Радиопьеса: как Норриса 20 кругов умоляли вернуть победу напарнику. Сколько же драмы!
От вопроса шин до «тебе не выиграть титул без команды».
Главная драма Гран-при Венгрии развилась, как ни странно, даже не на гоночном треке, а в классическом формате радиопьесы: «Макларен» из-за сомнительного решения с пит-стопом передвинул формального лидера команды Ландо Норриса на первое место, а затем 20 кругов уговаривал его вернуть победу напарнику Оскару Пиастри. За 2 круга до конца состоялся хэппи-энд – Ландо все-таки внял и пропустил.
Здесь же – хроника ключевых моментов и самое важное. Нет, правда, только послушайте: настоящая радиопьеса в трех актах!
Как же она разворачивалась?
1-й круг. Норрис проигрывает старт и уступает лидерство Пиастри. Оскар честно побеждает смелым маневром. Норрис после гонки сам это признал.
C бортовых камер – как же важна каждая десятая на срыве с места, каждое движение руля, тайминг каждого переключения передачи!
33-й круг. Пиастри допускает небольшую ошибку в 11-м повороте и выезжает за пределы трассы, загрязняя шины. Отрыв от Норриса заметно сократился.
39-й круг. Норрису сообщают по радио, что он может бороться с напарником примерно до 45-го круга.
45-й круг. Норриса первым зовут в боксы на пит-стоп. Пиастри сообщают, что это сделано для того, чтобы обезопасить себя от «андерката» со стороны Хэмилтона.
47-й круг. Гоночный инженер Пиастри Том Столлард сообщает австралийцу: «Так, Оскар. Ландо сейчас провел пит-стоп, чтобы защититься от Хэмилтона, чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны Хэмилтона. Мы контролируем ситуацию. Сейчас от тебя нужен твой лучший темп, пожалуйста. Лучший темп. И не беспокойся о Ландо».
48-й круг. Свой пит-стоп проводит Пиастри. Из-за очередности пит-стопов австралиец теряет лидерство, пропуская вперед напарника. О чем сразу информируют Норриса: «Так, Ландо. Оскар провел пит-стоп. Скорее всего он вернется на трассу позади тебя. Нам бы хотелось восстановить прежний порядок, когда тебе будет удобно».
49-й круг. Однако Пиастри заезжает на гравий и отрыв увеличивается до 3,3 секунды.
Сообщение Норрису: «Ландо, впереди 21 круг. Лучший круг гонки сейчас за тобой, береги шины».
51-й круг. Команда сообщает Пиастри: «Как только ты догонишь Ландо, мы обменяемся позициями. Но нам бы не хотелось, чтобы Ландо пришлось терять на этом много времени».
55-й круг. Происходит разговор между Норрисом и его инженером Уиллом Джозефом.
Уилл: Нам нужно, чтобы ты больше берег шины, и мы хотим дать Оскару проехать.
Ландо: Эээ…ну тогда вам стоило именно его звать в боксы первым.
Уилл: Это не имеет значения.
Ландо: Ну, а для меня имеет, возможно.
57-й круг. Инженер сообщает Норрису: «Ландо, мы по-прежнему считаем, что ты слишком сильно нагружаешь шины в 4-м и 11-м повороте, а задние шины нагружаются на выходе из 6-го и 9-го поворота. Оскар в 3,5 секундах позади. Я знаю, что ты поступишь правильно».
61-й круг. Новое сообщение для Норриса: «Хорошо, Ландо. До конца 10 кругов. Мы считаем, что обе машины слишком сильно нагружают шины. Просто помни о том, что мы обсуждаем на брифингах каждое утро в воскресенье. Ответ Норриса: «Да, ну тогда скажите ему, пожалуйста, чтобы уже догонял».
63-й круг. Очередной разговор Джозефа с Норрисом.
Уилл: Ландо, он не может тебя догнать. Ты доказал то, что хотел. Но это не имеет значения.
Ландо: Но ведь его шины намного быстрее (свежее). То есть, я бы все равно пытался обойти его «подрезкой». А в противном случае я бы оставался на трассе намного дольше.
