3 мин.

Непомнящий вспоминает, как обыграл Марадону на ЧМ: просил Камерун фолить, после матча пожал руку, а сейчас сравнил с Есениным

Великий игрок – детальная подготовка.

В 1990 году Валерий Непомнящий привел сборную Камеруна к четвертьфиналу чемпионата мира в Италии. Нашего тренера заобожали еще после первого матча, когда Камерун обыграл Аргентину с легендарным Марадоной в составе. 

Мы попросили Непомнящего вспомнить, как он готовил команду к игре против лучшего игрока планеты. Ниже – его монолог. 

***

– Перед игрой в прессе писали, что Марадона травмирован и не сможет выйти. А если и сможет, то в полноги. Но наши разведчики следили за лагерем Аргентины и видели, что Диего в полном порядке: отличное состояние, прекрасное настроение – вот абсолютно готов. Да, перед чемпионатом мира у него была травма, но к турниру он восстановился. Причем пресса писала о неготовности Марадоны и перед следующими матчами. Это был специальный ход. 

Когда мы поняли, что Марадона сыграет, появилась задача его нейтрализовать. Помощники говорили, что нужно играть персонально, но я понимал, что такая опека будет бесполезной. Мы придумали схему, при которой в разных зонах его закрывали разные игроки. Задачу поставили так: не только стараться не давать принять, но и мешать ему пасовать. Для этого приходилось применять не совсем спортивные приемы – сразу очень жестко встречать. Во время подготовки показывал ребятам матчи Марадоны, в том числе легендарную игру против англичан. Так и изучали его манеры и стиль. 

Мы знали, что Марадона не всегда играет в первой линии, часто спускается в глубину, чтобы получить мяч. Надо было закрыть зону, поэтому мы поставили двух опорных полузащитников – а играли по схеме 4-3-3. Одним из главных в центре поля был Андре Кана-Бийик – брат нашего атакующего игрока Франсуа Кана-Бийика. Андре как раз должен был жестко встречать Марадону, при этом у него была задача – фолить подальше от наших ворот. И мы успешно нарушали правила – именно там, где это было безопасно. Получили несколько желтых и две красные, но задачу выполнили. Нас вообще считали грубой командой, но после Аргентины мы стали намного мягче – не получили ни одной красной.

Еще одна деталь: я поставил переднего защитника. Он должен был выдвигаться на Марадону и мешать ему на подступах к штрафной. Все внимание – на левую ногу. Марадона, конечно, был гением, но один недостаток все же имел – только левая нога. Несмотря на то, что у нас было удаление, нейтрализовать Диего удалось. Но здесь надо говорить и о психологическом состоянии соперника. Они понимали, что им предстоит играть не только против Камеруна, впереди еще несколько матчей. Думаю, поэтому показали тогда не всю силу, сохранили кондиции для следующих игр.

Больше я не встречался с Марадоной лично. А после того матча на чемпионате мира мне даже не удалось с ним сфотографироваться. Нас немного задержали в подтрибунном помещении, и многие делали фотографии, даже футболисты. А я пожал руку. Но фотографии у нас нет. 

Уход Марадоны из жизни – это трагедия. Я бы сравнил его с Сергеем Есениным: футбольный гений, гуляка и хулиган. Счастлив, что видел его в игре. Но мне больно говорить о нем в прошедшем времени. 

А каким вы запомните Марадону? Давайте делиться теплыми воспоминаниями, историями из детства и тем, как вы восхищались Диего

Величайшие моменты из карьеры величайшего: от дебюта за «Аргентинос Хуниорс», победы над СССР на ЮЧМ до «Руки Бога» и Неаполя

Добрая документалка о Марадоне: под конец Диего становится действительно жаль

Фото: East News/AFP PHOTO/DANIEL GARCIA; Gettyimages.ru/Allsport