9 мин.

Виктор Фонт: «Мы можем продавать «Барсу» 400 миллионам фанатов». Часть первая

46-летний Виктор Фонт уже заявил о своих амбициях побороться за президентское кресло «Барселоны» в 2021 году. В его сценарии – идеи Кройффа для футбола и ставка на смешанное руководство, состоящее из бывших игроков, одобренных Йоханом, и высококлассных авторитетных профессионалов. Все ради того, чтобы осуществить революцию в клубных доходах и продолжать бороться за все трофеи после ухода Месси.

- Почему вы хотите руководить «Барсой»?

- Прежде всего потому что «Барса» у меня в крови, и я одержим футболом. А если думать о «Барсе» будущего, есть серьезный вызов, который в среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к «идеальному шторму». Есть необходимость в четко продуманном проекте, чтобы принять этот вызов. Вызов в том, чтобы проводить лучшее поколение игроков в истории с Месси во главе, что не должно нас пугать, но чем нужно заниматься в условиях все возрастающей конкуренции со стороны клубов, принадлежащих государствам, олигархам и миллиардерам. И поскольку мы хотим оставаться клубом, принадлежащем сосьос, у конкурентов есть явное преимущество. И кроме того, срочность решения проблем с каждым днем становится все более актуальной, поскольку на них накладывается самый амбициозный имущественный проект в клубной истории, «Эспаи Барса». Если рассмотреть все это вместе, мы увидим, что нужно либо осуществлять революцию в модели управления, либо подвергать клуб двум опасностям: превратиться в «Милан», который не борется за Лигу чемпионов, либо скомпрометировать модель клуба как собственность сосьос. Конечно, все друзья рекомендуют мне не вмешиваться в этот кавардак.

- Но вы не слушаете их.

- Нет, потому что мне хочется принимать вызовы. Мы не будем делать это любым способом. В 2010 году я участвовал в выборах (в команде Марка Инглы) и видел, что это работает через друзей и знакомых, и что команда вокруг человека собирается примерно за шесть месяцев до выборов. Мы не будем так поступать. Если есть необходимые условия, чтобы проект имел успех, мы их выполним.

- Что это за условия?

- Основное заключается в том, чтобы иметь в команде людей, обладающих необходимым талантом для осуществления проекта. Есть осуществимые идеи, но необходима команда. И опора этого – управляющая хунта, или, как мы ее называем, управляющий совет. Нынешняя модель – это человек, который хочет быть президентом и группа друзей, которые должны быть членами клуба не менее пяти лет, и которые его поддерживают. По-нашему же в совете должны быть люди с достаточным опытом, чтобы удовлетворять потребности клуба.

- Вы хотите собрать в совете людей известных, узнаваемых?

- Мы ищем три различных типа людей. Во-первых, людей, которые пришли из мира спорта, поскольку «Барса» – клуб полиспортивный. Держа в уме важность футбола для клуба, нам нужно будет убедить кого-то из бывших футболистов занять должность спортивного вице-президента с командой людей со спортивным прошлым. Например, из спортивной медицины. Люди, пришедшие из баскетбола… Далее, нужны члены совета с опытом в мире бизнеса. Но нам подойдет не любой успешный предприниматель. Бизнесмен из области строительства, текстиля или питания будет не слишком полезным для «Барсы». Полезными будут люди из мира развлечений, аудиовизуального контента, технологий… Это сфера деятельности, в которой клуб должен производить еще больше ресурсов. И третий необходимый профиль – это те, кто имеет связи с деловым миром, с миром политики, с правительственными и спортивными учреждениями. УЕФА, ФИФА, федерации… Совет должен принимать стратегические решения, а не решать сиюминутные задачи, как это происходит сейчас.

- Вы уже начали кастинг?

- У нас есть 15 кандидатов, которые подходят под обязательные критерии, и мы ежемесячно собираемся. Я говорю им, что сейчас не нужно брать на себя твердых обязательств, но хочу, чтобы они увидели то, что мы хотим сделать, а также мы собираемся, чтобы хорошо узнать друг друга задолго до выборов. В 2010-м за день до выборов к нам присоединялись потенциальные руководители, которых мы едва знали… Так не должно быть.

