Мазепин и Сироткин – среди худших пилотов «Ф-1» в 2000-х: у каждого сезона – свой герой
Обсуждение «лучшего гонщика сезона» в «Ф-1» нередко вызывает грандиозные споры: ведь на результаты и возможности раскрытия таланта влияют и уровень машины, и работа команды, и везение с неполадками…
Однако за хорошие выступления хотя бы дают очки – чемпионом можно стать как минимум за счет стабильности. Да и достаточно посмотреть динамику набора баллов с причинами их потерь, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад личности в итог.
Но как быть с худшими пилотами? Они часто обитают в подвале пелотона, где и за 20-ю, и за 13-ю позиции дают одинаковые 0 баллов. И за проигрыш трех кругов лидеру, и за отставание от топ-10 в 0,001 секунды дают одинаковые 0 баллов.
Так справедливо ли называть гонщика с последнего места общего зачета «худшим в году»? Авторы авторитетного британского издания The Race попробовали изучить вопрос и составить рейтинг главных неудачников XXI века – и моменты славы получил россиянин Никита Мазепин вместе с пилотами другого российского проекта – «Маруси».
2024
Последнее место в чемпионате: Джек Дуэн («Альпин») – 24-й, 1 гонка, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Последнее место среди полноценных участников (24 гонки): Валттери Боттас («Заубер») – 22-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Логан Сарджент («Уильямс») – 23-й, 15 гонок, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Здесь сочетание факторов.
И намеки на потенциально хорошие результаты, которые так ни во что и не материализовались, когда это действительно требовалось. И отставание от напарника по команде Алекса Албона, даже с учетом неравных возможностей болидов. Да и количество аварий при отсутствии прогресса во втором сезоне.
В итоге то, что в «Уильямсе» избавились от Сарджента посреди сезона, никого сильно не удивило. И то, что его сменщик Франко Колапинто мгновенно обеспечил заметное улучшение результатов, говорит о том, что выбор команды был правильным.
2023
Последнее место в чемпионате: Ник де Врис («Альфа Таури»), 22-й, 10 гонок, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Последнее место среди полноценных участников: Логан Сарджент («Уильямс»), 21-й, 1 очко
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Ник де Врис
В 2023 году на стороне Сарджента был фактор дебютного сезона в «Формуле-1», однако в отношении де Вриса мы не можем позволить себе такие же поблажки. При таком опыте от него ожидали более достойной подготовки, чтобы воспользоваться шансом, неожиданно полученным в «Альфа Таури».
Он никогда не казался очевидным и естественным выбором в контексте молодежной программы «Ред Булл» и по ходу той части сезона, что успел провести, не продемонстрировал убедительных выступлений или хотя бы намеков на то, что ситуация может улучшиться.
2022
Последнее место в чемпионате: Нико Хюлькенберг («Астон Мартин»), 22-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Последнее место среди полноценных участников: Николас Латифи («Уильямс»), 20-й, 2 очка
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Николас Латифи
После обнадеживающего прогресса по ходу сезона-2021Латифи так и не освоился за рулем болида нового поколения и сделал шаг назад. Так что его сезон можно оценить хуже полного аварий выступления Мика Шумахера и крайне разочаровывающего финала Даниэля Риккардо в «Макларене».
Хотя любой из них мог бы претендовать на звание худшего.
2021
Последнее место в чемпионате: Никита Мазепин («Хаас»), 21-й, 0 очков лучший результат – 14-е место
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Никита Мазепин
Ожидания в любом случае были невелики – тут и состав из пилотов-новичков, и решение «Хааса» отказаться от развития болида 2021 года ради подготовки к смене технического регламента. Однако Никита Мазепин все равно потерпел полное поражение в борьбе с напарником Миком Шумахером.
Сейчас единственный сезон Мазепина выглядит еще хуже, чем на тот момент. Ведь пришедший в команду в 2022 году Кевин Магнуссен за счет выступлений провоцировал много вопросов к Мику Шумахеру, который, в свою очередь, был заметно быстрее годом ранее (а затем переход в команду Нико Хюлькенберга вызвал еще больше вопросов к уровню Магнуссена).
