ФК «Фидель»: когда Куба выступала в четвертом дивизионе Германии
Кубинский футбол - мистическая загадка для внешнего мира. Местная лига является любительской, а сборная в состоянии пройти лишь один-два квалификационных раунда к чемпионату мира.
В Европе отборочный цикл даже не думал стартовать, а кубинская мечта о Мундиале уже была разбита о берега Кюрасао Патрика Клюйверта ещё в июне 2005 года. Возможно, даже для самих Los Leones del Caribe столь ранний вылет был удивителен, но кубинцам и без этого редко когда удавалось продвинуться намного дальше. Они никогда серьезно не претендовали на участие в чемпионате мира с далёкого 1938 года, когда технически им своё место в турнире «предложили».
С того момента как власть в 1959 году захватил Фидель Кастро, над республикой опустился «железный занавес». До этого момента крупнейшие клубы Южной Америки, среди которых «Велес Сарсфилд» и «Коло Коло», посещали остров для участия в выставочных матчах. В то же время из Европы приезжали мадридский «Реал» и «Эспаньол». Всё изменилось при коммунистическом правлении Кастро. Ещё Фидель создал Национальный институт спорта, физического воспитания и отдыха благодаря чему с профессиональным футболом в стране было покончено.
Фидель Кастро совершает удар по мячу. Судя по всему в направлении США.
Любительские виды спорта стали активно продвигаться с 1960-х годов и хоть футбол был невероятно популярен, особенно среди семей экспатриантов, боксу и бейсболу уделялось особое и куда большее внимание, поскольку именно в этих видах спорта Куба хотела побеждать «вечных врагов» со всего Флоридского пролива. Панамериканские и Олимпийские игры также были отличными возможностями продемонстрировать свою спортивную мощь перед всем миром, и на эти дисциплины возлагались наибольшие надежды.
В конце девяностых на Кубу пришли NSYNC и Spice Girls, а вместе с ними удивительным образом возросла популярность футбола. Отношение к игре на Карибском острове начало кардинально меняться. Глупые законы, которые запрещали игрокам, выступавшим в профессиональных клубах заграницей, играть за национальную команду всё ещё действовали, но руководящие органы уже пытались найти способ улучшить команду и добиться такого же успеха, которого добилась соседняя Ямайка на чемпионате мира 1998 года. Тогда ямайцам удалось даже победить в Лионе Японию.
Футбол с молниеносной скоростью распространился по всему миру до Миллениума. FIFA даже провела Мундиаль в США летом 1994 года. Однако, кубинская сборная по-прежнему оставалась в затруднительном положении. В первом рейтинге ФИФА в 1993 году Куба оказалась аж на 159 месте. Краткий взлёт в 1996 году на 68-е место и вновь стремительное падение на 107-ю позицию в 1998-м. Что-то нужно было предпринимать, чтобы остановить регресс.
«Боннер Шпортклуб» - немецкий футбольный клуб из бывшей столицы ФРГ Бонна и завсегдатай подвалов местного чемпионата.
В течение своей 105-летней истории клуб играл между третьим и четвертым уровнями немецкого футбола, с несколькими годами славы во втором дивизионе и парой удручающих лет на пятом уровне. В то время они приобрели репутацию клуба с нестабильным финансовым положением и хитроумными сделками. Закончилось всё тем, что «Боннер» стал первым немецким профессиональным клубом, который потерял лицензию в 1977 году.
В конце 1998 года «Боннер» выступал в Оберлиге и в один прекрасный день 52-летний владелец клуба Ганс-Роберт Виол наткнулся на видео матча между Кубой и Бразилией, в котором ещё действующие чемпионы мира выиграли со счетом 2:0. Тем не менее Виол был поражен грубостью игры островитян и это с подвигло его задуматься о подписании пары лучших кубинских футболистов. «Мы думали, что, возможно, можем привести одного или двух кубинских игроков в Германию», - объяснил тренер клуба Райнер Томас.
Тем не менее кубинская футбольная ассоциация не хотела отпускать своих футболистов заграницу, даже в непрофессиональный «Боннер». Тогда Виол сделал совершенно безумное предложение. Он сказал, что если они не хотят отпускать нескольких игроков, тогда «Боннер» будет рад забрать их всех. Удивительно, но кубинская ФА - с благословением Фиделя Кастро - согласилась.
Ганс-Роберт Виол
Единственным условием кубинских властей было то, что футболисты не должны получать деньги за игру в футбол. Безусловно, это было удобно для немецкого клуба. Игрокам давали немного карманных денег на ежедневные расходы, в то время как питались и жили игроки в доме бывшей молодежи, расположенном на краю леса в сонном городе Рейнбах. В качестве альтернативного способа оплаты «Боннер» отправил на Кубу футбольное оборудование - например, мячи, бутсы и футбольную форму. По разным сведениям, в то время кубинская федерация имела только 11 футбольных мячей, поэтому такую оплату приняли с радостью.