Уилл: Дружище, мы провели пит-стопы именно в такой последовательности в интересах команды. Я пытался защитить тебя, дружище. Обещаю, я делаю все, чтобы тебя защитить.
66-й круг. Очередное сообщение Норрису: «До финиша 5 кругов. Ты не сможешь выиграть чемпионат в одиночку, это делается, как одна команда. Тебе понадобится помощь Оскара и помощь команды».
Сообщение от Пиастри: «Чем дольше мы тянем – тем сильнее рискуем».
Ответ Пиастри: «Понял тебя, Оскар, мы этим занимаемся».
67-й круг. Еще одно сообщение для Норриса: «Если сейчас включат режим виртуальной машины безопасности, мы все окажемся в очень неловкой ситуации. Пожалуйста, сделай это сейчас».
68-й круг. Норрис наконец пропускает Пиастри. Сообщение для Ландо от команды: «Да, все хорошо, тебе не нужно ничего говорить».
70-й круг. Финиш, Пиастри выигрывает гонку. Том Столлард обращается к Пиастри: «Молодец, Оскар. Молодец. Клетчатый флаг. Отлично, дружище. Очень хорошо».
Оскар: Да. Большое спасибо. Всем спасибо. И спасибо за координацию. Извините, я своими действиями немного усложнил процесс размена позициями. Но спасибо, я это очень ценю. Отлично. Максимум очков и очень хороший уик-энд. И первая победа в «Ф-1».
Почему Норрис сдался?
После гонки Ландо все объяснил: он просто пытался сохранить лидирующее положение в команде даже несмотря на необходимость отдать победу:
«Я знал, что я собирался делать, а чего не собирался делать. И разумеется, в такой ситуации я всегда задам те вопросы, которые меня интересуют, оспорю те высказывания, с которыми не согласен. Что я и сделал.
Я собирался подождать до последнего круга, до последнего поворота. Но потом команда сказала мне, что если внезапно появится машина безопасности (виртуальная или реальная), и я уже не смогу пропустить Оскара вперед, то в этом случае я буду выглядеть идиотом. Так что я ответил что-то вроде: «Ну да, логично, справедливое замечание». После чего пропустил его вперед за два или сколько-то там кругов до финиша.
В голове постоянно крутятся какие-то мысли, поскольку в этом спорте порой приходится быть эгоистом. Ты должен думать о себе – это твой главный приоритет.
Но еще я командный игрок. Так что в тот момент мой мозг просто сходил с ума. И я знал, что Оскар делал для меня в прошлом, что он много раз мне помогал.
Здесь ситуация была иной. Речь была не о том, чтобы помочь друг другу. Меня поставили в такое положение. И мы хотели вернуть все обратно, восстановить прежние позиции. Я все понимаю – как понимаю и то, что многие люди будут говорить о том, что отставание от Макса Ферстаппена слишком велико – 60, 70, 80 очков (на данный момент 76), ну или что-то такое. Но если «Ред Булл» и Макс и дальше будут допускать такие ошибки, как сегодня, а мы, как команда, продолжим прибавлять и будем и дальше проводить такие уик-энды, как в Венгрии, то мы сможем перевернуть ситуацию.
Так что настрой по-прежнему оптимистичный. И задача по-прежнему очень сложная – если мы говорим, что можем отыграть 70 очков, что я, как гонщик, могу отыграть 70 очков отставания за полсезона. И когда в такой ситуации ты думаешь о том, чтобы отказаться от возможности набрать на 7 очков больше, в голову начинают приходить разные мысли. Так что да, было непросто. Но я также понимал, какова ситуация, и я всегда был уверен в том, что верну позицию на последнем круге.
Было тяжело. Любому было бы тяжело, будучи лидером гонки, отказаться от этого. Хотя понятно, что я был помещен на эту позицию. Команда первым позвала меня в боксы и тем самым дала мне шанс выйти в лидеры гонки и создать комфортный отрыв, делать то, что я делал.