2020
Последнее место в чемпионате: Джейк Эйткен («Уильямс»), 23-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – 17-е место
Последнее место среди полноценных участников: Николас Латифи («Уильямс»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Николас Латифи
Джейк Эйткен подменял в «Уильямсе» Джорджа Расселла, который подменял заболевшего ковидом Льюиса Хэмилтона на Гран-при Сахира. И в основном запомнился вылетом с трассы – так появилась машина безопасности, что сбило с курса самого Расселла. При этом до вылета Эйткен производил хорошее впечатление для гонщика, которого бросили на глубину и заставили учиться плавать.
И это плохо отразилось на его напарнике Николасе Латифи, который также сильно и часто уступал Расселлу в скорости по ходу сезона. Даже при том, что для Расселла это был второй сезон, а для Латифи – дебютный.
Пьетро Фиттипальди, заменявший в «Хаасе» попавшего в аварию Ромена Грожана, тоже мог бы выиграть в этой категории – он опередил Эйткена в общем зачете только потому, что финишировал 19-м и 17-м. Хотя с учетом того, как команда задействовала его для помощи напарнику Кевину Магнуссену, а также штрафа на старте, выступления можно считать приемлемыми, хоть и не особо заметными.
2019
Последнее место в чемпионате: Джордж Расселл («Уильямс»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Роберт Кубица («Уильямс»), 19-й, 1 очко
Учитывая перспективы Кубицы в «Формуле-1» до аварии в ралли и все то, через что он прошел перед возвращением на старт спустя годы, называть его худшим гонщиком того сезона кажется ужасной идеей.
Но, к сожалению, именно тот сезон доказал, что физические ограничения, с которыми столкнулся Роберт, оказались существенными, чтобы он вновь мог стать топ-пилотом «Формулы-1». И то преимущество в квалификациях, которое обычно было у Расселла над Кубицей, слишком велико.
При этом Кубица не утратил остроты реакции и гоночного мастерства – и частично благодаря этому ему удалось все-таки опередить Расселла, заработав одно очко по итогам дикого Гран-при Германии. Он избежал последнего места в чемпионате, хоть этот результат и противоречил общей тенденции его выступлений.
2018
Последнее место в чемпионате: Сергей Сироткин («Уильямс»), 20-й, 1 очко
Худший гонщик сезона по мнению авторов: Брендон Хартли («Торо Россо»), 19-й, 4 очка
Единственный сезон Сергея Сироткина в «Формуле-1» получился более заслуживающим уважения, чем об этом обычно вспоминают.
Они вместе с напарником Лансом Строллом и выступавшим за «Макларен» Стоффелем Вандорном вполне могли бы претендовать на статус худшего гонщика сезона-2018. Да и Маркус Эрикссон тоже, если бы на более поздней стадии сезона не сократил отставание в скорости от напарника по «Зауберу» Шарля Леклера.
А вот Брендон Хартли по итогам полного сезона в «Торо Россо» все-таки немного уступил Вандорну в финале этого «конкурса».
С начала чемпионата казалось, что запоздалое появление Хартли в «Формуле-1» не получится продолжительным. Хартли за весь сезон набрал лишь 4 очка, в то время как напарник Пьер Гасли – 29. И хотя в среднем Хартли не сильно отставал от напарника, по пиковым выступлениям он вообще не мог приблизиться к Гасли, и у него не получалось пользоваться ситуацией в те уик-энды, когда «Торо Россо» смотрелась уверенно.
