Провал «Бинокора»-1986/87: предпоследний шестнадцатый сезон команды
После сезона 1985/86 годов кураторы «Бинокора» из республиканского Спорткомитета (с 11 февраля 1986 года он стал называться Государственный комитет Узбекской ССР по физической культуре и спорту) предприняли попытку сменить старшего тренера команды. Не ясно сколько специалистов у них было «на карандаше», известно только, что в Ташкент на переговоры прилетал О.А. Галямин.
Олег Алексеевич Галямин (09.04.1940 - 06.12.2011) – легенда рязанского хоккея, родившийся в Москве. Воспитанник армейского клуба. Форвард. Чемпион СССР среди молодежных команд 1958 года в составе ЦСК МО, играл в одном звене с будущим трехкратным олимпийским чемпионом Виктором Кузькиным и Владимиром Каменевым (главная команда в карьере - «Локомотив», выступал также за ташкентский «Спартак»/«Бинокор», там же получил первый тренерский опыт). Этой же тройкой в сезоне 1958/59 годов перешли в основную команду, но надолго в ней задержался только один Кузькин, переквалифицированный в защитника. Следующих четыре сезона – с 1959/60 по 1962/63 – выступал за СКА (Калинин). Затем перешел в московский «Спартак», с которым стал сначала бронзовым призером чемпионата СССР (1963/64), а затем и серебряным (1964/65). Далее семь сезонов был хоккеистом команды из Рязани (в 1965/66 году она была «Спартаком», а затем стала «Станкостроителем»), при чем с сезона 1968/69 годов являлся играющим старшим тренером. Завершив игровую карьеру, остался в команде и продолжал возглавлять тренерский штаб (1973/74 – 1979/80). В 1980 году поступил в Высшую школу тренеров при ГЦОЛИФКе. После ее окончания сменил на тренерском посту СК имени Урицкого (Казань) Владимира Филипповича Васильева. В чемпионате 1982/83 годов казанцы были в первой лиге четвертыми и играли затем с командами высшей в переходном турнире, а в 1983/84 – стали пятыми.
Первая половина 80-х. Олег Алексеевич Галямин
Вот что вспоминал Галямин в свою бытность главным тренером ХК «Рыбинск» (2003/2004) о контактах с узбекистанским клубом: «Я улетел в Ташкент принимать «Бинокор». Поначалу все шло хорошо, переговоры прошли успешно, но как раз в это время футбольный «Пахтакор», исчерпав лимит срока по невылету из высшей лиги, установленному после гибели прежнего состава в авиационной катастрофе, оказался в первой, и все силы в республике были брошены на футбол. Хоккей оказался никому не нужным. Работать в таких условиях было неразумно. И я получил приглашение в Орск».
Вылетел «Пахтакор» из высшей лиги еще в 1984 году вместе с московским ЦСКА, заняв в ней семнадцатое место. Сразу вернуться не удалось – только четырнадцатое по итогам чемпионата 1985 года. Летом 1986 года пахтакоровцы снова находились середине таблицы и на повышение в классе не претендовали. Более того, чуть не оказались во второй! Только в игре последнего тура, сыграв дома вничью 0:0 с рижской «Даугавой», «Пахта» смогла уберечь себя от вылета. Правда, в одном можно не согласиться с Галяминым – про все силы на футбол. В том же 1986 году хоккеистки «Андижанки» в третий раз (до этого в 1979 и 1980 годах) стали чемпионками СССР. Но в главной футбольной команде республике все было куда менее благополучно. Доказательством этого служит лента «Ждем настоящей игры», выпущенная в 1987 году Киностудией научно-популярных и документальных фильмов Узбекистана.
В нем в частности ставились такие вопросы: Где узбекский «Пахтакор»? Где новые Азизходжаевы, Максудовы, Мукиевы? Почему при Иштване Секече играли «варяги»? Да, хорошо, что повторили свое лучшее достижение и заняли престижное шестое место, но почему тренер не занимался местной молодежью? В связи с этим, интересно обговаривали ли работники Спорткомитета с Галяминым наличие в команде выпускников ташкентской ДЮСШ по хоккею.