«Никакой инфраструктуры», — говорил Виол про футбол на острове. «Есть несколько квалифицированных тренеров и учебных центров, спортивного оборудования и организаций. Ниже высшего дивизиона есть только провинциальные чемпионаты, которые длятся от трёх до четырех месяцев. Остальную часть года игроки тратят на что-то ещё».
И так, в западную Германию приехали новые футболисты, переводчики, повар, массажист и два тренера – один из которых Уильям Беннетт – главный сборной Кубы. Все они появились здесь, чтобы написать новую главу в истории немецкого футбола. Помимо подаренной экипировки, главной наградой для кубинцев была повышенная тренерская подготовка, которую они ожидали получить. «Кубинцы приехали в Европу с желанием изучать тактику», - говорил Виол. Но лучше о кубинской делегации высказался Саймон Купер: «В Германии, как считают кубинцы, их игроки могут научиться играть плохо 120 минут, а затем побеждать по пенальти».
Перед кубинцами была поставлена задача успешно пройти отборочный этап чемпионата мира 2002 года и «Боннер» добродушно согласился в этом помочь – организовать контрольные поединки против национальных команд Люксембурга и Лихтенштейна, а также против сборных Нидерландов, Бельгии и Германии. 15 кубинцев будут тренироваться с футболистами «Боннер», а лучшие из них составят костяк сборной в сезоне 1999/2000, в то время как остальные останутся в Германии и продолжат повышать уровень своей игры.
Да что вообще могло пойти не так?
Когда целая национальная сборная появляется в клубе четвёртого немецкого дивизиона – случай беспрецедентный, но теоретически, такая сделка обходила все существующие законы. Ограничение Европейского союза на подписание более трёх игроков, не являющихся подданными ЕС, не распространялось на команды четвёртого немецкого дивизиона и кубинская футбольная ассоциация, воспользовавшись брешью в законодательстве, отправила целую делегацию игроков в Европу. Но что-то сломалось и во второй части сезона 1998/99 сделка была подвергнута судебному преследованию, поэтому «Боннеру» пришлось приостановить своё участие в Оберлиге.
«Боннер Шпортклуб», или просто «Фидель».
В дело включились ФИФА и немецкий футбольный союз. Изучив сделку вдоль и поперёк им так и не удалось обнаружить правонарушений, поэтому пятеро кубинцев дебютировали в Бонне апрельским днём 1999 года во время тренировочного сбора. «Боннер» провёл две встречи. В первой одержал победу 2:0 над соседней командой «ТуC Шмидт», а вторая закончилась ничейным результатом (1:1). «Коллеги остались довольны игрой кубинцев», - заявил журналист Иван Гарсия после сыгранных спаррингов.
Однако, местные жители и поклонники «Боннера» были возмущены дешёвым, по их мнению, трюком со стороны руководства клуба. Немецкие СМИ прозвали клуб «Фидель», в то время как другие команды выразили озабоченность ситуацией. Понятно, что доморощенные игроки «Боннера» были расстроены. «Даже если вы будете играть в нашей резервной команде, то на Кубе вы, вероятно, попадёте в сборную», - прокомментировал сложившуюся ситуацию журналистам The Guardian полузащитник «Боннера» Норман Першен.
В гущу протестов и давления со стороны немецкого футбольного союза вмешался глава административного округа Кёльн Франц-Йозеф Антверпес. Ему удалось убить проект Виола просто аннулировав рабочие визы кубинцев. Большой доле игроков пришлось вернуться на родину, но некоторые из них, всё-таки, задержались в стране поэтов и мыслителей, чтобы побороться за место в основном составе «Боннера».
В список счастливчиков попали Йомбел Агадо и Лестер Менендез, включенные в заявку «Боннера» на вторую половину сезона 1999/2000. Во встрече с «Кёльном Б» Агадо даже удалось отправить в сетку противника победный мяч. В прочем, есть и парень, у которого получилось задержаться в клубе на целых три сезона. Защитнику Владимиру Алехо удалось больше других продемонстрировать свои игровые навыки. Он помогал команде не только защищать свои ворота на замке настолько, насколько это вообще было возможно, но и сам забивал голы.
Сезон 1999/2000 в целом «Боннером» был провален. Клуб завершил выступления в Оберлиге на 15 месте и должен был опускаться дивизионом ниже, но счастливая случайность помогла сохранить клубу место в четвёртой лиге.
Вылет оказался ещё более ранним, чем в отборочном цикле к ЧМ 1998. Осмин Эрнандес, Ариэль Альварес, Лазаро Далькорт и Марио Педроза – все они играли во встрече с Барбадосом и все хотя бы раз выходили на поле в футболке «Боннера». Получилось так, что немецкий опыт привёл кубинскую команду лишь к регрессу. Тем не менее, эксперимент с «Боннером» в конечном итоге принесёт свои плоды спустя десятилетие.
