Главный фигурный старт осени: объясняем в деталях, зачем смотреть премьеры программ в Челябинске
В выходные в Челябинске пройдут открытые (контрольные) прокаты сборной России – многих фигуристов мы не видели на льду как минимум полгода.
Нынешние прокаты – особенные, именно там состоится премьера олимпийских программ. В этом году новостей о постановках особенно мало: до последнего молчала группа Тутберидзе, раньше баловавшая болельщиков короткими видео в инстаграме; не раскрывают музыку Александра Степанова и Иван Букин – в Челябинск, впрочем, они тоже не поедут по медицинским показаниям.
Нет инсайдов и про Дмитрия Алиева, который в конце сентября должен был подтверждать третью олимпийскую квоту для наших одиночников, но его заменят. Больше других рассекретились парники: группа Москвиной устроила целую презентацию новых программ, а Тарасова и Морозов даже успели выступить на соревнованиях.
Раньше прокаты считались тренировкой в кругу фанатов – все изменилось после Олимпиады-2018
Предсезонные смотры фигуристов проходят и в других странах, но с таким размахом – только в России. В США до пандемии существовала традиция собирать лидеров на арене Colorado Springs: там спортсмены не только показывали программы, но и участвовали в совместных играх, тренировках и фотосессиях, чтобы чувствовать себя одной командой. В прошлом году американские контрольные прокаты провели виртуально: в формате турнира ISP Challenge с призовым фондом в 200 000 долларов.
Танцевальная школа в Монреале тоже второй год подряд устраивает интернет-презентацию новых программ для фанатов, оплативших трансляцию: в предыдущем сезоне участвовали практически все топы, включая Габриэллу Пападакис и Гийома Сизерона.
Концепция канадских контрольных прокатов High Performance Camp напоминает американскую: нечто среднее между презентацией новых программ и тимбилдингом. Сами постановки отсматривают местные и приглашенные судьи, а фигуристы в перерывах между выступлениями снимают смешные видео на аккаунт федерации.
Еще один аналог открытых прокатов – французский Master’s de Patinage, который проходит в конце сентября-начале октября. Как и на обычных соревнованиях, там есть судьи и открытая публикация протоколов, но оценки куда щедрее, чем на международных турнирах.
В России контрольные прокаты появились приблизительно в середине 1990-х. Впрочем, еще 10 лет назад они были мероприятием для узкой группы болельщиков: посмотреть программы пускали бесплатно или за символические 200-300 рублей, а сами выступления проходили на маленьких тренировочных катках – в Новогорске, Одинцове или Горках-2. Спортсмены спокойно ходили по коридорам арены, зрители не закидывали лед игрушками, а Первый канал не устраивал интернет-трансляцию – никто не воспринимал прокаты как полноценный старт.
Онлайн контрольных прокатов: Валиева, Щербакова, Коляда, Синицина с Кацалаповым и другие звезды начинают сезон
Домашняя Олимпиада, на которой Россия взяла 3 из 5 золотых медалей в фигурном катании, изменила ситуацию. Если осенью 2014-го посмотреть на новые программы можно было, просто записавшись по телефону, то в 2015-м прокаты переехали в Сочи и из открытой тренировки превратились в полноценное коммерческое мероприятие. Причин две: возросший интерес к фигуристам и необходимость как-то задействовать олимпийские объекты.
Окончательно ситуацию переломили Игры в Пхенчхане. Число фанатов резко возросло: одних привлекла драма Медведевой, других – золото Загитовой, редкое для всей сборной на той Олимпиаде. Из ни к чему не обязывающей тренировки, за которой разрешили подглядеть болельщикам, прокаты превратились практически в соревнования: с фанатскими секторами, флешмобами и соответствующими ценами на билеты: до 7000 рублей за два дня на прокатах 2020 года.
После Пхенчхана прокаты вернулись в Москву – но уже в совершенно другом масштабе: мелкие катки сменили огромные «Лужники» и «Мегаспорт». По данным федерации, осенью 2018-го на арену пришло около 6000 зрителей – вероятно, могло быть и больше, но верхние ярусы не поступали в продажу.
Права на трансляцию отдали Первому каналу – специально для зарубежных фанатов он даже организовал комментарии от Теда Бартона (в этот раз он тоже в деле). В 2021-м прокаты временно переместились в Челябинск – туда же, где проходил прошлогодний чемпионат России.
Изменить отношение к прокатам пришлось и фигуристам. Если раньше они часто ограничивались макетами программ – могли только обозначить прыжки или выпустить целый фрагмент хореографии – то сейчас прокаты стали полноценной частью сезона.
Тамара Москвина в интервью журналу «Мир фигурного катания» оценила идею вовлекать фанатов в прокаты: «Важно понять, как реагирует публика на исполненные элементы и программу в целом. Какова реакция зала на придуманное, новое, интересное? Захлопали зрители в том месте, где планировали вы, или нет? Я думаю, что все тренеры согласятся со мной, что прокаты лучше проводить в открытом формате. Возможно, не все в этом признаются, но это на самом деле так».
Иногда прокаты проводят в частично закрытом режиме: например, на показ новых коротких в сезоне-2018/19 пригласили только специалистов, а на произвольные продавали билеты всем желающим. Юниорские премьеры проходят без зрителей и на месяц раньше взрослых – это связано с более ранним началом сезона и необходимостью скорректировать заявки на этапы Гран-при в зависимости от формы спортсменов.