2017
Последнее место в чемпионате: Дженсон Баттон («Макларен»), 25-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша
Последнее место среди полноценных участников: Маркус Эрикссон («Заубер»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Джолион Палмер («Рено»), 17-й, 16 гонок, 8 очков
У Баттона сдучилось разовое возвращение в «Формулу-1» – в «Макларен» на Гран-при Монако, когда Фернандо Алонсо участвовал в гонке «500 миль Индианаполиса». Дженсон подцепил «Заубер» Паскаля Верляйна и отправил его в барьеры, но его темп до штрафа на стартовой решетке (не по своей вине) был неплох – особенно для человека, который внезапно вернулся в «Ф-1» в условиях смены технического регламента.
Сезон Эрикссона в «Заубере», зная низкие возможности машины, получился довольно крепким. И хотя Антонио Джовинацци, подменявший травмированного Верляйна на Гран-при Китая, выступил ужасно, хороший дебют на Гран-при Австралии, состоявшийся чуть ранее, уберег его от звания худшего гонщика сезона.
Так награда уходит Джолиону Палмеру – он настолько отставал от Нико Хюлькенберга в «Рено», что команда заменила его на Карлоса Сайнса на завершающей стадии сезона. Не помогло даже аномальное 6-е место Палмера на Гран-при Сингапура.
2016
Последнее место в чемпионате: Рио Харьянто («Манор»), 24-й, 12 гонок, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Последнее место среди полноценных участников: Маркус Эрикссон («Заубер»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Рио Харьянто
Считать Харьянто типичным «рента-драйвером» с потенциально нового для «Ф-1» рынка было бы чересчур. Он появился в «Ф-1» после достойного сезона в GP2, а в квалификациях нередко опережал напарника по «Манору» Паскаля Верляйна.
Но в целом он не был стабилен, и когда в середине сезона у спонсоров Харьянто кончились деньги и Рио убрали из команды, пришедший Эстебан Окон позволил сделать заметный шаг вперед.
В то же время выступления Маркуса Эрикссона в том сезоне многие недооценивают, учитывая его положение в общем зачете. Его напарник по «Зауберу» Фелипе Наср привлек к себе больше внимания, заняв 9-е место на дождевом Гран-при Бразилии, чем помог «Зауберу» в командном зачете, но Эрикссон в целом по сезону смотрелся сильнее.
2015
Последнее место в чемпионате: Кевин Магнуссен («Макларен»), 22-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша
Последнее место среди полноценных участников: Уилл Стивенс («Манор»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Пастор Мальдонадо («Лотус»), 14-й, 27 очков
Магнуссена с его разовым возвращением, который подменял травмированного Фернандо Алонсо в «Макларене», можно сразу вычеркивать: его машина сломалась до начала Гран-при Австралии.
Уилл Стивенс, Роберто Мери и Александр Росси не набрали ни одного очка, выступая за проблемную «Марусю» / «Манор», однако каждый выжимал из имеющейся техники больше, чем это делал Пастор Мальдонадо в «Лотусе» по ходу последнего для себя сезона в «Формуле-1».
В частности, в квалификациях его уничтожил напарник Ромен Грожан. И хотя некоторые сходы в гонках происходили не по вине Пастора, ошибок для гонщика, который проводил уже пятый сезон в «Формуле-1», было полно. После того, как «Рено» вновь приобрели «Лотус», руководству потребовалось не слишком много времени, чтобы принять решение избавиться от Мальдонадо до сезона-2016.
2014
Последнее место в чемпионате: Андре Лоттерер («Катерэм»), 24-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – не добрался до финиша
Последнее место среди полноценных участников: Эстебан Гутьеррес («Заубер»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Макс Чилтон («Маруся»), 21-й, 16 гонок, 0 очков, лучший результат – 13-е место
У Мальдонадо и Эстебана Гутьерреса в тот сезон было немало приятных моментов, чтобы избежать звания худшего. При этом странные единичные выступления Лоттерера и Стивенса за «Катерхэм» не очень подходили для того, чтобы вообще их принимать во внимание – хотя для тех обстоятельств оба продемонстрировали приличные выступления.
Так что самым невзрачным в том сезоне оказался Макс Чилтон, ничего не противопоставивший напарнику по «Марусе» Жюлю Бьянки – до его трагической аварии на «Сузуке».
