Влад Трушкин: «Я бы взял на необитаемый остров топор и какую-нибудь девушку»
Внимание! Лирическое отступление.
Мы знакомы с Владиславом с 13-14 лет, когда вместе играли за сборную Татарстана. Чуть позже нас обоих пригласили на просмотр в спортивный интернат в Видное, из которого Владу было суждено попасть в сборную России, а мне домой – в Елабугу. Мы никогда особо не общались, поэтому после моего отъезда любые контакты фактически прекратились. С тех пор утекло много времени, и вот спустя без малого 10 лет форвард БК УНИКС Владислав Трушкин дает интервью журналисту Михаилу Ченцову. Все-таки удивительно, как распоряжается людьми судьба или что бы это ни было.
– В первых 11 играх УНИКС одержал 9 побед. Это хороший результат или в команде все-таки рассчитывали на большее?
– Это хороший, может быть, результат, но я думаю, мы могли бы и лучше, тем более, когда два таких поражения. «Дарушафаку» мы могли выиграть, вели почти всю игру, и отдали ее только в конце, а «Цедевите» проиграли 20 очков. Каждый спортсмен или тренер по натуре максималист, поэтому, естественно, мы всегда хотим большего.
– Какие задачи поставлены перед командой на сезон?
– Перед УНИКСом всегда стоит задача бороться за самые высокие места, в каком бы турнире он не участвовал. Прежде всего, мы готовимся к каждой ближайшей игре, как к самой важной.
– В прошлом году, когда УНИКС играл в Евролиге. Многие игроки отмечали, что неудовлетворительные результаты команды отчасти связаны с неудобными перелетами. Как дела обстоят сейчас?
– В этом году самое длинное путешествие было, скорее всего, в Андорру. Полет до Москвы, затем от Москвы до Барселоны 4,5 часа, потом 4 часа на автобусе от Барселоны до Андорры. Но, мы же этим живем, и уже привыкли к таким поездкам. К тому же, пока еще первая часть сезона, поэтому еще рано говорить, что мы устали от перелетов. Еще, я так понимаю, что в прошлом году было очень много ночных перелетов, в этом сезоне их стало поменьше.
– Правда ли, что когда команда регистрируется на рейс, игроки стараются быстрее попасть в самолет, чтобы занять удобные места?
– (смеется). Такого нет, чтобы, например, мы бежим, кто быстрее. Единственно, администратор команды всегда старается договориться, чтобы мы прошли быстро отдельной стойкой, потому что у нас большая группа. Спасибо авиакомпаниям, что идут нам на встречу. Всегда, когда девочки на регистрационных стойках видят нас, стараются посадить около прохода или около аварийного выхода.
– Вскоре после игры с «Автодором», в которой саратовцы дали бой УНИКСу, у этой команды сменился главный тренер. На место Андреа Маццона пришел Евгений Пашутин. Как считаешь, почему это произошло?
– Скорее всего из-за череды поражений «Автодора», потому что они очень крупно проиграли дома «Локомотиву», потом проиграли команде из Дании в Еврокубке и нам. Наверное, это и повлияло. Но, учитывая то, что в прошлом году в «Автодоре» тренера уволили после первой игры, Андреа Маццон еще долго проработал. У меня осталось очень приятное впечатление от игры, потому что не было видно, что «Автодор» занимает седьмое место в таблице. Они боролись на каждом сантиметре.
– Про кого из партнеров по команде ты можешь сказать, что он является лидером в раздевалке?
– Именно в раздевалке лидером, безусловно, является Антон Понкрашов. Он очень коммуникабельный человек, может пошутить, что-то на своем жизненном опыте подсказать, поэтому начнем с него. Плюс Костас Каймакоглу, он всегда включает музыку, мы называем его DJ Костас. Плюс Кино Колом и Стефан Ласме, но в большей степени все-таки Антон Понкрашов.
– Ты один из самых молодых игроков в команде. Как относятся ветераны к молодежи?