У прокатов важная функция: судьи проверяют программы на соответствие правилам и могут забраковать постановку
Главная цель прокатов – проследить, насколько постановки соответствуют правилам, и отсечь совсем неудачные идеи. Есть и другие важные задачи: обкатать новые костюмы (если они уже сшиты), оценить готовность перед сентябрьскими челленджерами и просто вспомнить ощущения от выступлений на публике.
Сочинские зрители – одни из немногих, кто в сентябре 2017-го увидел «Январские звезды» Медведевой, так и не ставшие ее олимпийской произвольной. Недавно Женя в интервью Лауре Джугелия рассказала, что хотела катать эту программу и на Играх, но ее сменили сразу после сентябрьского Мемориала Непелы.
«В начале олимпийского сезона у меня была поставлена произвольная программа, которая была технически намного сильнее чем та, которую я катала на Олимпиаде. Были другой костюм, другая музыка, набор, сложность другая. Но потом тренеры решили, что мне нужно выполнять старый набор, который попроще. Ну, доверилась. Хотя я очень просила оставить сильную программу».
После прошлогодних открытых прокатов поменяли музыкальную нарезку в произвольной Анны Щербаковой: вставка из композиции Secrets в исполнении One Republic усилила концовку программы и сделала ее менее трагичной по сравнению с первым вариантом.
Фигуристы из Петербурга выступают на прокатах дважды: сначала – в закрытом режиме – в своем городе; а в сентябре – вместе со всей сборной. В промежутке некоторые успевают полностью обновить постановку: например, Коляда в 2019-м сменил лиричную Wind of change на «Дига Дига Ду».
В 2018-м плохие отзывы на прокатах заставили Максима Транькова выбрать новую музыку для Тарасовой и Морозова: «К программе ожидаемо было много вопросов, к нам подходили с оценками многие наши заслуженные специалисты, в том числе Александр Жулин. Он в числе многих сказал: «Макс, подумай, пожалуйста, над этой программой. Я знаю, что за счет хореографии ты готов доказывать любую идею, но позволит ли сегодняшний возраст судей ее воспринять?»
В этом году Тарасова и Морозов сменили музыку еще до прокатов – возможно, тоже после отзывов специалистов, посмотревших выступление на Cranberry Cup.
Прокаты – это еще и эмоции: здесь Медведева начинала и заканчивала сотрудничество с Орсером, а Косторная критиковала Тутберидзе
На прокатах важны не только новые элементы и программы: можно оценить первые результаты смены тренера, а спортсмены после долгого перерыва особенно эмоциональны в интервью.
Прокаты-2018 – первая очная встреча Загитовой и Медведевой после Олимпиады. Обе не блистали, но Женя казалась чуть более мотивированной: ей предстояло доказать, что переезд в Канаду был не зря. Даже лучший прокат короткой Orange Colored Sky – с той нужной степенью свободы и раскрепощенности, которую требовала постановка, – случился на закрытых прокатах в Новогорске.
Алине тогда влетело от Татьяны Тарасовой – той показалось, что у спортсменки не горят глаза. Тутберидзе припомнила это спустя полтора года, когда Тарасова прокомментировала приостановку карьеры Загитовой: «Очень жаль, что в пору величайших достижений Алины вы так много ее критиковали». Медведеву, в свою очередь, осуждали за отдельную калитку – и это не эвфемизм: Женя просто разминалась отдельно от выхода остальных фигуристок.
Сентябрь 2019-го – дебют Трусовой, Косторной и Щербаковой. Тогда казалось, что Алена – аутсайдер в тройке: она единственная вышла на взрослый уровень без ультра-си. По словам Косторной, именно на прокатах она поняла, что срочно нужно усложняться, и уже на октябрьский Finlandia Trophy привезла тройной аксель.
Той же осенью Евгения Тарасова и Владимир Морозов показывали новые программы от Марины Зуевой. «Болеро» выстрелило сразу и оказалось настолько удачным, что пара катала его два сезона подряд. Еще один бонус – произвольная Сергея Воронова, которая подняла зал.
Прошлогодние прокаты – бенефис Косторной, громко хлопнувшей дверью «Хрустального» посреди межсезонья. Одним выступлением (с произвольной Алена снялась) она создала массу инфоповодов: выбор претенциозной You should see me in a crown в качестве музыки для короткой; отсутствие тройного акселя; экспрессивная поддержка Елены Ильиных за бортиком и отповедь Тутберидзе.
А еще год назад состоялась премьера Валиевой на взрослом уровне: она стала единственной юниоркой, которую допустили до прокатов с основой сборной. В «Болеро» Камилы уже тогда угадывались наметки потенциальной олимпийской программы – позже это подтвердил и Даниил Глейхенгауз.
Наконец, прокаты-2020 – последнее выступление Медведевой на большой арене и точка в ее сотрудничестве с Брайаном Орсером. Потом были только шоу, а сразу после прокатов – возвращение к Тутберидзе, которую операторы продолжали ловить в кадр на выходах Медведевой, даже когда та еще не вернулась в «Хрустальный».
***
На ближайших прокатах тоже много интриг. Смогла ли Косторная вернуть тройной аксель – весной Этери Тутберидзе называла это главным условием возвращения в «Хрустальный»? Окажется ли новая произвольная Коляды лучше невероятного «Нуреева»? Удалось ли Усачевой выучить ультра-си, а Хромых – стабилизировать четверные? В какой форме вернется серебряный призер ЧЕ-2020 Артур Даниелян, пропустивший весь прошлый сезон из-за травмы?
Узнаем уже в эти выходные.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Федоренко, Владимир Песня, Максим Богодвид
Мы же по их результатам раздадим каждому все медали ОИ. (в каментах)
В новом сезоне некоторые уже озаботились восточными программами и вероятно шьют красные платья! )