У «Далласа» лучшее нападение в истории
От редакции: вы читаете блог болельщиков «Далласа», где разбирают важные темы из жизни команды. Если вы разделяете вкусы авторов, то поддержите их плюсами и подписками. Тогда даже в самоизоляции им не будет одиноко.
Оригинал: dallasnews
В этом сезоне «Маверикс» показывают лучшее нападение в истории лиги. Сейчас, во время карантина, есть отличная возможность немного рассказать о нем.
Чтобы во всем разобраться, давайте посмотрим на пару видео:
Ну вот. Теперь, когда мы посмотрели эти 2 видео, мы стали настоящими экспертами. Спасибо, что читаете. Увидимся в следующем тексте!
Хм. Вы еще тут?) Возможно, вам, как и мне ранее, оказалось этого мало, и вы хотите все же понять, что делает игру команды в нападении лучшей в истории. Ведь все, что показывается в видео не носит какой-то уникальный характер... С ним смог разобраться даже тренер старшей школы из первого видео. Что ж, давайте же попробуем совсем немного приоткрыть завесу тайны.
Первое, на что нужно обратить ваше внимание – тренер. Рик Карлайл. Ему в этом сезоне исполнилось 60 лет. Но он далеко не самый возрастной тренер в лиге. Тот же Грегг Попович опережает Рика более, чем на 10 лет. К текущему сезону он повидал и испытал в лиге все. Наиболее ярким воспоминанием является победа в финале НБА в 2011 году с нашим клубом. Именно тогда и было разработано это революционное нападение. Тогда его назвали Flow(поток). Правда уже через пару сезонов сам Карлайл стал называть его и Pace(темп). Ибо это то, чего он хотел им добиться.
Сейчас уже две трети лиги используют наработки Рика. «Если посмотреть на эволюции лиги после нашей победы в 2011, то сразу станет заметно, что почти все команды перешли на Флоу нападение, – сказал Джейсон Терри, который был непосредственным участником тех событий. – Я не знаю точный процент, но точно больше половины. «Мы, например, называем это нападение Open(открытое). Кто-то зовет его Basic(основным). Остальные – еще как-то. В 2011 году это было чем-то новым для всех. Играешь Флоу... Без каких-либо комбинаций. Рик уже тогда понял, что лига уже настолько изучена скаутами всех команд, что стоит тебе заказать комбинацию и соперники уже знают, как этому помешать(в качестве доказательства можно привести хотя бы вот эту новость). Но если ты играешь во Флоу, то скаутинг становится практически невозможен», – такой комментарий дал Дуэйн Кейси. Когда-то главный ассистент Карлайла в течении чемпионского сезона, а ныне главный тренер Детройта. Так же Кейси особо отметил еще одну сложность связанную с Флоу – крайне тяжело найти подходящих игроков. Они должны быть не только умны, но и с хорошими инстинктами, чтобы оперативно реагировать на изменения в защитных построениях. Ну и, конечно, они должны уметь бросать трехочковые или проходить оппонента на дриблинге.
«Маверикс» 2011 года была команда одной звезды – Дирка Новицки (если кто еще не прочитал замечательный текст о Дирке в нашем блоге, то обязательно это сделайте). Но к нему заполучили крутого разыгрывающего с большим опытом – Джейсона Кидда, палочку-выручалочку Терри, несколько не эгоистичных ролевиков в лице Мэриона и Стивенсона, а так же идеального центрового для такого нападения – Тайсона Чендлера. «Тайсон был великолепным 5-м номером для нашей команды из-за того, что он прекрасно понимал важность заслонов и пик-н-ролов. Он был постоянным источником энергии для нашей команды», – сказал Карлайл. И мы легко видим те же критерии для Дуайта Пауэлла со стороны нашего тренера.
Предыстория
Но Флоу родилось не сразу. Такое понимание баскетбола Риком начало формироваться еще с юных лет, когда он играл за свою школу в Нью-Йорке. «Я всегда ненавидел заказывать комбинации, – пояснил Рик. – Когда я рос, то вокруг меня были сплошь игроки, которые играли на чувстве игры. И я любил именно такой стиль». Но начав тренировать самостоятельно, он отошел от своих предпочтений в угоду тому, чтобы добиваться результата. Это позволило вывести Детройт и Индиану вывести в финал конференции. Эти его команды славились именно обороной. Следующим моментом, который повлиял на Рика стал перерыв в его тренерской карьере. Это был сезон-2007/2008, когда он работал аналитиком в студии ЕСПН, а тренировочный лагерь в Финиксе, где помогал Майку Д’Антони создавать его взрывное нападение. На следующий год его позвали в Даллас.