– По сути, я самый молодой, если не считать Александра Билле. На самом деле, нет такого, что говорят: «Эй, молодой, принеси» (смеется). Хорошие отношения, у нас не делятся на «молодой»/«старый». Все равны. И тренер это всегда подчеркивает на собраниях и на тренировках.
– В прошлом году любимцем болельщиков был Павел Антипов, который, как и ты, родом из Казани. После его отъезда в «Локомотив», можно сказать, это негласное звание досталось тебе. Чувствуешь особенную поддержку во время домашних матчей?
– Вспоминаю турнир со сборной, который летом проходил в Казани. Это было очень круто, даже сейчас рассказываю, и у меня легкие мурашки. Диктор всегда говорил, что на площадку выходит коренной казанец, публика сразу оживлялась, а когда мне удавалось забить, весь «Баскет-холл» очень сильно кричал.
На играх УНИКСа поддержки поменьше, но все равно приятно. Болельщики пишут в ВКонтакте, поддерживают в комментариях в Инстаграме. И, безусловно, самое главное это то, что мои папа, мама, сестра, двоюродные братья и сестры, знакомые и друзья приходят фактически на каждую игру. Уже этот момент особенный.
– В этом году УНИКС практически полностью обновился, многие игроки оказались в Казани впервые. Просят ли тебя партнеры по команде, как местного жителя показать главные достопримечательности города?
– Они обращаются не только ко мне, но и к тем, кто долго играет в УНИКСе. Кино Колом здесь третий или четвертый год, Костас Каймакоглу шесть лет. Если надо, я помогаю, подсказываю, но не так часто.
– Куда посоветовал бы сходить, прежде всего?
– Я люблю кататься по ночной Казани. Допустим, когда ночью едешь по мосту Миллениум, очень красивый вид открывается на Кремль, на Набережную. А когда гуляешь летом, создается впечатление, что ты на море.
Прежде всего, советовал бы погулять в Кремле, потому что там красиво, очень много истории, по Набережной, естественно, от нее можно пройтись вверх до НКЦ, оттуда уже в центр к улице Баумана, вот такой маршрут. Но еще советовал бы съездить в Раифский монастырь. Давно там не был. Сам, кстати, хочу съездить.
– За карьеру ты успел поиграть за команды из разных городов России – Москва, Владивосток, Красноярск и теперь вот родная для тебя Казань. Где больше всего любят баскетбол?
– Хороший вопрос. Своими болельщиками и в целом, как город очень запомнился Владивосток. В Красноярске очень активные зрители. В Москве не так много болельщиков, было больше фанатов, связанных с клубом «Динамо».
В этом году и «Баскет-холл» очень приятно удивляет количеством народа. Я знаю, что в прошлом сезоне было меньше людей. Но, у нас высокая конкуренция. В Казани есть «Ак Барс», «Рубин», волейбольные «Зенит» и «Динамо». В том же Красноярске есть хоккейная и футбольные команды, но они играют во вторых дивизионах, а баскетбол находится на ведущих ролях, так что УНИКСу немного сложнее конкурировать за болельщиков.
– Как относишься к возможному проведению в Казани матчей Кубка мира по баскетболу 2023 года?
– Я думаю, что это событие будет очень полезным для города, потому что мы видим, как преобразилась Казань к Универсиаде. Благодаря тому, что у нас проводились соревнования такого уровня – появились развязки, город в целом благоустроился, стал приятнее. Поэтому, когда проводятся такие мероприятия, это некий приток внимания, следственно город должен развиваться.
– Ты попал в расширенный список кандидатов в сборную России для участия в отборочном этапе Кубка мира-2019. Как можешь прокомментировать?
– Быть вызванным в сборную – всегда приятно, потому что это главная команда страны. Моя самая главная мечта – сыграть за сборную в официальных матчах и быть одним из игроков ротации.
– В сентябре в Стамбуле завершился чемпионат Европы по баскетболу. Была ли для тебя неожиданностью победа в нем Словении?
