба был лучшим игроком, то это печально. Потому что он всего лишь быстрее всех бегает, выше всех прыгает и больнее всех толкается. Высочайшая интенсивность стирает таланты, оставляя даже игрока уровня Джо Коула растерянным. Если футбол и правда идет по пути «Челси» и «Ливерпуля», нам следует попрощаться со всяким самовыражением и талантом, которыми мы любовались на протяжении века».
Исключительность Коула иногда вредила ему. «Я толком не прошел через молодежную систему. Я не тренировался с «Вест Хэмом» до того, как мне исполнилось 12. До этого у меня вообще не было команды. Я был настоящим уличным футболистом. Тренеры сказали мне, что я отличаюсь от общепринятых правил. Они не знали, что же со мной делать, куда меня поставить, но они и не хотели ограничивать меня», – говорил Коул в интервью Оливеру Кею из The Times. Неопределенность с позицией – одна из основных сложностей, считает бывший одноклубник Коула по «Вест Хэму» Стив Ломас.
Говард Улкинсон, сделавший «Лидс» последним чемпионом до наступления эры премьер-лиги, видит проблему чуть шире: в английском футболе, ориентированном исключительно на результат, свободный плеймейкер был роскошью; возможно, в исторически ценящих технику Испании, Италии и Франции к дару Коула отнеслись бы иначе.
Коул, как уверяет Кей, без ума от идеи Гвардиолы перевести Давида Сильвы в центр поля. «Роль креативной 8-ки не существовала в эру, в которую рос Коул. По крайней мере ее не использовал ни один его тренер», – поясняет журналист.
Ощущение несвоеременности сквозит и в словах самого Коула. Даже не так. Это похоже на самое откровенное признание: «Сейчас английский футбол совсем другой. Тогда никто не играл с десяткой. В футбол не играли через линии. Владением особо не любовались. Никто не мог сохранить мяч в тяжелой ситуации. Было так: бей вперед, шире, навесь, пробей головой.
Теперь игра лучше. Я горжусь всем, чего достиг. Но если бы я мог отдать все медали, деньги, воспоминания и начать все заново, я бы согласился».
Дело лишь в том, что никто свое время не выбирает.
Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram
Фото: Gettyimages.ru/Ben Radford, Shaun Botterill/Allsport, Ben Radford, Ian Walton; REUTERS/Action Images/Tony O’Brien, Eddie Keogh
Его мяч и второй год Кака на Олд Траффорде - самые запоминающиеся голы в ворота любимой команды. Помнить, кажется, буду всегда
И последняя цитата вскрывает, как Коул обогнал свое время:
"Я горжусь всем, чего достиг. Но если бы я мог отдать все медали, деньги, воспоминания и начать все заново, я бы согласился"
обычно все всегда говорят, "я ни о чем не жалею, дали бы шанс - прожил бы также, ничего не изменив". Тут - по другому, круто
Как по мне, тот же Джеррард куда более четкий пример двужильного робота, в основном выезжающего за счёт дикой физики и характера, нежели умений и интеллекта
За ними охотились защитники, никому не нравится, когда из тебя делают клоуна.
Многочисленные травмы превратили Барнса в обычного середняка, не дали реализоваться Гаскойну (тут еще и выпивка сыграла роль), Даррен Андертон постоянно лечился.
Тренд развития футбола - больше дисциплины и тактики, меньше импровизации и индивидуальности, - также играет против звезд. Можно вспоминать как отцепляли от сборных Р.Баджо, Кантону, Ромарио, Рональдиньо; Ходдл, сам игрок-технарь, будучи уже тренером, не взял Газзу на ЧМ-98.
Должно было совпасть несколько факторов, чтобы игрок блеснул - доверие тренеров, помощь партнеров, везение - чтобы игрок блеснул хотя бы на одном турнире или в одном сезоне.