2013
Последнее место в чемпионате: Макс Чилтон («Маруся»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Эстебан Гутьеррес («Заубер»), 16-й, 6 очков
Седьмое место на «Сузуке», очевидно, стало самым ярким моментом дебютного сезона Гутьерреса за «Заубер», но даже при этом на финише он отстал от напарника Нико Хюлькенберга на 20 секунд.
В остальном же откровенно плохая форма в квалификациях, что особенно бросалось в глаза, сделала его самым слабым гонщиком того сезона, поскольку даже пилоты тащившихся позади «Катерхэма» и «Маруси» смотрелись предпочтительнее.
2012
Последнее место в чемпионате: Педро де ла Роса («ХРТ»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 17-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Нараин Картикеян («ХРТ»), 24-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место
В данной ситуации сложно судить кого-либо: по ходу своего последнего сезона в «Формуле-1» команда «ХРТ» становилась только слабее. И тем не менее, хоть Нараин Картикеян и опередил напарника Педро де ла Росу за счет более «высокого» 15-го места, добытого на Гран-при Монако, в целом по ходу сезона он заметно уступал в скорости испанцу.
2011
Последнее место в чемпионате: Карун Чандок («Лотус»), 28-й, 0 очков, 1 гонка, единственный результат – 20-е место
Последнее место среди полноценных участников: Тимо Глок («Верджин»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Нараин Картикеян («ХРТ»), 26-й, 8 гонок, 0 очков, лучший результат – 17-е место
Было ли единственное выступление (еще и с разворотом болида) Каруна Чандока за «Лотус» на «Нюрбургринге» настолько плохим, чтобы присудить ему звание худшего гонщика того сезона? Как кажется, делать такие выводы на основе единственной гонки не стоит. Так что его можно отпустить.
Вместо него звание снова уходит к невезучему Картикеяну: сначала он оказался в тени напарника по «ХРТ» Витантонио Лиуцци, а затем и вовсе потерял место за рулем болида. В итоге пропустил большую часть второй половины сезона, чтобы у «Ред Булл» была возможность натаскать молодого Риккардо. Вскоре Риккардо начал опережать Лиуцци, что свело на нет все усилия Нараина вернуть место.
2010
Последнее место в чемпионате: Кристиан Клин («ХРТ»), 27-й, 3 гонки, 0 очков, лучший результат – 20-е место
Последнее место среди полноценных участников: Тимо Глок («Верджин»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 14-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Сакон Ямамото («ХРТ»), 7 гонок, 26-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Появление в чемпионате трех новых команд означало для пилотов и встречу с новыми лицами, и возвращения, и переходы.
Бывшему пилоту системы «Ред Булл» Кристиану Клину стоит отдать должное: получив несколько Гран-при (две гонки за «ХРТ» в конце сезона), он опережал постоянного пилота «ХРТ» Бруно Сенну. Так что последнее место в рейтинге получает Сакон Ямамото – ему так и не удалось опередить Бруно Сенну, когда он посреди сезона заменил в команде Каруна Чандока.
Рассматривалась и кандидатура Лукаса ди Грасси – поскольку его отставание от напарника по «Верджин» Тимо Глока было очень уж велико. Особенно учитывая достойные выступления ди Грасси в GP2 и опыт тестов в «Ф-1». Однако здесь роль сыграла разница в характеристиках двух болидов команды, так что оснований поставить его ниже Ямамото все-таки не хватает.
2009
Последнее место в чемпионате: Лука Бадоер («Феррари»), 25-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 14-е место
Последнее место среди полноценных участников: Кадзуки Накадзима («Уильямс»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Лука Бадоер
Иногда в рамках выбора по-настоящему худшего гонщика мы отмечаем, что пилот, выходящий на замену на одну-две гонки, просто не подпадает под критерии: слишком мало данных.
Однако эта поправка отменяется в том случае, если результаты временно выступавшего за команду гонщика оказались настолько плохи, что альтернатив ему не видится.