– До чемпионата, конечно, в числе фаворитов назвал бы испанцев, сербов и французов. Поэтому да, Словения удивила, но она заслужила чемпионство на 100%. Во-первых, у них была непростая группа, и они выиграли там всех. Уже тогда стали появляться мнения, что словенцы могут пройти по турниру далеко, тем более что у них создалась очень хорошая командная химия, а все игроки были в расцвете сил.
– Для тебя баскетбол, наверное, прежде всего, работа. Есть ли в ней самое сложное/самое нелюбимое занятие?
– Я не отношусь к баскетболу, как к работе. Я мечтал заниматься им с 4 лет, когда увидел, как играет мой отец, а с 7 лет уже начал тренироваться. Я с баскетболом больше, чем без него. По сути, баскетбол и есть моя жизнь, поэтому нет такого, чтобы я что-то очень не любил. Единственно, когда после летнего отдыха возвращаешься к тренировкам, первое время организм находится в стрессе из-за нагрузок и ему тяжело. Вот это неприятный момент, но он длится буквально недели две, потом втягиваешься и уже лучше.
– Ты уехал из Казани в довольно юном возрасте в Видное. Тяжело было адаптироваться в новой для себя среде, учитывая то, что она была в некотором роде конкурентной?
– В 14 лет немногое понимаешь. Сейчас вспоминаю, у меня не было такого, чтобы я переживал, волновался. Это была проверка, прежде всего, на самостоятельность. Там никто за тебя не стирал вещи, как мама. Да, там кормили, но никто не проверял, поел ты или нет. То же самое с учебой, поэтому кто-то приезжал, и сразу забивал на нее. Плюс у нас были тренировки, где каждый стремился показать себя с лучшей стороны. Представьте 50 человек, которым от 14 до 16 лет, самый такой возраст, когда проявляется характер, так что конкурентная среда была – это 200%.
Было тяжело, но это приятная тяжесть. К нам приезжали новые ребята, приезжали тренеры на семинары, в том числе американские. Каждый день было что-то новое, интересное, за счет этого некоторые нюансы, что уехал в 14 лет далеко от дома как-то стерлись. Я рад, что родители отпустили меня, и вообще была такая возможность.
– Родители могли тебя не отпустить?
– Конечно. Сейчас периодически общаюсь с друзьями, у которых уже есть маленькие дети, и когда мы начинаем такую тему, они спрашивают, во сколько я уехал в интернат. Многие, когда слышат, что в 14 лет, говорят, что ни за что не отпустят своих детей, пусть ребенок будет рядом. Такое тоже встречается.
– В одном интервью ты говорил, что нет смысла сидеть на скамейке в топ-клубе. Если в УНИКСе тебя вдруг надолго усадят на скамейку запасных, останешься или будешь искать новую команду?
– Это очень каверзный вопрос, потому что бывают разные ситуации. Одно дело, когда тренер тебе говорит, что ему нужно то-то и то-то, а ты не выполняешь, тогда тебя могут засадить на скамейку. Но, за это время ты можешь тренироваться, работать над этим компонентом, чтобы выйти и доказать свою состоятельность.
А бывает так, что, допустим, тренер просто не видит тебя, ты ему не нужен. Это разные ситуации, поэтому, дай бог, чтобы вопроса «что делать» не было на повестке. Я прикладываю все усилия, стараюсь на каждой тренировке, плюс занимаюсь дополнительно, чтобы такой ситуации не случилось.
– На этом серьезный разговор закончился, и настало время рубрики «Совершенно секретно». Здесь мне бы хотелось получить от тебя ответы на щекотливые, иногда дурацкие вопросы.
– Главный кошмар баскетболиста – это…?
– Когда ты идешь под кольцо, уже выпрыгнул, и видишь, что тебя накрывают на полкорпуса.
– Перечисли три качества, которыми должен обладать каждый тренер.