- Эти члены совета известны широкой публике?

- Некоторые да, некоторые нет. Главное достоинство – это знания и опыт, а не большая или меньшая известность.

- Когда вы планируете их представить?

- Когда будут выборы, потому что нет необходимости представлять их сейчас, а также потому что у некоторых из этих людей сейчас есть важная работа, и, возможно, это может отразиться на них негативно.

- Можно сказать, что Хави на сегодняшний день уже поддерживает проект?

- Нет. Это наша мечта, что он станет важной частью проекта. Хави будет тренером «Барсы», направляющим клуб. Мы думаем, что Кройфф был большой удачей для «Барсы» благодаря его позиционной игре, которая стала нашим знаменитым всему миру фирменным стилем. И единственный способ быть верным стилю – чтобы проект вели те, кто хорошо с ним знаком. Хави – один из главных наследников модели Кройффа и принадлежит к небольшому кругу людей, которые обладают качествами, чтобы возглавлять этот проект десять лет. Лидерские качества, призвание, способность создать команду, хорошие отношения с важными для клуба людьми и силами.

- Кройфф – большое вдохновение вашего проекта?

- С футбольной точки зрения – да. Я не слышал, чтобы хоть один «барселониста» говорил, что для него это не так, другой вопрос – что мы можем быть более или менее последовательными в реализации идей. Это можно сказать даже о Нуньесе, так как он был тем, кто привел Кройффа, и кто защищал его, когда того нещадно критиковали. Это был один из важнейших вкладов Нуньеса в историю клуба.

- Жорди Кройфф подходит под ваш профиль знаменитых кандидатов в совет?

- Это вариант, который «Барса» должна была бы рассмотреть, вопрос только в его обязанностях и способностях. Другая часть задачи – знать, как использовать талантливых людей.

- У вас общие взгляды с Жоаном Лапортой. Вы готовы объединиться с ним?

- У меня общие взгляды с Лапортой, но и с другими экс-президентами. Мы слишком склонны вешать ярлыки, и мне хотелось бы, чтобы мой проект преодолел это. Мы думаем о «Барсе»-2030. Вызов настолько сложен, что мы должны были бы собрать все возможные таланты внутри барселонизма. У нас есть враги в Мадриде, есть и в Европе, в других частях мира. Я говорю о том, что все, что можно было бы использовать, нужно использовать. И я делаю шаг вперед, чтобы поставить себя на службу тем талантам, которые есть в барселонизме. Я думаю, что в части футбола мы должны быть верны «кройффизму», но также мы можем использовать детали других «измов» барселонизма. Я разделяю последовательность Лапорты в его ставке на то, что не просто мне нравится, но что превратило нас в лучшую команду в истории.

- Вы дали бы ему возможность пойти с вами?

- Конечно, ведь его опыт и связи дорогого стоят. Почему мы нам не создать, как в США, совет из экс-президентов? У Гаспара все еще есть связи с федерациями. Было бы здорово взять лучшее от каждой стороны.

- Каковы основные идеи вашего проекта?

- Изменить модель клуба, чтобы в 2030 году он продолжал оставаться собственностью сосьос и продолжал бороться за победу в Лиге чемпионов. Для этого мы должны поменять модель управления. Нужно менять то, кто и как принимает решения. И иметь четкую идею и людей, наиболее способных в каждой из трех областей деятельности клуба. В спортивной становиться еще более мультиспортивной организацией, усиливать секции, развивать женский спорт. В футбольной – лучшее из модели Кройффа. Экономическая сфера – это то, что нас волнует больше всего. Мы считаем, что нынешняя модель топ-клубов заключается в получении максимальной прибыли. Четыре-пять больших контрактов дают 80% бюджета. «Ракутен», «Найки», телеправа, Лига чемпионов… Долгосрочные контракты, которые не обновляются каждый год, поэтому некоторые из них мешают ежегодному росту. Также стремительно выросла структура расходов, с самой большой в мировом футболе зарплатной ведомостью. ПСЖ здесь на втором месте и отстает на 200 миллионов евро. Следовательно, мы не получаем достаточно средств, чтобы произвести смену этого поколения игроков и для проекта «Эспаи Барса». А так как долг продолжает расти…

- Как изменить эту модель?

