7 мин.

Вальтер Монтижо

Сегодняшняя статья - о его пути в футболе. Уже в четыре года Вальтер забил гол, очень похожий на тот, что спустя много лет он забьёт Фламенго. Разумеется, с поправками на возраст (размеры поля, ворот). Но главное различие было не в этом. Вспоминает Марта Монтижо, мама игрока:

- Однажды мне довелось видеть, как он играет, и я была впечатлена его талантом. Это было в пятницу, а уже в субботу был матч. Я взяла его. Это был первый матч Вальтера, он играл против трёх друзей с улицы, и я очень нервничала. И вот он забивает суперский голасо красивым ударом. В то время как все начали улыбаться, только он праздновал, бежал и целовал футболку. Гол был в свои ворота (улыбается). Вальтер праздновал с друзьями, которые были соперниками. Это был момент дня.

Комичный эпизод приключился в его первом клубе, Дефенсорес де Арена, в Ланусе, части Большого Буэнос Айреса, города, где он родился. В этом клубе он находился до 10 лет, всегда в компании своего фана №1, Вальтера Монтижо-старшего, отца игрока.

- Не принижая остальных, Вальтер всегда отличался от других. В нём было нечто особенное. У всех была скорость, "физика", а у него ещё была "голова". Он всегда знал, что делать с мячом ещё до того, как получал его. Кроме того, он всегда был хорошим, уважал тренеров, был хорошим товарищем.

С первым трофеем.

Вальтер, работавший в администрации города, был настолько доволен талантом сына, что вместе с друзьями создал клуб "Северо-западный Ланус". Это было сделано для того, чтобы сын всегда был рядом и на дистанции от многочисленных предпринимателей, присматривавших его для прохождения тестов в профессиональных клубах.

- Я никогда не хотел, чтобы он проходил тесты в клубах. Здесь, в Аргентине, очень высокая конкуренция уже с детских возрастов: что среди самих команд за лидирующие позиции, что внутри них за место в составе. Друзей, как правило, нет, только врагов наживаешь. Давление очень высоко. Я всегда предпочитал, чтобы он развлекался, играя. Это было самым важным. Соревнования были оставлены на потом.

Самой большой боязнью родителей оставалось то, чтобы футбол не стал обязанностью и оставался развлечением. Семья Вальтера принадлежала к среднему классу, и он никогда ни в чём не нуждался, а приятным времяпрепровождением для него была игра с мячом. В то же время он превращался в ответственного и дисциплинированного молодого человека.

С другой стороны, мечта жить в спорте, который любит, не покидала голову Монтижо, и однажды он высказался отцу в том духе, что, мол, пора бы. Пора бы перейти в школу какого-нибудь клуба. Вальтер-старший на это ответил, что если действительно есть талант, предложение придёт в нужное время.

- В то время, ему это не понравилось, но потом он меня благодарил. Было нормальным делом - получать постоянно предложения, но я всегда говорил нет, нет, нет. Если он готов был играть, заставлять было не надо. Это было тем, что ждало впереди. Многие ребята, проходящие через молодёжные дивизионы здесь, в Аргентине, к моменту перехода в профессионалы выхолощены морально, и в результате не добиваются ничего серьёзного.

Но так, конечно, вечно продолжаться не могло. Вышесказанные слова ничуть не отменяют качество аргентинского футбольного образования, а может даже, лишний раз подчёркивают его - выживает сильнейший. В 14 лет Монтижо, главной звёздочке "Северо-западного Лануса", стали тесны стены футзала, в который он играл, и захотелось большего. Он перешёл в клуб Вижа Модело, который стал трамплином для перехода на по-настоящему высокий уровень соревнований.

С родителями.

В 16 лет Монтижо пошёл на пробы в Ривер Плейт - клуб, за который болел. Однако попытка была неудачной. Вальтер не сумел показать себя самым лучшим образом, и после тренировки, на которой просматривались 200 игроков, тренер подозвал его и сказал, что впечатлён его умениями, но другой парень впечатлил его ещё сильнее, а чтобы взять и Вальтера, просто нет места.

Расстраиваться было особо некогда: уже через неделю предстоял тест в другом великом аргентинском клубе, Сан Лоренсо. На сей раз всё прошло удачно - в команду взяли. Таким образом, мечта исполнилась. И стратегия Вальтера-старшего завершилась успехом? Нет.

Время в любительском футболе не дало Вальтеру должного соревновательного опыта с лучшими из сверстников. В Сан Лоренсо он пришёл без каких-либо травм за спиной, но и без какой-либо физической подготовки.

