Самый дорогой состав, рекордная амортизация и феномен Челси: взгляд на трансферное окно со страниц финансовой отчетности
1 июля знаковый день в европейском футболе – дата открытия трансферного окна (ТО) в большинстве топовых чемпионатов (в Германии, Италии, Испании, Франции и Португалии, в Англии – 14 июня, в Нидерландах – 24 июня). Количество новостей о переходах игроков и трансферных слухов возрастает с геометрической прогрессией, особенно слухов.
В таких новостях, как правило, много финансовых цифр: стоимость трансфера, бонусы, выплаты агентам, заработная плата. Очень редко доступны достоверные цифры, чаще – информация от инсайдеров. Еще есть популярный и вполне себе авторитетный ресурс - Transfermarkt, который аккумулирует всю информацию о трансферах и данным которого принято доверять.
Насколько эти цифры близки к истине? Бывает по-разному. В материале про финансы Челси был пример: за период с 1 июля 2022 года по 1 января 2023 по данным Transfermarkt клуб потратил на покупку игроков 1 079,1 млн евро или примерно 938 млн фунтов стерлингов. Цифра огромная (об этом поговорим ниже), но… по данным из финансового отчета Челси за аналогичный период клуб потратил 1 202 млн фунтов, т.е. на 28% больше!
Еще один пример из того же материала: в период июль-август 2022 года клуб покинули 10 игроков, трансферная прибыль составила 48,2 млн фунтов (около 55 млн евро). В тоже время, по сообщениям инсайдеров трансфер одного Мэйсона Маунта стоил Манчестер Юнайтед 50 млн фунтов (+5 млн бонусами), Transfermarkt оценивал трансфер в 64,2 млн евро. Обе цифры дохода от продажи Маунта существенно больше признанного в отчете финансового результата от ухода сразу 10 футболистов (среди которых были в т.ч. трансферы Пулишича, Хадсона-Одои, Ампаду). Не склеивается картинка…
Не спешите верить всем цифрам из новостей и данным Transfermarkt. Достоверную информацию получить, как правило, невозможно вообще, т.к. клубы почти никогда не публикуют детализацию трансферных расходов. Зато в отчетности есть совокупные цифры, которые неплохо описывают их трансферную активность.
Главный минус финансовой отчетности – временной лаг. Клубы публикуют отчеты (кто-то вообще не публикует) с приличным отставанием от даты окончания финансового года (еще и дата эта у всех разная, но в основном – 30.06). Инсайдеры и Transfermarkt публикуют в день перехода, а первые – так и раньше самого трансфера.
Но и в клубных отчетах много интересных цифр. Другое дело, что для их восприятия нужно понимать, как в разных формах отчетности отражаются трансферный операции. На эту тему есть отдельная статья cash&goals, повторяться не будем, перейдем к цифрам.
Самые дорогие составы
Здесь речь пойдет не про рыночную стоимость (ее оценки можно встретить у Transfermarkt или Football Benchmark), а про сумму затрат на приобретение игроков действующего состава. Ключевые слова: приобретение и действующий. Затраты на подготовку воспитанников клуба не капитализируются и в отчете о финансовом положении не отражаются.
Четыре клуба инвестировали в свой текущий состав более 1 млрд евро, еще три близки к этому показателю. Среди них сразу 5 клубов АПЛ, Реал и ПСЖ. На этом фоне особенно ярко выглядит успех Жироны, которая с минимальными инвестициями в состав сумела квалифицироваться в Лигу чемпионов.
Но затраты на состав это только одна сторона медали. Клубы не только покупают, но и продают игроков. Ниже представлена информация о расходах и доходах клубов по трансферам за последние 5 лет, а также чистый результат от них (не путать с прибылью от трансферов).
Челси, безусловно, выделяется на общем фоне. И тратит больше всех, и зарабатывает на продаже игроков больше остальных. Схожая картина у Ювентуса, но туринцы все-таки ведут более сбалансированную трансферную компанию, за счет чего дефицит на 0,5 млрд евро меньше. Арсенал взобрался на верхушку АПЛ не только благодаря гению Артеты, но и огромным вливаниям в состав, с другой стороны, это совсем не помогает Манчестеру Юнайтед. Ньюкасл в основном тратит. Немецкие клубы и Интер лучше остальных сводят дебет с кредитом.
