Гвардейцы «Динамо» Москва. Александр Новиков
А между тем, Александр Васильевич, является рекордсменом команды по числу матчей в чемпионатах страны. Всего в составе «Динамо» провёл 395 официальных матчей (327 в чемпионатах страны, 44 в Кубке СССР и 24 в европейских турнирах) и забил 10 мячей (9, 1, 0). Новиков обогнал по сыгранным матчам самого Льва Ивановича Яшина.
Кроме того, Александр Новиков – чемпион СССР 1976 года, второй призёр чемпионата 1986 года. Обладатель Кубка СССР 1977 и 1984 годов. Полуфиналист розыгрышей Кубка обладателей кубков 1978 и 1985 годов. Капитан команды в 1984.
В первой сборной СССР (1977) провёл 3 матча. В 1979 году выступал за вторую сборную СССР; в 1975—1979 — за молодежную сборную.
Итак, Мушкетер Александр Новиков, легенда «Динамо» Москва.
Новиков – коренной динамовец. Десятилетним мальчишкой пришел к тренеру Байкову.
Вот что вспоминает Новиков про ту команду:
«- Хорошая у нас в детях уже команда подобралась: Вадик Павленко, Серега Камзуллин… — Павленко метеором ворвался в большой футбол, когда вы были еще в глубоком дубле. — Да, 74-й — звездный был год для него, девятнадцатилетнего. Встал тогда в состав вместо травмированного Толи Кожемякина — тот-то вообще талантище был, каких редко встретишь, — и начал забивать, словно всю жизнь в «Динамо» играл. Я восхищался тогда Байдачным с Еврюжихиным — как они Вадика в игру приняли! Для них игрока-двух на своих краях пройти не проблема была, а пасы навесные — как рукой разбрасывали. А в воздухе Вадик играть умел. — Но взлет его длился так недолго… — Да, полетел мениск, была неудачная операция… В «Спартаке» московском побывал, потом в «Тереке», снова в «Динамо», но это был уже не тот, конечно, Павленко. Кроме мениска что-то еще в нем сломалось. Я не поверил, когда мне сказали, что он грузчиком в винном магазине работал — это когда я уже в Ставрополе играл. Оказавшись в Москве, нашел тот магазин на Первомайской, но его на ремонт закрыли, а Вадик, сказали, уволился. А он же никогда, сколько помню, вина в рот не брал, железным режимщиком был. — Простите, а вы? — Я не был так талантлив, как Вадик, и очень хорошо отдавал себе отчет, что все жизненные удовольствия и вольности — не для меня. Или футбол — или… Я выбрал футбол.»
В 1975 году Новиков, в двадцать лет Новиков – основной центральный защитник «Динамо». Думаю, нынешним молодым ребятам, играющим на этой позиции небезынтересно это прочитать. Итак, еще раз – в 20 лет парень – основной центральный защитник «Динамо». А в 1976 году наша команда выиграла весенний чемпионат СССР, к сожалению, последний на сегодняшний день. И в защите играл мальчишка – Новиков. А начался взлет Александра благодаря великому динамовскому тренеру Александру Севидову. Маститый специалист, поверил в молодого парня и поставил его в основу. И не прогадал – Новиков защищал предпоследний рубеж «Динамо» 12 лет, вплоть до 1987 года.
Приведем слова Александра Васильевича, который с благоговением вспоминает Александра Севидова:
«— Да, с Севидовым связаны все мои самые светлые футбольные воспоминания. При нем я встал в состав в 75-м, на следующий год выиграл с командой чемпионское звание, а еще через сезон — Кубок. И жизнь была прекрасна и безоблачна, никто не называл меня грубияном, потому что партнерами моими в защите — на краях — были Маховиков с Паровым, которые и сместиться-то в центр ко мне никому с мячом не давали, а впереди меня играл лучший, на мой взгляд, опорный полузащитник тех лет в советском футболе — Олег Долматов. У нас была чудесная команда, и, если бы от нас в начале 79-го не убрали Севидова по грязному доносу, а вовсе не по состоянию здоровья, как писали тогда в прессе, она бы, уверен, далеко пошла.»