И они предоставили мне такую возможность. Таким образом, как мне кажется, решение вернуть позицию было вполне справедливым. Я не хочу прослыть нечестным человеком. Оскар в прошлом очень много всего для меня делал, он помог мне во многих гонках.
И эту гонку он провел лучше меня. Он хорошо стартовал, лучше меня, а я облажался. Он заслужил этот результат и это [решение обменяться позициями] было правильным.
Конечно, тебе больно, когда приходится отдавать победу другому – это происходит каждый раз. Но я знаю, что изначально не должен был оказаться на первом месте – и это, на мой взгляд, здесь самое главное.
При этом, когда ты лидируешь в гонке и вынужден отдать победу – это неприятно. Ведь в общем зачете на счету каждое очко. Я знаю, что в чемпионате нахожусь чертовски далеко от Макса, я все понимаю. Но сегодня я просто потерял 7 очков – и не из-за размена позициями, а из-за того, что снова провалил старт. Вот где я сегодня проиграл гонку».
Босс гоночного «Макларена» Андреа Стелла выложил свой взгляд – раз титулы не выигрываются в одиночку, то внутренние уговоры нужно соблюдать при любых обстоятельствах.
«Речь идет о подходе к гонкам в целом, которого придерживается наша команда и должны придерживаться наши гонщики. Мы вместе идем по этому пути, по этой траектории. И никто из нас – ни команда, ни Ландо или Оскар, – не может двигаться по ней в одиночку. И именно этот посыл мы обсуждали в воскресенье утром. Имея дело с гонщиками, такое сообщение нужно периодически повторять. Вот почему мы проводим совещания каждое воскресенье.
Мы очень довольны тем, как наши гонщики поддерживают траекторию развития «Макларена», которую можно назвать невероятной. Для меня лично сегодня именно эта новость является главной. Мы можем еще немного поговорить о Ландо и Оскаре, но основная новость в том, что мы сделали дубль сначала в квалификации, а потом и в гонке. Это просто невероятно и я бы хотел поблагодарить всех сотрудников «Макларена» за то, что они сделали это возможным.
Я не знаю ни одного гонщика, который, лидируя в гонке, с радостью бы заявил: «Да, разумеется, почему бы нет? Давайте обменяемся позициями и вернем предыдущий порядок». Это просто невозможно, это противоречит природе гонщика.
Лично я был бы очень встревожен и сильно бы переживал, если бы Ландо заявил нечто подобное. И вот почему каждое воскресное утро нам нужно напоминать о наших принципах. Правда в том, что если гонщик хочет быть конкурентоспособным и бороться в чемпионате, в данном случае Ландо, который находится в более прочной и выгодной позиции, ему понадобится поддержка Оскара Пиастри и всей команды. И именно так мы будем двигаться вперед», – рассказал Стелла.
А вы на чьей стороне? Как вам эта драма?
Что еще случилось на Гран-при Венгрии?
Дорога ярости Ферстаппена: материт команду, болид и соперников. Психует без побед в «Ф-1»!
Что случилось на Гран-при Венгрии: почему впервые выиграл Пиастри? Куда пропал Ферстаппен?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Венгрии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Фото: Hoch Zwei/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Bryn Lennon
вы, вообще, гонки смотрите? текст читаете? стопицот раз сказали, что после второго питстопа им нельзя бороться. сколько ещё раз надо сказать, чтобы дошло?
Все, что нужно было сделать Норрису, это сказать: «Окей, я пропущу Оскара прямо сейчас, если вы мне подтвердите, что после этого я могу его атаковать».
Вместо этого стыдная клоунада на 20+ кругов, итогами которой не могут быть довольны ни одна из трех сторон
команда тупо облажалась. и ей нужно просто молиться, чтоб на финише чемпионата Норрису эти 7 очко не вышли бы боком, тогда точно атмосферка будет огонь..
И вообще это полный бред даже по смыслу. Команда поехала, и приоритетом должен быть тот, у кого больше шансов на титул, и они еще есть. Дубль у команды был и так, ему ничего не угрожало.