Жизнь Дрим-тим в Париже стоит $15 млн. Им нужны особые условия
Настоящие звезды Игр.
Сборные США перестали жить в олимпийской деревне после того, как превратились в Дрим-тим
Великая книга Джека Макколлума о «Дрим-тим» начинается с такого слегка претенциозного абзаца: «Название «Команда мечты» не сходило с уст во всем мире, не только в спортивном мире. Тогда вертолеты, как мотыльки, освещали испанское небо, чтобы защищать игроков-миллионеров. Тогда снайперы располагались на крыше их гостиницы в Барселоне, чтобы уничтожить тех потенциальных убийц, которые захотели бы войти в историю. Тогда нельзя было парковать машину в двух кварталах от их отеля. Тогда несколько сотен людей дежурили круглосуточно, чтобы хотя бы мельком увидеть тех 12 американцев, что боролись за золото и собирались переписать баскетбольную историю»…
В 1992 году для сборной США с Джорданом, Мэджиком и прочими целиком арендовали гостиницу Ambassador, где стоимость одного номера за ночь составляла как минимум 1000 долларов. Попасть внутрь было невозможно: даже сами игроки жаловались на то, что чувствовали себя в центре Барселоны как в тюрьме.
Оттуда же легендарная байка от Мэджика.
«За нами повсюду ходили телохранители: несколько человек впереди, несколько человек – сзади, – вспоминал Джонсон. – И у них у всех были огромные чемоданы на колесиках. Мы постоянно у них спрашивали, что там внутри, а они не отвечали. Наконец, уже почти в конце Олимпиады, они нам показали. Пулеметы. Вот что там было».
Почти религиозное обожание игроков НБА было несопоставимо с отношением к обычным участникам Олимпийских игр. И потому с самого начала лига настаивала на особенном положении своих суперзвезд.
С 1992 года обе команды Дрим-тим всегда живут отдельно от других американских спортсменов и в совсем других условиях.
Определение их базы на время Олимпиады происходит за шесть лет до мероприятия: в город, принимающий Игры, приезжают представители Олимпийского комитета США, которые организуют проживание, транспорт, тренировочные залы для самых разных команд. А потом уже все возможные опции передаются в Федерацию баскетбола США для принятия итогового решения.
Игроки НБА почти всегда останавливаются в элитной гостинице в центре олимпийской столицы. Дважды, в 2004-м и 2016-м, сборные проживали в совсем уж необычных локациях: на круизных яхтах Queen Mary 2 и Silver Cloud, стоящих на рейде.
Чем это объясняется?
Со времен Майкла Джордана человеческий мозг изменился. Но логика осталась примерно такой же.
Во-первых, опасения, связанные с безопасностью: речь все же идет о самых известных спортсменах мира.
По той информации, которая появилась в американских медиа на этой неделе, безопасностью по-прежнему занимаются не только местные правоохранители, но и НБА вместе с Госдепом.
«Это все проходит под прикрытием, – цитирует Forbes бывшего функционера лиги. – Они за всем присматривают и координируют действия местных силовиков, чтобы вся было в порядке».
Олимпийский комитет США для таких целей прибегает к услугам местного охранного агентства.
Во-вторых, чрезмерное обожание публики. На Играх в Пекине в 2008 году повторилось то же самое, что было в Барселоне: тысячи фанатов толпились рядом с гостиницей, чтобы хотя бы глазком увидеть Кобе Брайанта.
Тот еще жаловался: «Это одновременно немного обременительно и немного неудобно. Я стараюсь быть максимально незаметным, спрятать голову, слиться с остальными, потому что просто хочу быть частью Олимпиады».
Уже в 1992 году МОК опасался, что нашествие баскетбольных фанатов нарушит жизнь в олимпийской деревне.
В-третьих, игроки НБА привыкли совсем к другим условиям. В этом году, например, в Играх участвует человек, заработавший миллиард долларов. Вообще же у представителей этой сборной США действующих контрактов на 600 млн долларов, а за карьеру они заработали почти 5 млрд долларов. (Почти 30% участников Олимпиады в год зарабатывают меньше 15 тысяч долларов).
«Не думаю, что мы бы и теоретически могли поселиться в олимпийской деревне, – объяснял Дюрэнт. – Такого выбора просто не было. Я не спал на кровати из картона с тех пор, как начал заниматься баскетболом».
Половина игроков сборных США – гиганты, которым нужны подходящие для их роста кровати.