В январе 2008 года Виол организовал назначение бывшего тренера «Боннера», «Ганновера» и франкфуртского «Айнтрахта» Рейнольда Фанца на пост главного сборной Кубы. Виол всегда поддерживал хорошие отношения с футбольными властями островного государства, и когда узнал, что им нужен новый менеджер, предложил эту должность Фанцу.
Куба как и немцы в 1999 году должны были обеспечить для своего тренера комфортные условия для проживания – размещением в Гаване, питанием и, по просьбе самого Фанца, постоянным наличием в баре напитка «Куба либре», поклонником которого он является. В соглашении также указывалось, что тренер может свободно перемещаться между Германией и Кубой, и в случае отсутствия Фанца на рабочем месте предыдущий тренерский штаб берёт на себя повседневную подготовку команды в Гаване.
Рейнольд Фанц
«Это очень интересная работа, и я безумно доволен», - говорил 54-летний немец в интервью местной прессе. «Наша цель – квалифицироваться на чемпионат мира 2010 года в Южной Африке». Хотя он признал, что первые два места в зоне CONCACAF неизбежно останутся в руках, а если уж совсем придраться ногах, США и Мексики, Фанц с оптимизмом ожидал, что его команда может спокойно завоевать третью путёвку на Мундиаль.
Первым делом Фанц организовал тренировочный лагерь в Германии летом 2008 года. Один на юге страны в мае, другой на севере в июле. Однажды во время сборов он даже организовал в своём доме в Элерсхаузене приём для всей команды.
Тренировочный лагерь пошёл в прок. Обыграв в предварительном раунде команду Антигуа и Барбуда по сумме двух встреч со счётом 8:3 «Лос-Леонес» наконец прошли в групповой этап отбора. Как и следовало ожидать, всё самое сложное было впереди. После жеребьёвки стало понятно, что кубинцам придётся прыгнуть даже не через две, а сразу через три головы, дабы заполучить заветную путёвку в ЮАР. Группа пугала – США, Тринидад и Тобаго и Гватемала. Первые два соперника представляли CONCACAF на чемпионате мира в Германии.
Как и ожидалось, чуда не свершилось. Более грозные соперники из Тринидада разбили кубинцев в Гаване 1:3. Спустя месяц американцы с большим трудом, но всё же одержали минимальную победу 1:0. «Мы играли лучше Тринидада, и мы заслужили ничью в матче против Штатов», - сетовал Фанц после первых двух встреч. «Проблема в том, что мы недостаточно зрелы и не обладаем международным опытом, что вы, наверное, и сами увидели в матче против американцев. Нам нужно понять, что такое профессиональный футбол и набираться опыта. В этом разница между нами и тремя другими командами нашей группы. Наши игроки играют здесь на Кубе. У них нет опыта за границей. Это наша самая большая проблема».
Фанц был прав на сто процентов. Спустя десять лет после того, как кубинская федерация футбола поняла необходимость отпускать футболистов играть за рубеж и набираться международного опыта, кубинские чиновники по-прежнему не делали никаких решительных шагов ослабить жесткую политику в сфере футбола.
Наконец, все изменилось в 2013 году - спустя много времени после того, как Фанц покинул свой пост в октябре 2008-го, когда его команда лишилась шансов попасть на чемпионат мира в ЮАР. В рамках растущей «вестернизации» острова политика в отношении футбола начала меняться и в 2016 году, кубинским футболистам всё же позволили подписывать профессиональные контракты с клубами за границей.
Это было монументальное решение. Настало время, когда игроки, бегущие с острова в поисках лучшей жизни, коих было, по крайней мере, тридцать человек после немецкого приключения в «Боннере», могут конкурировать наравне со всеми без нарушения закона. Таким образом, 22-летние Майкель Рейес и Абель Мартинес стали первыми кубинцами, которые воспользовались этим правилом, подписав свои профессиональные контракты с мексиканским клубом «Круз Асуль» в зимнее трансферное окно 2016 года.
Майкель Рейес
С уверенностью можно говорить, что многие последуют по стопам молодых кубинцев, в поисках возможности играть за границей. А «Боннер Шпортклуб» всё так же барахтается в низах немецкого футбола, беспечно прозябая в «Регионаллиге».
***
Источники: Nikola Adamu | General-Anzeiger-Bonn | Faz | Radiotelevisionmarti
Перевод материала: Эвана МакТира «FC Fidel: When Cuba Joined The German Fourth Tier» These Football Times
Не знал, что на Кубе так долго оставались старые порядки. Аж до 2016 года. Безумие.