Лука Бадоер и правда не выступал в «Формуле-1» 10 лет в тот момент, когда «Феррари» вызвала его на замену после ужасной аварии Фелипе Массы на «Хунгароринге». Однако до того момента, как тесты в «Ф-1» были запрещены, он все равно провел на трассе достаточно времени, чтобы стряхнуть с себя 10-летнюю ржавчину.
Безоговорочно последнее место в обеих квалификациях (в то время как Кими Райкконен за рулем этой «Феррари» выиграл один из тех уик-эндов) и очень слабые выступления, несмотря на смягчающие обстоятельства.
Ну хорошо, его сменщик Джанкарло Физикелла тоже дважды оказывался на последнем ряду стартовой решетки и за рулем той проблемной «Феррари» так и не набрал ни одного очка за пять попыток – это хоть чуть-чуть улучшает картину для Бадоера. Но не настолько, чтобы все-таки избавиться от звания худшего пилота того сезона.
2008
Последнее место в чемпионате: Энтони Дэвидсон («Супер Агури»), 22-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Последнее место среди полноценных участников: Адриан Сутиль («Форс-Индия»), 20-й, 0 очков, лучший результат – 13-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Кадзуки Накадзима («Уильямс»), 15-й, 9 очков
Самый сложный сезон в этой эпохе для определения худшего гонщика: 7 претендентов!
Такума Сато и Энтони Дэвидсон сделали все возможное, выступая за рулем болидов умирающей «Супер Агури». И то же можно сказать про Адриана Сутиля и Физикеллу в «Форс-Индии» – у которой после кончины «Супер Агури» зачастую был самый медленный болид. Физикелла смотрелся чуть сильнее Сутиля, но этого недостаточно, чтобы отправить Адриана на последнее место.
Множество неудач и падений было и у Нельсона Пике-младшего в «Рено», и Себастьяна Бурдэ в «Торо Россо», но и спасительных для них моментов тоже хватало. Да, Пике оказался в лидерах заезда на «Хоккенхаймринге» по чистой случайности, но он здорово держался, чтобы сохранить второе место, в то время как Бурдэ зачастую просто не везло.
Так что в очень упорной борьбе звание худшего уходит новичку «Уильямса» Кадзуки Накадзиме, который оказался внизу из-за отсутствия пиковых выступлений и порой гигантского отставания от напарника Нико Росберга.
2007
Последнее место в чемпионате: Маркус Винкельхок («Спайкер»), 25-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – сход
Последнее место среди полноценных участников: Энтони Дэвидсон («Супер Агури»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Сакон Ямамото («Спайкер»), 24-й, 7 гонок, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Маркуса Винкельхока точно нельзя назвать худшим гонщиком «Ф-1» сезона-2007, учитывая, что в своем единственном Гран-при за «Спайкер» на «Нюрбургринге» он умудрился даже какое-то время лидировать, пусть и случилось это из-за безумной ошибки с выбором шин.
Однако корону можно отдать его сменщику Сакону Ямамото – поскольку тот, оказавшись в кокпите по ходу сезона, показался гораздо медленнее напарника Адриана Сутиля.
2006
Последнее место в чемпионате: Франк Монтаньи («Супер Агури»), 27-й, 7 гонок, 0 очков, лучший результат – 16-е место
Последнее место среди полноценных участников: Такума Сато («Супер Агури»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Юдзи Иде («Супер Агури»), 25-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 13-е место
Трое из четырех гонщиков, выступавших за наспех собранную «Супер Агури» в дебютном для нее сезоне, с учетом тяжести условий избежали позора.
А вот Юдзи Иде в своих нескольких проведенных гонках проигрывал Сато по 2,5 секунды на круге, а затем и вовсе был лишен суперлицензии за то, что на этапе в Имоле перевернул «Спайкер» Кристиана Альберса.
Форма Иде в японских гонках была намного лучше, чем в «Формуле-1», но нельзя отрицать, что его непродолжительный отрезок в «Ф-1» получился ужасным.