Рекордная амортизация
Но в финансовых отчетах не все так просто. Трансферные затраты переносятся на финансовый результат клуба постепенно (за время действия контракта) в виде амортизации.
Снова выделяется Челси, который отразил в сезоне 2022/23 амортизацию приобретенных прав на регистрацию игроков в сумме более 200 млн евро. Абсолютный мировой рекорд. Больше не было никогда и ни у кого. Максимум Реала - 164 млн в сезоне 2021/22, Барселоны - 174 млн в сезоне 2019/20, ПСЖ - 149 млн в сезоне 2017/18, Ювентуса - 177 млн в сезоне 2020/21, Баварии - 111 млн в сезоне 2022/23. В Англии Челси итак исторически был лидером по начисляемой амортизации, максимум Манчестера Юнайтед 196 млн в сезоне 2022/23, Манчестер Сити - 168 млн в сезоне 2019/20.
Еще у 10 клубов сумма амортизации больше 100 млн евро. Естественно, абсолютное большинство из них представляют АПЛ. Манчестер Юнайтед, Арсенал, Тоттенхэм, Бавария, Астон Вилла и Ньюкасл также обновили свои рекорды амортизации.
Доход от продажи игрока, наоборот, отражается сразу. Но финансовый результат определяется как разница между полученным возмещением и остатком балансовой стоимости регистрационного права на игрока (что равно затратам на приобретение минус отраженная амортизация).
Например, Реал в сезоне 2022/23 заработал на продаже игроков 115 млн евро, но трансферная прибыль составила 71 млн евро. А Барселона, заработав 29 млн евро на продаже, отразила убыток от трансферов в сумме 42 млн евро. Тот же Челси продал игроков на 233 млн евро, но трансферная прибыль составила только 72 млн евро.
Комплексный взгляд на сбалансированность трансферной политики клуба дает отношение расходов на состав (заработная плата и амортизация + обесценение игроков, что является по сути ускоренной амортизацией) к доходам клуба (операционной выручке и трансферной прибыли). Чем меньше показатель, тем лучше.
Значение больше 100% - совсем плохо. Учитывая новые требования УЕФА в части контроля затрат на состав (в обновленной версии финансового fair play вводится схожий показатель) можно выделить 3 зоны: все что выше 90% - плохо, в диапазоне 70-90% - пока приемлемо, но нужно снижать, ниже 70% - хороший результат, который вписывается в итоговый вариант ограничения УЕФА (предусмотрено постепенное снижение порогового значения: 90% - в сезоне 2023/24, 80% – в сезоне 2024/25 и 70% начиная с сезона 2025/26).
Трансферные долги
У переходов игроков есть еще одна финансовая история, которая мало фигурирует в новостях: трансферная задолженность. Если быть точнее, мы часто видим/слышим упоминание «структуры оплаты» трансфера, но без особой детализации. И еще реже встречается информация о том, к чему это приводит.
Суть вопроса: клубы редко рассчитываются за трансфер в день его совершения. Более того, история с оплатой может растянуться на годы. Игрок может покинуть клуб и/или завершить карьеру, а обязательства по трансферу будут еще существовать и исполняться. Из-за этого в отчете о финансовом положении клуба возникает дебиторская (когда должны клубу) и кредиторская (когда клуб должен сам) задолженность. Управление этой задолженностью - ключевая задача финансового менеджмента любой организации, футбольные клубы не исключение. В идеальном мире вы должны требовать оплату за своих игроков сразу, а от продавцов получать максимально длительную рассрочку. Только так не бывает.
Чистая (нетто) трансферная задолженность - сальдо между кредиторской (КЗ) и дебиторской (ДЗ) задолженностью. Чем выше показатель, тем хуже. Нужно искать источники погашения (тем более, обычно большая часть кредиторской задолженности со сроком погашения до года).