В-четвертых, игрокам НБА не нравятся те правила, которые существуют в олимпийской деревне. Когда Джордан, Мэджик и остальные дулись по ночам в карты и курили сигары, то запивали они все это явно не молоком. А алкоголь в олимпийской деревне запрещен.
Там множество и других ограничений, от тихого часа до запрета на домашних животных. Но, пожалуй, главное – в олимпийскую деревню не пускают членов семей и друзей.
«Мы не располагаемся в олимпийской деревне, потому что нам не кажется, что это оптимальный способ подготовки к соревнованиям, – объяснял представитель Федерации баскетбола США Крэйг Миллер. – У игроков только закончился длительный профессиональный сезон, они хотят как можно больше времени проводить с семьей и друзьями».
В-пятых, они просто могут себе это позволить.
На самом деле, это уникальная практика только на уровне сборных команд. Вообще же большинство звездных спортсменов, например, Новак Джокович, предпочитают гостиницу и сопутствующие расходы.
Да и то опыт США уже перенимают другие. Условия в олимпийской деревне в Париже таковы, что и другие сборные – Канады, Сербии и Франции – перебрались в гостиницы.
Где же живут сборные США в этом году
А об этом никто не рассказывает. На этот раз место размещения сборных засекречено в публичном поле, хотя местные жители, конечно, знают – они караулили команды еще за неделю до старта Игр.
Известно лишь, что они остановились в неком 5-звездном отеле в центре Парижа. Американская делегация забронировала на время Олимпиады его целиком – это почти 800 номеров, где живут игроки, члены их семей, штаб, руководство сборной и представители НБА. Иногда бывает так, что Федерация США предлагает номера, которые ей не нужны, другим спортсменам. Скажем, во время Олимпиады в Токио к ним подселились американские гольфисты.
Forbes описывает парижский отель максимально абстрактно: «В гостинице есть спа и картинная галерея. Перед входом работники разместили американские флаги и полноразмерное баскетбольное кольцо, лобби украшают майки сборной США. Сотрудники безопасности поставили ограждение у входа, благодаря которому игроки могут из автобуса беспрепятственно дойти до входа».
Сборные тренируются на окраине Парижа, на арене Palais des Sports Marcel-Cerdan. В Париже же пройдут все три встречи предстоящего плей-офф.
Однако групповой этап команды отыграли в Лилле, на футбольном стадионе имени Пьера Моруа, переоборудованном под баскетбольную арену.
Лилль находится на границе с Бельгией, в часе езды от Парижа. И команды отправляются туда на забронированном специально для них поезде за день до игры и проводят ночь в местном пятизвездочном отеле. Его название также остается в тайне.
Известно другое. Forbes оценивает, что пребывание двух сборных в Париже во время Олимпиады обошлось Федерации баскетбола в 15 млн долларов. Что является космической цифрой по сравнению с другими видами спорта. Например, на 20 фехтовальщиков Федерация фехтования потратила от 300 до 400 тысяч долларов.
Появление этой новости вызвало раздражительную реакцию в соцсетях. (Как и появление любых новостей). Если бы сборные США остановились в олимпийской деревне наравне со всеми, то на них можно было потратить меньше 10% от этих 15 млн.
Однако Федерация баскетбола США легко может такое позволить: согласно открытым данным, за последние 4 года эта некоммерческая организация заработала почти 78 млн долларов, из них примерно 38 млн долларов – благодаря контракту с НБА.
В 2008 году Кобе Брайант называл олимпийскую деревню «Диснейлендом для спортсменов» и переживал, что мегапопулярность лишает его такого опыта. Современные игроки сборных подчеркивают, что нисколько не скучают о той атмосфере, которая раньше считалась уникальной и воскрешала не меньше воспоминаний, чем само выступление.
«Те несколько раз, что я ездил на Олимпиаду, мы довольно много времени проводили в олимпийской деревне и чувствовали себя частью олимпийского движения, – говорил Дюрэнт. – Живем мы отдельно, но участвуем в церемонии открытия. И когда мы смотрим другие виды спорта, то перемещаемся по деревне. Так что, мне кажется, мы довольно много времени там проводим».
Фото: Gettyimages/Quinn Rooney, Gregory Shamus, Jamie Squire; IMAGO/Duomo/PCN, Sebastian Kahnert/dpa, Ludvig Thunman/Keystone Press Agency, IMAGO/Federico Pestellini, Joel Marklund/Keystone Press Agency/Global Look Press