К сожалению, после того как убрали Севидова, в «Динамо» начались тяжелые и смутные времена, продолжавшиеся до 1986 года, когда с тренером Эдуардом Васильевичем Малофеевым золотые мальчики Добровольский, Колыванов, Кирьяков и Кобелев, стали серебряными призерами Чемпионата СССР. Но, вернемся в начало 1980-х.
Новиков продолжал играть, ему доверяли все тренеры, которых было в «Динамо» великое множество. Виктор Царев, Евгений Горянский, Вячеслав Соловьев, Вадим Иванов. Вряд ли эти имена, за исключением Царева что-то скажут большинству болельщиков. «Динамо» в этом круговороте тренеров стало падать в таблице все ниже и ниже.
Опять обратимся к словам Новикова: — Да я-то вроде бы свое дело делал, но команда разваливаться начала прямо на глазах — и сейчас вспоминать больно. Ушли, недоиграв, Максименков, Долматов, Минаев. В других командах оказались Бубнов, Пильгуй, Маховиков, Гершкович, Латыш. И мы как-то незаметно из команды, боровшейся за высшие места, превратились в прозябающего аутсайдера. Вот тут нагрузки на меня навалились поистине колоссальные, и от того, что так часто приходилось быть в центре внимания, и началось, наверное, складываться «мнение»…
— И все же дыма совсем без огня, наверное, не бывает. Кстати, кому вы обязаны не слишком-то, видимо, приятным прозвищем «автоген»? — Соловьеву Вячеславу Дмитриевичу, одному из приложивших руку к развалу команды в то самое смутное для «Динамо» время. Он, кстати, на игровых установках призывал всегда защитников играть в кость и «бить так, чтобы уносили». Я, правда, никогда так не играл, но слушать такое было все-таки жутковато. Наставник наш и прозвал меня «автогеном» — в том смысле, что я призван срезать всех под корень, а Сергея Никулина — «косой». Такой вот у него был жаргончик, за что я при всем желании не могу быть исполненным к Вячеславу Дмитриевичу глубокой благодарности. Да, я не щадил игравших против меня нападающих. Но ведь и они меня не по головке гладили. Но я никогда не катался по траве, не взывал к трибунам, судьям или тренерам. Я шел встык — и не прятал ноги. Я никогда не бил никого исподтишка. Ну, а если кто-то меня обыгрывал — цеплял, бывало, конечно. И наказания принимал как заслуженные — всегда.
Однако, в 1983 году Александр Севидов вернулся в команду, и «Динамо» выиграло в 1984 году Кубок СССР в памятном матче против ленинградского «Зенита». А весной следующего года играли на два фронта — ведь «Динамо» в Кубке кубков дошло до полуфинала. «Рапиду», правда, проиграли по сумме двух игр, но чувствовалось, что «Динамо» начинает постепенно подниматься вверх. И тут — этот злосчастный матч с Ростовом. 3:0 после первого тайма ведем, вся игра наша, и… 3:4. В итоге проигрываем. После этого матча Севидова сняли.
Новиков:
- Начальником команды у нас только-только стал тогда Малофеев, а после того фиаско он уже единолично продолжал работу с клубом, для начала обвинив нас с Алексеем Прудниковым в «сдаче» игры и переведя в дубль. Потом, правда, извинился и сказал, что подозревал нас зря. Это же надо додуматься — я Севидова сплавил! Да я бы землю в той игре ел, если бы знал, что Саныча после дурацкого, необъяснимого этого поражения снимут. Да разве я один…
Затем наступил золотой, а точнее серебряный год «Динамо» - 1986, под руководством Малофеева наша команда в упорной борьбе с киевскими одноклубниками заняла второе место. Это был первый успех в чемпионате, начиная с 1976 года, за десять лет. Новиков – обладатель тех серебряных медалей.