Когда Карлайл пришел в Маверикс», то застал команду в непростой ситуации. Прежде всего, с психологической точки зрения. Только недавно был обиднейшее поражение от судей «Майами», а следом вылет в первом раунде от ГСВ. А тут еще и добавился конфликт внутри команды у Карлайла и Кидда. Джейсон был недоволен, что Рик заказывает слишком много комбинаций. То есть Кидд хотел сам выбирать ту или иную комбинацию, которую будет разыгрывать в каждый конкретный момент. Но этого не происходило ибо постоянно команда звучала со скамейки.
Этот конфликт стал поворотной точкой в тренерской карьере Карлайла. Конфликт разрешился, и он научил Рика доверию, делегированию. Это и позволило перейти на Флоу. Нападение, в котором есть определенный набор комбинаций(как на тех видео выше), но все остальное – неопределенность. В одной ситуации игрок пойдет в проход, в другой – бросит... Нет правил, нет жестких ограничений.
И вот настает 2011 год, и Даллас выходит в финал на «Майами». А они были сильны не только «большим Трио», но и сильными скаутскими разборами соперников. Прошло три игры, и мы проиграли две из них. А все потому, что они досконально изучили всю ту «определенную» часть нападения. Стоило Дирку получить мяч, как он тут же оказывался в окружении соперников. Так не могло продолжаться, и Рику пришлось пойти на рискованный шаг. «Мы должны сделать нашу игру еще более неопределенной! Непредсказуемой! Только так мы сможем создать себе те броски, которых нам так не хватает!», – сказал команде Карлайл. Для этого было сделано несколько изменений, главными из которых были:
Команда перешла практически полностью на Флоу.
Вместо Стивенсона в старт был переведен Бареа.
Это позволило добавить еще одного созидающего игрока в старт. Результат известен. «Даллас» выиграл четвертую, пятую и шестую игру.
«Иногда мы еще пытались разыграть какую-то комбинацию. Но вновь сталкивались с проблемами... Тогда мы вновь возвращались на Флоу, – пояснил Терри. – Они готовились к какой-то одной угрозе, но такое наше нападение позволяло создавать их сразу несколько».
Переходный период и новая эра
Но почему вся эта история с Киддом так важна? Потому, что для Флоу нужен действительно сильный разыгрывающий. Ведь, как говорил Карлайл: «Эту систему очень сложно натренировать. Без должного сопротивления это вообще невозможно. У команды не появятся должные навыки, если они каждый раз свободно будут совершать те или иные действия и отдавать на свободные броски в угол». Рик в итоге нашел нужного ему игрока в Джейсоне. Но что было после? За этот период безвременья кто только не пробовался на эту роль... Лучше всего получалось у Кальдерона, Уильямса и Фелтона. Хоть как-то у Нельсона... Про остальных и говорить не хочется.
Особенно про Рондо... Человек, который должен был усилить и без того сильную команду – просто развалил ее. Но если вернуться к Флоу, то оказалось, что Рондо просто не может выходить за рамки системы(как это было тогда в Бостоне). Таким же оказался и Смит-младший, который так же не избежал конфликта с Карлайлом. Но все изменилось, когда пришел Дончич.
Пусть словенец выше и лучше проявляет себя в атаке кольца, но он далеко не настолько опытен. «Я зову Джей-Кидда и Луку художниками. Их так и тянет отдать какую-нибудь сложную передачу. Лука более атакующий игрок. Кидд был хорош в том, чтобы сделать своих партнеров лучше. Бывало сделает мне пас и говорит: «Иди, атакуй!». Лука же еще молодой и только начинает свой путь, но он определенно достигнет уровня Джейсона», – рассказал Бареа.