2005
Последнее место в чемпионате: Рикардо Зонта («Тойота»), 27-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – сход
Последнее место среди полноценных участников: Такума Сато («БАР»), 23-й, 1 очко
Худший гонщик по мнению авторов: Патрик Фризахер («Минарди»), 21-й, 11 гонок, 3 очка
Ситуация в нижней части таблицы чемпионата 2005 года была сильно перетасована бойкотом Гран-при США в Индианаполисе со стороны команд, которые использовали шины «Мишлен». В результате чего в очки попали все машины «Джордана» и «Минарди». Последний сезон Сато за «БАР» вышел неудачным, однако его темп был лучше, чем можно предположить, если посмотреть на положение в чемпионате.
Спорный этап в Индианаполисе также повлиял и на ситуацию с тем, какой пилот официально занял последнее место в общем зачете. Рикардо Зонта после аварии и травмы Ральфа Шумахера (что и вызвало панику с возможным отказом шин) пересел за руль «Тойоты», а потом оказался среди пилотов, которые сошли с дистанции гонки после прогревочного круга.
Картикеяна можно считать претендентом на звание худшего гонщика, поскольку Тьягу Монтейру выжимал больше из тех редких возможностей, когда оказывался за рулем болида «Джордана». И, как известно, вознагражден за это попаданием на подиум в том же Индианаполисе.
Так что в самом низу рейтинга оказывается Патрик Фризахер – просто потому, что среди трех гонщиков «Минарди» он произвел наименее удачное впечатление в сравнении с Альберсом и Робертом Дорнбосом.
2004
Последнее место в чемпионате: Джанмария Бруни («Минарди»), 25-й, 0 очков, лучший результат – 15-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Зольт Баумгартнер («Минарди»), 20-й, 1 очко
Тут можно привести доводы в пользу выбора Джорджио Пантано, учитывая то, каким разочарованием обернулось его пребывание в «Джордане» в сравнении с ожиданиями – особенно на фоне успехов в юниорской карьере.
Или Марка Жене – за два крайне неудачных выступления за «Уильямс», после которых того посадили за скамейку запасных и предпочли ему Антонио Пиццонью на время отсутствия травмированного Ральфа Шумахера.
Или даже Жака Вильнева, помня, насколько ужасным вышло его камео – случившееся после того, как из «Рено» уволили Ярно Трулли.
Но нельзя пройти мимо Зольта Баумгартнера, который неизменно проигрывал в «Минарди» Джанмария Бруни – хоть Баумгартнер в итоге и набрал одно очко по итогам гонки в Индианаполисе.
2003
Последнее место в чемпионате: Зольт Баумгартнер («Джордан»), 24-й, 2 гонки, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Последнее место среди полноценных участников: Йос Ферстаппен («Минарди»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Николас Кьеза («Минарди»), 23-й, 5 гонок, 0 очков, лучший результат – 11-е место
Еще один тяжелый год для определения худшего гонщика, поскольку составы были достойными. Так что все сводится к сравнению двух пилотов, выходивших на замену.
Баумгартнер, подменяя в «Джордане» травмированного Ральфа Фирмэна, уступал конкурентам в скорости. Но то же самое можно сказать и про Николаса Кьезу, который в «Минарди» занял место Джастина Уилсона – тот ушел на повышение в «Ягуар», заменив Пиццонью. При этом у Кьезы имелось больше гонок на адаптацию. Да и ожидания были выше – он побеждал в гонке в «Формуле-3000».
Так что на последнем месте в упорной борьбе оказывается Кьеза, поскольку Пиццонья и Фирмэн набрали достаточно очков, чтобы убрать себя из списка кандидатов на звание худшего.
2002
Последнее место в чемпионате: Энтони Дэвидсон («Минарди»), 23-й, 2 гонки, 0 очков, ни разу не финишировал
Последнее место среди полноценных участников: Педро де ла Роса («Ягуар»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 8-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Алекс Юнг («Минарди»), 20-й, 15 гонок, 0 очков, лучший результат – 7-е место
Хоть Дэвидсон и попал в аварии в обоих выступлениях за «Минарди», он по крайней мере не так явно проигрывал по скорости, как заменивший его Алекс Юнг.