К этому надо добавить, что обстановка в руководстве республикой и во всех эшелонах ее власти была напряженной. В январе 1986 года состоялся XXI съезд Компартии Узбекистана, на котором из состава Бюро Центрального комитета партии – высшего руководящего органа республики – вывели практически всех ближайших соратников Ш.Р. Рашидова. Вторым секретарем вместо Тимофея Николаевича Осетрова (на этом посту с 1983 года, а до этого - с 1970 года - первый заместитель председателя Совета Министров Узбекской ССР) был назначен Владимир Анищев из Воронежа, работавший только в этом городе (в 1954-61 годах конструктор Воронежского авиационного завода, с 1961 года на комсомольской и партийной работе, в 1978-79 годах председатель Воронежского горисполкома, 1979-85 первый секретарь Воронежского горкома КПСС). На этом съезде первый секретарь ЦК республиканской компартии Инамжон Усманходжаев выступил с осуждением Рашидова и его деятельности. А на XXVII съезде КПСС (состоялся в Москве с 25 февраля по 6 марта) брежневский период был назван застоем. 22 мая 1986 года появляется Постановление ЦК КПСС «Об отмене решений, связанных с увековечением памяти Ш.Р. Рашидова». К лету 1986 года в рамках так называемого «хлопкового дела» в Узбекистане к ответственности было привлечено двадцать две тысячи человек и сняты с постов 1 813 работников, входивших в номенклатуру ЦК местной компартии. Этим летом в союзных и республиканских СМИ началась компания по дискредитации Шарафа Рашидова и всего Узбекистана. Посмотрел на все это Олег Алексеевич, посмотрел и решил, что вторая лига в Оренбургской области лучше («Южный Урал» из Орска займет второе место в своей зоне), чем первая в Ташкенте («Бинокор»).
Пункт сбора хлопка
Но тренерский штаб перед сезоном 1986/87 все равно претерпел изменения: из команды ушел помощник Гутова Владимир Федорович Грищенко. Но среди хоккеистов их оказалось значительно больше. Были потери среди ведущих игроков. Закончили выступать ветераны защитник Виктор Зорькин и нападающий Валерий Приймаченко. Вернулся в Уфу, но теперь в «Авангард» помогать на льду своему другу Рафаилу Ишматову, ставшему тренером, форвард Леонид Макаров. Два лучших снайпера прошлого сезона - Игорь Синицын (26 голов) и Олег Суворов (21 гол) – оказались в рядах новосибирского СКА в результате призыва в армию. Не было больше в составе и мало игравших Вячеслава Галкина и Александра Кащеева.
Александр Голубович в составе «Ижстали». Позднее станет чемпионом Латвии (1995, 1996 и 1998) и Израиля (1999, 2004 и 2005)
Команду пополнили воспитанники местной школы: вратарь Владимир Кадыров, защитники Антон Кравченко, Олег Лапин, Эдуард Петров, Геннадий Хитрый и Вячеслав Якимов, нападающие Тимур Альбетков, Леонид Ибрагимов и Вячеслав Шарафжанов. Продуктом собственной ДЮСШ являлись и вернувшиеся домой два защитника: из барнаульского «Мотора» - Александр Фомин, а из устиновской «Ижстали» - Анатолий Крамской (до нее игравшей в высшей лиге за «Динамо» из Риги), который должен был заменить Зорькина. А в передней линии бремя лидерства должно было упасть еще на двух игроков «Ижстали» (примечательно, что оба получили хоккейное образование в Усть-Каменогорске): Александра Голубовича и форварда оборонительного плана Владимира Соларева. Кроме них в нападение пришли уже игравшей в Ташкенте Валерий Моренко (из омского «Авангарда») и Александр Колесников (из хабаровского СКА).
Владимир Соларев родился в Макеевке (Донецкая область)
Перед чемпионатом СССР «Бинокор» принял сначала участие в усть-каменогорском Восемнадцатом хоккейном турнире Восточно-Казахстанского обкомома комсомола, посвященном памяти Героя Советского Союза Тулегена Тохтарова (проходил с 9 по 15 августа 1986 года), на котором соперничал с хозяевами из «Торпедо» (Усть-Каменогорск), а также с «Авангардом» (Омск), «Кристаллом» (Электросталь), «Металлургом» (Новокузнецк) и «Строителем» (Темиртау).
А затем отправился в Череповец, где в конце августа проходил традиционный, шестнадцатый по счету, турнир на приз имени летчика-космонавта П.И. Беляева. Ташкентцы заняли последнее - шестое место. Победил «Ижорец» из Ленинграда. Кроме этих двух команд участвовали СКА (Свердловск) - воторое место, «Металлург» (Череповец) - третье, «Молот» (Пермь) - четвертое, «Дизелист» (Пенза) - пятое.