- Технически, Вальтер всегда был очень хорош, но физически он был нулём. Поскольку он никогда не был в базовых дивизионах, разница была такой, что товарищи были как самолёты, а он - как автомобиль. Поэтому перед тем, как он сыграл в первый раз, я шесть месяцев проводил с ним специальную работу. Правда, это вконец деморализовало его. Играть в футбол для него было самым важным всегда. В детстве, например, если я его наказывал тем, что не пускал играть, он хотел убить меня.

Пройдя период достижения уровня других, Монтижо провёл отличный сезон в 2001-м. Ту команду прозвали "Шестой Симфонией", по номеру дивизиона, в котором она играла и доминировала. Вальтер был главным героем среди талантливого поколения "циклонов". Так осталось и в последствии: самый известный, помимо него, игрок той команды - Пабло Сабалета, ныне выступающий за Манчестер Сити.

А уже в 2002-м, всего через полтора года после прихода в клуб, Монтижо перевели к профессионалам. Игрового времени он получал мало, но это было нормально. А вскоре как компенсация пришёл вызов в молодёжную сборную Аргентины до 20 лет, которой предстояло участвовать в Чемпионате Мира в Катаре-2003. Причём, он чуть не оказался вне команды. Тренеры его опробовали, но изначально брать не собирались - помогла травма главного конкурента, который поддерживал его, которого он хорошо знает и с которым они встретились вновь на стадионах Бразилии. Рассказывает отец:

- Из-за травмы Дарио Конки, Вальтера вызвали на Мундиаль. Они - друзья, в те времена общались даже по телефону.

На соревновании в Азии Монтижо был титуларом в нескольких матчах и проявлял себя хорошо, но Аргентина, проиграв Бразилии в полуфинале, осталась на четвёртом месте. Вернувшись в страну, с Нестором Горосито как тренером, у Монтижо появились неплохие шансы в первой команде, он даже помог ей занять третье место в Чемпионате Аргентины. Однако, больше всего запомнился момент, когда его в первый раз заявили на матч, на скамейку запасных, и он поблагодарил отца за все направления к реализации мечты, что он ему задавал.

- В Сан Лоренсо он страдал много. Бесчисленное число раз он оставался даже без места на скамейке запасных и не понимал причины, почему его не используют. Надо было иметь много сил, и он всегда сражался. Незабываемый день был, когда Мануэль Пеллегрини первый раз вызвал его играть в Примере. Вальтер вышел после тренировки и сказал: "Папа, я встречусь с Эстудьянтес". Мы обнялись и заплакали.

За Циклон Монтижо провёл 36 матчей и забил два гола за чуть более чем три года, как стал профессионалом. В конце того периода затесалась аренда в мексиканской Морелии, где он не задержался, несмотря на то, что постоянно играл в основе, провёл 25 матчей и забил три гола. Но, в конце концов, потенциал начал реализовываться. Далеко от Лануса, от Буэнос Айреса. В Сантьяго, в Чили.

С женой на знаменитом бразильском курорте Бузиос, популярном особенно у аргентинцев.

Подписанный Универсидадом де Чили, Монтижо нашёл игровое время, которое так искал. Стал главной звездой клуба, выиграл Апертуру 2009-го и, мы почти возвращаемся в настоящее время, блистал в Кубке Либертадорес-2010, где вывел команду в полуфинал.

- В Чили он получил место в основе и возможность играть свободного художника. За счёт этого уровень его футбола вырос. Но пауза на Кубок Мира сказалась самым печальным образом на "Ла У". Игроки растеряли форму, многие вели переговоры о переходе в другие клубы.

Монтижо тоже время не терял, надо сказать (хотя к его выступлениям в полуфинале нет абсолютно никаких притензий). И из множества предложений из Бразилии выбрал верное. Звал Васко, звал Фламенго, но он решил выбрать Крузейро, где встретил тренера, который дал ему то, что он всегда искал: свободу, чтобы быть счастливым на поле. А отец и не сомневался в успехе в Бразилии:

- Вальтер играет в бразильском стиле, как будто он родился в этой стране. Это стиль игры, который больше всего нравится ему. Я всегда был уверен, что у него будет успех в Бразилии. Лучше всего, если он останется здесь на всю жизнь, здесь он будет счастливее, чем в Европе. Единственное, чем я недоволен - что не могу видеть его игру по телевизору (улыбается).