– Для меня тренер это, как директор какой-нибудь фирмы. Я думаю, он должен быть честным, профессионалом своего дела, и должен обладать харизмой, способностью повести за собой. Представьте себе 12 человек, у каждого из которых свои амбиции, свои цели, которые бывают полностью противоположные, а он должен объединить этих людей. Поэтому назвал бы, прежде всего, эти три качества.
– Можешь назвать самое большое разочарование, с которым ты столкнулся, попав в профессионалы?
– Недавно разговаривал об этом. Не всегда получается ловить истинный, настоящий кайф от игры, потому что ты начинаешь ее оценивать сквозь призму результата команды, сквозь призму своих действий. Приведу такой пример. Бывает, когда летом играешь в пляжный волейбол, забываешь обо всем на свете. Ты там, на этой площадке, весь в игре, и ты просто получаешь удовольствие. Стараюсь делать так, чтобы кайфовать в баскетболе от каждой игры, но это не всегда получается. В этом, наверное, и есть легкое разочарование.
– Когда я задавал этот вопрос, думал, что ты ответишь по-другому, и скажешь про ситуацию с «Динамо».
– По поводу долгов? Да, клуб мне остался должен. Стараюсь не думать о плохом. Надеюсь, таких ситуаций больше не повторится.
– В твоем аккаунте в Инстаграме я нашел фото в армейской форме. Ты служил в армии?
– Да, я пошел в армию. Единственно, я пошел во внутренние войска, и потом дослуживал в спортивной роте.
– После какого из подписанных контрактов, ты стал миллионером?
– (смеется) Ха, хороший вопрос, я даже не знаю, кто считается миллионером. Я знаю, что в долларовом эквиваленте от 14$ млн. На самом деле, до этого еще очень далеко, но я работаю над этим. Надеюсь, что Евгений Борисович прочитает интервью (смеется).
(прим.: Евгений Борисович Богачев – Президент БК УНИКС).
– В прошлом году защитник футбольного «Спартака» Боккетти обещал в случае победы красно-белых в чемпионате России отправиться в Италию пешком. На что ты готов ради победы, допустим в лиге ВТБ?
– Я готов каждый день упорно тренироваться и двигаться к этой цели. Не очень люблю такие вещи, потому что я не уверен, что Боккетти выполнил свое обещание. Я знаю, что Вальдемарус Хомичюс, когда стал главным тренером УНИКСа-2, пообещал ребятам, что если они выиграют молодежное первенство, то побреется на лысо, и он сдержал свое слово. Я не буду давать обещаний, не будем забегать вперед и тревожить удачу.
– Ты можешь взять на необитаемый остров один предмет, одну книгу и одного человека. Что и кто это будет?
– Если это необитаемый остров, то мне будет нужен универсальный предмет. Я бы взял топор. Книга должна быть какая-нибудь мотивационная, чтобы, если мне станет грустно, заставляла меня двигаться дальше, как в фильме «Изгой». Можно «Шантарам» взять. Человек. Хм, хороший вопрос. Чтобы не было скучно, это должна быть какая-нибудь девушка. Правильно? Может быть, я построю там дом, посажу дерево и воспитаю сына.
– Закончи фразу – если бы я не стал баскетболистом, то занялся бы…
– Это сложный вопрос. Не знаю точно, чем бы я занимался, но я бы хотел, чтобы работа была сопряжена с возможностью куда-то ездить, потому что по натуре я не очень усидчивый человек. Это очень тяжело, наверное, приходить каждый день в один и тот же офис, на один и то же завод, в машину, допустим, если ты таксист.
Когда каждый день ты делаешь одно и то же, хотелось бы иметь какую-то разрядку. В этом я и получаю удовольствие от баскетбола, что мы много путешествуем, у нас много знакомств, не только в России. Сейчас у нас супер интернациональная команда, есть парни родом из Африки, Канады, Америки и так далее. Это очень интересно, поэтому я хотел бы заняться тем, чтобы давало бы мне возможность путешествовать. Но конкретного занятия нет, потому что я думал над этим вопросом, но так и не пришел к ответу.