Статистика игроков «Бинокора» в чемпионате СССР 1986/87 годов
Старший тренер - Гутов Алексей Андреевич, тренер - Погорельский Владимир Михайлович, начальник Мусаев Амон Султанович
В сорок первом чемпионате СССР двадцать команд первой лиги были распределены по двум зонам - Западной и Восточной. По результатам четырех кругов первого этапа по три лучшие команды из каждой зоны - «Торпедо» (Ярославль), «Динамо» (Харьков), СК имени Урицкого (Казань) и «Ижсталь» (Устинов), «Торпедо» (Усть-Каменогорск), «Торпедо» (Тольятти) - без учета набранных очков вышли в переходный турнир к двум неудачникам первого этапа в высшей лиге (ими оказались свердловский «Автомобилист» и уфимский «Салават Юлаев»). А к оставшимся семи командам на втором этапе добавлялись по три команды из второй лиги - шесть победителей своих зон. На Западе ими стали «Таллэкс» (Таллин), «Маяк» (Куйбышев) и «Сокол» (Новочебоксарск). На Востоке, где играл «Бинокор»: СКА (Новосибирск) с бывшими ташкентцами в составе Игорем Синицыным, Олегом Суворовым и Алексеем Сумочкиным, «Металлург» (Новокузнецк) и «Авангард» (Уфа) с Леонидом Макаровым. Игры снова проходили в четыре круга и без учета ранее набранных очков.
Программка пермского стадиона спортивного клуба «Молот» к играм между «Молотом» и «Бинокором» в марте 1987 года
Программка пермского стадиона спортивного клуба «Молот» к играм между «Молотом» и «Бинокором» в марте 1987 года (внутренний разворот)
Этот чемпионат ташкентцы провалили, иногда становясь соучастниками достижений других команд. Так в матче «Торпедо» - «Бинокор» - 15:4 (2:1, 6:1, 7:2), состоявшимся 27 ноября 1986 года в Усть-Каменогорске, казахстанец Сергей Старыгин забросил шесть шайб, что до сих является клубным рекордом «Торпедо». Еще один такой рекорд - по количеству побед в гостях - усть-каменогорцы установили в Ташкенте 12 октября 1986 года, обыграв хозяев со счетом 10:3 (днем ранее было - 3:1) они добились шестой подряд виктории на выезде.
Таблица Восточной зоны после первого этапа
Таблица Восточной зоны после первого этапа (с результатами игр)
Особенно безвольно команда провела второй этап соревнований, проиграв 33 игры из 36 и покинула первую лигу, как потом оказалось навсегда.
Итоговая таблица Восточной зоны после второго этапа (встречи за 7-26 места)
Таблица Восточной зоны с результатами игр второго этапа (встречи за 7-26 места)
Фото «Бинокора» в сезоне 1986/87 годов
Устинов. «Ижсталь» (Устинов) - «Бинокор». Ворота обороняют Ильмир Каримов (№ 25) и Игорь Шабунов (№ 30)
В раздевалке «Бинокора». Слева вратарь Владимир Риб
«Бинокор». Голкипер Ильмир Каримов (в центре), защитник Анатолий Крамской (справа)
«Бинокор». В сезоне 1986/87 годов под № 20 играл Сергей Ивченко. Он ли это? Или игрок молодежной команды?
Фотографии сезона 1986/87 годов
«Торпедо» (Ярославль)
«Ижсталь» (Устинов) - «Динамо» (Харьков). Ижевск был Устиновым с 27.12.1984 года по 19.06.1987 года
«Ижсталь» (Устинов) - «Дизелист» (Пенза)
«Ижсталь» (Устинов) - «Дизелист» (Пенза)
«Торпедо» (Усть-Каменогорск)
Октябрь 1986 года. Минск. «Динамо» (Харьков) отражает атаку соперников в матче с минскими одноклубниками
СК имени Урицкого (Казань)
Эмблема СК им. Урицкого (Казань) для цветной (красно-коричневой?) формы - автор Ц!нк
Наплечная эмблема СК им. Урицкого (Казань) - автор Ц!нк
Белый вариант формы СК им. Урицкого (Казань)
Эмблема СК им. Урицкого (Казань) для белой формы - автор Ц!нк
Ноябрь 1986 года. «Динамо» (Минск) - СКА МВО (Калинин)
1980-е. СКА МВО (Калинин)
«Металлург» (Новокузнецк) - автор Silver
«Кристалл» (Саратов) - автор Владислав Медведев
«Кристалл» (Электросталь)
«Металлург» (Челябинск)
В завершении рассказа о сезоне 1986/87 годов несколько снимков еще одной команды из Эстонии. Если в материале о сезоне 1984/85 годов был «Кренгольм» (Нарва), то сейчас таллинский «Таллэкс» (к сожалению фотографий сезона 1986/87 не нашел ни одной). Вскоре после постройки в Таллине в 1980 году Дворца культуры и спорта имени В.И. Ленина, Эстонскую ССР в чемпионате СССР по хоккею представляли уже две команды - «Кренгольм» (Нарва) и «Таллэкс» (Таллин).