Есть и отличники. Из просмотренных клубов чистыми кредиторами (клубам должны за трансферы больше, чем они сами) являются Брайтон (+101,2 млн евро; спасибо Челси), Аталанта (+65 млн), ПСВ (+27 млн), Эвертон (+23 млн), Наполи (+5 млн), Реал (+3 млн) и Рейнджерс (+2 млн). Конечно, большинство клубов являются чистыми должниками.
Англия, причем не вся из АПЛ, Барселона и Милан. Такой вот ТОП должников. Лидер очевидный – Челси. Логично, кто больше всех покупает, тот больше остальных и должен. Самое время поговорить о лондонцах.
Феномен Челси
Обычно у слова феномен позитивная коннотация, но это не тот случай. Про огромные трансферные расходы Челси в эпоху Боули и Эгбали уже столько написано (а до этого столько же написано про расходы Челси в эпоху Абрамовича), что нет смысла повторяться. Но даже из этого материала видно, что клуб анти-герой практически в каждой таблице. Возникает резонный вопрос: а как они это финансируют?
Но, сначала предлагаю дополнить картину. Отчет Челси за финансовый год 2022/23 содержит комментарий о событиях после отчетной даты (ключевые события, произошедшие за период после отчетной даты (30.06.2023) до подписания отчета – 20.12.2023) в котором сказано, что клуб купил еще 13 футболистов на сумму 454,3 млн фунтов стерлингов (522 млн евро). Т.е. за 5,5 лет клуб потратил на приобретение игроков... 2,2 млрд евро (522 + 1677)! Как, куда?!
Но материал про финансы. Поэтому правильный вопрос - каким образом финансировались эти расходы? Во-первых, продажи. Помним, за этот период клуб получил от продажи игроков тоже больше всех (718 млн евро). Дальше идем в знакомый комментарий о событиях после отчетной даты и находим там сумму прибыли от продажи игроков - 48,2 млн фунтов (55,4 млн евро). Прибыль не показывает сумму дохода целиком. Учитывая, что клуб продавал в основном воспитанников (Маунт, Хадсон-Одои) или игроков с высоким уровнем амортизации стоимости (Пулишич), предположим, что полученный доход не превысил 82 млн евро, общая сумма дохода от продажи игроков за 5,5 лет составляет 800 млн евро.
Где взялись еще 1,4 млрд евро (2,2 - 0,8)? Конечно, клуб мог их заработать самостоятельно (нет). Смотрим: операционная прибыль без учета неденежных статей за 5 лет составила... 100 млн евро. Маловато...
Вернемся к последней таблице - Челси чистый должник по трансферам в сумме 319 млн евро. Здесь понятно. Но и этого мало. 1400 - 100 - 319 = 981 млн евро.
Дальше история прозаична. Из упомянутого материале cash&goals про клуб: за год новые собственники Челси разными способами (продажа самим себе гостиницы, погашения дебиторской задолженности, предоставление займа и т.п.) профинансировали клуб на сумму 431,7 млн фунтов (496 млн). Разница между покупкой и продажей после отчетной даты (522-82 = 440 млн) также в большей части (что-то и клуб заработал) профинансирована Боули и Эгбали (как? Узнаем из нового отчета). Остальную часть профинансировал прежний собственник, т.к. часть периода приходится на эпоху Абрамовича.
К сожалению, пока феноменальные у клуба только расходы.
cash&goals – блог о европейском футболе и его финансах. Подписывайтесь и не пропустите новые материалы. Присоединяйтесь также к telegram-каналу cash&goals, в нем доступно еще больше информации про экономику клубного футбола (и про все, что с ней связано)
Информация о затратах на приобретение игроков для ТОП20 клубов (кроме английских, по ним напрямую из отчетов клубов с переводом в евро по курсу 1,15) взята из официального отчета УЕФА "Финансово-инвестиционный ландшафт европейского клубного футбола"
https://cdn.vev.design/private/aTCxVXgBbmVvmw45NvpIseApVuy2/2ouq5e-uefa-ecfil-report-2023.pdf