Вообще, с Лукой Далласу повезло. Но нельзя называть это случайностью. В интервью Карлайл рассказывал, что еще за год до драфта словенца он подошел к генеральному менеджеру Донни Нельсону и спросил: «Кто будет лучшим игроком на следующем драфте?». В этом вопросе нет ничего удивительного, ведь Рик знал, что минимум еще один сезон команде придется танковать. И Донни ответил ему: «Дончич. С отрывом!». Поэтому для Далласа не было большим сюрпризом то, что показал Лука в своем дебютном сезоне. А когда мы заполучили и Порзингиса, то Кьюбан даже назвал их реинкарнацией Нэша и Новицки.
Но Карлайл никогда не тренировал Нэша. Зато он тренировал Кидда и видит в них много общего. «Если вы предлагаете новое упражнение или игру, то эти ребята мгновенно определят лучшую стратегию для победы», – рассказывает Рик. «С точки зрения стиля игры – они разные. Но у них есть кое-что общее. Способность делать остальных игроков лучше. Это очевидный факт для всей карьеры Джейсона. И хотя Лука приковывает всеобщее внимание своей статистикой, но его величайший дар состоит в том, что он делает игру проще для игроков, которые находятся рядом с ним».
Имея подобного игрока, совсем неудивительно, что Карлайл решил вновь достать свои старые наработки и вновь попытаться повторить успехи тех лет. «Стиль игры – серьезный вопрос, как для тренерского штаба, так и для всей команды. Когда предсезонный лагерь только приближался, я поговорил с игроками. Для меня было очевидно, что нужно играть именно так. И команда меня поддержала. Но, чтобы быть успешным при таком нападении, нужно принимать верные решение на паркете в кратчайшее время, грамотно растягивать оборону и играть настолько непредсказуемо, насколько это возможно», – пояснял Рик.
А как эта система выглядит со стороны игрока? Наиболее ее характеризующим мне видится комментарий от Сэта Карри. Ведь он застал и «переходный период» и «новую эру». «Все отличается, как день и ночь. Когда я был здесь в прошлый раз, то мы играли в куда более медленном темпе с большим количеством заготовленных комбинаций. Теперь же все стало куда более непредсказуемо. Поэтому и количество моих бросков может в одном матче сократиться, а в другом – наоборот».
Надеюсь, что теперь вам стало хоть немного более понятно, как устроено лучшее нападение в лиге. А закончить хочу цитатой коллеги Карлайла по тренерскому цеху – Майка Буденхолцера. «Рик – тренер, за которым мне нравится наблюдать. За тем, как он манипулирует игрой команды в нападении, как он ставит игроков в те позиции, где они смогут проявить себя лучшим образом. Мне кажется, что он всегда опережает время и остальные подворовывают у него идеи. Ну, то есть, мы все у друг друга подсматриваем хорошие идеи, но у него действительно получается развивать идеи, направленные на атаку, спейсинг, пик-н-ролы. В этом он хорош!»
Фото: Gettyimages.ru/Mike Ehrmann, Ronald Martinez, Katharine Lotze; globallookpress.com/Javier Rojas/ZUMAPRESS.com
"Флоу" - это наверное больше про философию построения атаки. Конкретная реализация ы каждом случае может существенно различаться.
А нельзя сделать пост про игру Дончича в клатче? О принятии решений, особенно в супер-клатч ситуациях ( последние 2мин, разница в счете +/-3 очка). Нельзя же только мёдом угощать :)
Да. Сейчас Флоу это основа, на которую надстраивают остальное. Но этот фундамент все равно у всех получается разным. Тут определенные качества игроков играют существенную роль.
Я подумаю над этим(идеей для поста). Но пока я не очень представляю, как это сделать. Просто показом статистики не обойдешься. По-хорошему нужно вырезать каждый момент и анализировать(гора текста) + не плохо бы сравнить с прошлым сезоном, где результаты в этом компоненте были существенно лучше(еще столько же :D ). На мой взгляд, там нет особых тенденций. Кроме неопытности. При чем всей команды. Но я правда подумаю над идеей. Может еще что-то придет в голову. Если будут еще пожелания - смело пиши)
Что касается клатча, мне кажется, можно заигрывать почти всех игроков с трехами, но по мне, оптимальный вариант - Порзи. КП более хладнокровный, чем Лука и прочие игроки. Если у Луки бросок не пошел, он и не идет дальше. У Кристапса в нужный момент прицел восстанавливается. Конечно, бывают и исключения, но они и подтверждают правило.