История клуба начиналась весной 1959 года, когда Таллин принимал турнир команд класса «Б». На Таллинском экскаваторном заводе (основная продукция - цепные траншейные экскаваторы для прокладки кабельных линий, нефтепроводов, газопроводов и экскаваторы-дреноукладчики для мелиоративных работ) возникла идея создания своего хоккейного клуба. Его создали в 1960 году и назвали «Экскаватор». Он участвовал в чемпионате республики - в активе четыре золота. В 1975 году возникло производственное объединение «Таллэкс» и команда стала называться так же.
Для нее был построен ледовый стадион с искусственным льдом, работавший семь месяцев в году. Его открытие состоялось 17 ноября 1967 года. Он использовался как командой завода, так и другими хоккейными командами города. Кроме того, на стадионе проводились тренировки и соревнования по фигурному катанию, и он был доступен начинающим спортсменам и любителям. В начале 2000-х годов стадион был закрыт, а затем и снесен.
Ледовый стадион Таллинского экскаваторного завода
1980-е годы. Таллинский дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина. Его строительство завершилось в 1980 году, к летней Олимпиаде.
1980-е годы. Таллинский дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина. Ледовый зал вмещал 3 000 зрителей
Таллинский дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина. Концертный зал
1985/86. «Таллэкс» (Таллин) в защите
1985/86. «Таллэкс» (Таллин) - ХПК (Хямеэнлинна, Финляндия)
Сентябрь 1988 года. Ижевск. «Ижсталь» (Ижевск) - «Таллэкс» (Таллин)
Сентябрь 1988 года. Ижевск. «Ижсталь» (Ижевск) - «Таллэкс» (Таллин)
Свое существование клуб «Таллэкс» прекратил в 1992 году после приватизации объединения. И из всего советского хоккейного таллинского хозяйства ныне существует только заброшенный и ветшающий Дворец культуры и спорта.
Таллинский дворец культуры и спорта. Современное состояние (фото - Mihkel Maripuu/Postimees)
2011 год. Ледовый зал (фото - Ilmar Saabas)
По материалам сайтов ak-bars.ru, barnaul-news.net, classifieds24.ru, estonianworld.com, estoniia.ru, estoniia.ru, favoritmarket.com, fromuz.com, hawk.ru, hcizhstal.ru, hcrybinsk.fatal.ru, hcsokol.n4eb.net, hc-torpedo.kz, hockeyarchives.ru, icehockey.kz, ice-hockey-stat.com, israelsport.info, journalist.delfi.ee, news.myseldon.com, nhlukhl.ucoz.ru, old-orsk-hockey.ru, openyar.ru, ru.wikipedia.org, shaiba.kz, sharafrashidov.org, silverlions.ru, sport-strana.ru, turkaramamotoru.com, youtube.com и других.
А главное по итогам этого сезона (86/87) мои земляки - усть-каменогорские торпедовцы - впервые вышли в высшую лигу СССР и к нам в Усть-Каменогорск в течение сезона приезжали все звезды советского хоккея. В то время мне было 11 лет, и однажды мой дядя взял меня с собой в обед в ресторан гостиницы "Усть-Каменогорск", где я увидел за одним столом обедавших Игоря Ларионова, Сергея Макарова и Алексея Касатонова. Я обомлел от сюрприза, увидеть вживую будущих легенд хоккея, я взял у них автограф (до сих пор храню дома - это реликвия!). Оказалось, мой дядя учился на одном курсе с игроком "Торпедо" Владимиром Ефремовым и он устроил мне такую встречу через моего дядю, который знал, что я большой фанат хоккея и играл в то время в дворовой команде.
Правда заняли последнее место и снова вылетели в первую лигу, но у нас был этот чудесный сезон!!!
Обратили внимание в таблице - сколько забивало "Торпедо"? Намного больше остальных, ибо "Торпедо" в первой лиге называли "хоккейными бразильцами".
На снимке команды "Торпедо" (Усть-Каменогорск) в нижнем ряду четвертый слева - вратарь команды (если приглядеться повнимательней) на кого похож? Кто-то может вскрикнуть - да это ж Евгений Набоков! На самом деле это его отец - Виктор Набоков - один из самых знаменитых вратарей "Устинки". В том же ряду первый справа - это легенда усть-каменогорского хоккея - Борис Александров!
Как много воспоминаний хлынуло! Огромное спасибо!