Кстати, с Малофеевым, несмотря на конфликт 1985 года отношения у Новикова сложились хорошие, и футболист и тренер были фанатами своего дела. Александр жалел, что Малофееву не дали долго поработать.
А в 1988 году принявший «Динамо» Анатолий Бышовец отчислил Новикова из команды, под предлогом омоложения. При том, что Александр стал лучшим игроком команды по итогам сезона 1987 года. Новиков на Бышовца зла не держал, понимал, что у тренера есть свой взгляд на игроков, да и возраст Александра, 32 года по тем временам считался ветеранским. Новиков уехал в Ставрополь. А Бышовец, потом, в частных беседах признавался Новикову, что несколько погорячился с отчислением. Но, что было – то было.
Обида у Новикова была другая, на руководство клуба.
— Зато в обиде, наверное, на кое-кого из динамовского руководства? — А вы бы, скажите, не обиделись, если бы вам приз лучшего игрока московского «Динамо»-87 на следующий год втихушку в раздевалке бы вручали? Я тогда в составе ставропольцев приехал на родной динамовский стадион матч на Кубок с ЦСКА играть. И хотели мне этот приз ведь ребята из динамовского пресс-центра более-менее торжественно вручить. А руководство вот «высшее» запретило. Потому как у него, руководства, «мнение» было, что мне годом раньше нужно было заканчивать, не хотело оно, чтобы я еще где-то играл после их команды. А что я им, собственно говоря, такое сделал, кроме того, что верой и правдой служил московскому «Динамо» столько лет, и еще бы послужил, если бы не выгнали? Или вы считаете, что правы они, а не я?
Ну да ладно, обиды забываются. Александр отыграл два года в Ставрополе в Первой лиге Чемпионата СССР, а затем Валерий Газзаев, ставший к тому моменту тренером «Спартака» из Орджоникидзе, пригласил к себе.
Новиков:
— За высшую лигу, говорит, биться буду, только такую команду хочу подобрать, пойдешь? Мне, если честно, приятно было, что он обо мне вспомнил, что не считал меня, как некоторые, вышедшим уже в тираж. Ну, и плюс условия у него — по всем показателям — куда как лучше ставропольских были. А мне, старику, знаете, и заработок напоследок не помешает, и восстановительные разные мероприятия. Словом, я недолго раздумывал, тем более что прекрасно знал человека, к которому собрался, — мы, будучи игроками, много лет делили с Валерием один гостиничный номер.
— Теперь — с Валерием Георгиевичем? — Я всегда относился ко всем своим тренерам с уважением. Я не считал себя высококлассным игроком, но то, что умею, изо всех сил старался делать добротно. И Газзаев лучше, чем кто-либо другой, знал, что я его не подведу, и что даже намека на какое-то панибратство в наших отношениях и быть не может. — Вы не только помогли, отыграв весь сезон от звонка до звонка, новой своей команде пробиться в высшую лигу, но и стали чуть ли не самым корректным ее игроком. Вот этой-то метаморфозы вряд ли кто ожидал… — Опыт — что вы хотите. Играем, например, с сухумскими динамовцами, и их нападающий Смирнов как бы на замахе меня обыгрывает. Говорю «как бы», потому что парень этот в дубле московского «Динамо» при мне еще появился и я с тех пор помню, что он может сделать. Весь стадион замер, а я знаю, что с этой ноги он бить не будет, обязательно под себя уберет. Так и случилось — а я тут как тут. Представляете, к пенсии на мою долю уже не свист стал доставаться, а аплодисменты.
Затем Новиков перешел на тренерскую работу. В 2000 году возглавлял родное «Динамо», скажем так не очень удачно. Но это, как говорится в фильме «ДМБ» уже совсем другая история.
А Александр Новиков навечно останется в наших сердцах как мушкетер, гвардеец «Динамо». Спасибо Вам Александр Васильевич за Вашу игру.
По материалам:
http://www.rusteam.permian.ru/players/novikov_alex
fcdynamo.ru