Де ла Роса на тот момент впервые закончил чемпионат на последнем месте, что для гонщика «Ягуара» было более удивительным, чем впоследствии для гонщика «ХРТ». Но даже при регулярных проигрышах напарнику Эдди Ирвайну заслуживал большего, чем ноль очков по итогам сезона.
2001
Последнее место в чемпионате: Алекс Юнг («Минарди»), 26-й, 3 гонки, 0 очков, лучший результат – 16-е место
Последнее место среди полноценных участников: Фернандо Алонсо («Минарди»), 23-й, 0 очков, лучший результат – 10-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Гастон Маццакане («Прост»), 25-й, 4 гонки, 0 очков, лучший результат – 12-е место
Юнг, дебютируя в «Ф-1» за «Минарди» в последних гонках того сезона, оказался медленным и явно не в своей лиге. Однако в тот момент у него было оправдание в виде статуса новичка и человека, которого бросили бороться с Алонсо. Фернандо, также будучи новичком, порой творил чудеса за рулем неконкурентоспособной машины.
Второгодке Гастону Маццакане положено меньше поблажек. Он много уступал в скорости Жану Алези в тех четырех гонках, что успел провести, прежде чем в «Просте» выкинули его обратно в «Карусель пилотов». А на его место взяли Лучано Бурти, «Ягуар» при этом заменил Бурти на де ла Росу.
2000
Последнее место в чемпионате: Лучано Бурти («Ягуар»), 23-й, 1 гонка, 0 очков, единственный результат – 11-е место
Последнее место среди полноценных участников: Жан Алези («Прост»), 22-й, 0 очков, лучший результат – 9-е место
Худший гонщик по мнению авторов: Гастон Маццакане («Минарди»), 21-й, 0 очков, лучший результат – 8-е место
Если не считать Бурти, у которого было мало шансов проявить себя в единственной гонке за «Ягуар» (тогда Ирвайн заболел в Австрии), победа снова уходит Маццакане.
Да, в «Минарди» на фоне Жене он смотрелся лучше, чем можно было предположить, ориентируясь на его карьеру до попадания в «Ф-1». Он даже посражался с «Маклареном» Мики Хаккинена за третье место в переменчивых условиях в Индианаполисе. Но этого все же оказалось мало, чтобы перевесить остальные невзрачные выступления.
В том году было много пилотов, не набравших ни одного очка за чемпионат. Но разочаровавшего новичка Ника Хайдфельда можно простить: он получил удар по уверенности в себе, оказавшись за рулем ужасного болида «Прост» сразу после доминирования в «Формуле-3000». А его напарник Жан Алези каким-то образом квалифицировался 7-м в Монако, поэтому явно заслуживал большего, чем последнее место в чемпионате по очкам.
Педро Диниз не заработал ни одного очка в «Заубере», но прилично смотрелся на фоне Мики Сало, который только что перешел в команду из «Феррари». А ноль в графе набранных очков у Джонни Херберта в «Ягуаре» был в большей степени обусловлен кошмарной надежностью болида, нежели выступлениями самого гонщика.
Источник: The Race
Что еще почитать о былом величии «Ф-1»?
Магия съемок шоу Netflix о Сенне: полураздетые болиды «Ф-1» на заброшках Аргентины
Титулы чемпионов «Ф-1» этого года уходят разным командам. А такое часто бывало?
Гонщиков в сезоне «Ф-1» можно заменить удачно? Да (главный сюрприз 2024-го), но какие были провалы!
Знали, в «Ф-1» банили на Гран-при даже гигантов: Шумахера, Хаккинена, Вильнева, Мэнселла?
Мусорные способы завершить великую карьеру в «Ф-1» – они превзошли Риккардо вялыми докатами