- У «Барсы» 300 или 400 миллионов болельщиков в мире. Если бы мы создали международное предприятие, которое могло бы продавать товары и сервисы напрямую этим 300-м миллионам, минуя ФИФА, УЕФА и Nike, мы получали бы намного большую прибыль.

- Какой продукт можно им продавать?

- Есть разные категории, но очевидной являются аудиовизуальные продукты. Сегодня смартфоны произвели революцию в мире, и мы можем прийти к 80 процентам этих болельщиков. Создавать эксклюзивный контент для них – самая очевидная возможность.

- В мире, где процветает пиратство и «все бесплатно» благодаря интернету, это нелегко.

- С каждым разом мы привыкаем платить больше: подписки на Netflix, Amazon Prime, онлайн журналы… Если бы это было так просто, «Барса» уже делала бы это, как и многие другие. Речь о том, чтобы иметь необходимую креативность и инновационность, чтобы понять, за какой продукт люди готовы платить. А уже потом – знать, кто эти миллионы болельщиков и где они находятся. А затем – как к ним прийти. И тут нужно иметь соглашения с операторами связи, потому что операторы Индонезии, например, находятся в контакте с нашими болельщиками в этой стране. Мы заключаем с ними договор, чтобы распространять контент, который тебе нужен. Или договор с «Нетфликс». Затем ты должен убедить их, что у тебя есть продукт, который их заинтересует.

- И что это был бы за продукт?

- Если бы у меня уже был ответ, это бы уже реализовывалось, это то, над чем предстоит работать, потому что возможность монетизации фанатов есть. Кто делает что-то в направлении монетизации фанатов? Частные инициативы вроде OTRO, в которых участвуют Месси, Неймар, Бекхэм, Зидан и другие знаменитые спортсмены. Они создают эксклюзивный контент, часть которого бесплатна, а если хочешь увидеть больше – плати. Я хорошо знаком с Фернандо Сансом (исполнительный директор Ла Лиги – прим. переводчика) и с тем, что делает Ла Лига. Его планы, то, что он делает в плане монетизации, достижения целевой аудитории, интернационализации, упаковки продукта, заключения договоров с операторами связи… Игроки создают контент. Пике создал «Решение» (документальный фильм об Антуане Гризманне, в котором он озвучил решение остаться в «Атлетико» – прим. переводчика). Я вижу больше инноваций от лиг и игроков, чем от клубов, которые являются гораздо более мощными брэндами и имеют гораздо больше средств. Когда мы говорим о монетизации фанатов, мы имеем в виду и другое, вроде продажи личного участия, как в Формуле-1. Есть мерчандайзинг, который в этом году снова начали осваивать в клубе, но нужна структура, чтобы понять, как монетизировать. Далее – игры, гейминг, который нужно эксплуатировать. Вроде киберспорта. Есть категория продуктов, которые могут приносить доход. И поэтому нужен Совет не из представителей строительного бизнеса или сферы питания, а из людей, которые помогали бы принимать инновационные решения. «Барса» гордится тем, что является самым популярным клубом в соцсетях, но речь о том, чтобы зарабатывать на этом. «Барса» среди клубов с самыми большими доходами, но чтобы подписать Де Лигта и построить «Эспаи Барса», нужно продать Ракитича и Суареса. Мы говорим о глобальных возможностях, не только о «Барсе», у «Мадрида» это выражено более четко, потому что у них более «президентская» модель.

 

Вторая часть: Виктор Фонт: «Мы можем продавать "Барсу" 400 миллионам фанатов». Часть вторая

 

Источник: Mundo Deportivo

Автор перевода: Максим Сопов

 

Читайте также: Почему Лео Месси так хорош в исполнении штрафных, но плох в реализации пенальти?