8 мин.

Ферстаппен выиграл важнейший поул года, но «Ред Булл» и «Мерседес» почти равны. Титул решат старт и первый пит-стоп

Матчбол у Макса.

Первый акт суперфинала года в «Формуле-1» сыгран: Макс Ферстаппен выиграл квалификацию у Льюиса Хэмилтона – причем привез семикратному чемпиону мира весьма немалые 0,371 секунды. Так что №33 начнет решающую гонку с первого места – потенциально важнее этого субботнего быстрого круга в карьере лидера «Ред Булл» еще не было, ведь трек в Абу-Даби слывет необгонным даже после перестройки, а из-за равенства очков в чемпионате победитель Гран-при получает все.

Суперфинал в «Формуле-1»: у Хэмилтона и Ферстаппена равенство по очкам перед решающей гонкой

К тому же, реального преимущества в скорости нет ни у «Мерседеса», ни у «Ред Булл». Замеры GPS с практик от официального сайта «Ф-1» доказывают:

(Первый график – отставания всех команд от «Мерседеса» в медленных поворотах, второй – в среднескоростных, третий – на прямых).

Как «Ф-1» составляет рейтинг болидов? Какие повороты – медленные, а какие – быстрые? Серия наконец все объяснила

Смотрите: RB16B уступает W12 совсем чуть-чуть, буквально в районе 0,1 секунды в разных типах зон трассы – в принципе, вся разница может лежать в плоскости настроек, а не радикального преимущества одного болида над другим.

Но вообще в квале на первый план вышло не только мастерство пилотов, но и стратегия команд: «Ред Булл» просчитал пользу слипстрима на слабейшем для себя втором секторе – и в первой же попытке отправил Переса тащить Ферстаппена в «воздушном мешке». Чеко идеально помог напарнику, Макс исполнил феноменальный круг, а Хэмилтон ошибся – и уступил вообще 0,5 секунды.

А вторая попытка в Абу-Даби – традиционно менее перспективная из-за падающих температур асфальта, потому попытка «Мерседеса» повторить трюк «Ред Булл» под клетчатый флаг с помощью Боттаса не сработала. Хэмилтон проехал лучший первый сектор – но на большее его не хватило.

Теперь у Ферстаппена матчбол – но победа еще не гарантирована: даже несмотря на характер трека, Макса ждут два опасных момента.

Теоретически обгоны возможны лишь в двух местах. Но ключ к гонке – на старте

После нескольких «паровозных» невыносимых гонок «Яс-Марину» перестроили – и ускорили на 10-15 секунд. Однако, кажется, необгонный характер не слишком поменялся.

«Убрали одну хорошую возможность для обгонов, которая раньше была в девятом повороте, – прокомментировал главный ветеран в истории «Ф-1» Кими Райкконен. – В целом изменения хорошие, но им стоило сделать поворот медленнее. Потому что в таком быстром повороте обгонять будет намного сложнее».

«Скорее всего, ситуация с обгонами останется прежней», – согласен и Дэн Риккардо из «Макларена».

«Такое ощущение, что организаторы просто убрали все повороты, которые не нравились «Мерседесу». Второй сектор будет за «Мерседесом», третий сектор – возможно, за «Ред Булл», на первом секторе, возможно, шансы будут равны», – прогнозировал босс англо-австрийцев Кристиан Хорнер еще до старта квалификации.

Но два шанса на атаки все-таки есть: прежде всего, конечно же, изменили секцию 5-6-7 поворотов: прямую слегка удлинили, а из медленного виража сделали полноценную скругленную шикану.

С 20-метровой шириной там ждут перекрещивания траекторий и рискованных атак, хотя и не на первых кругах: с полной топливной загрузкой болиды слишком непослушны, чтобы так рвать в самом начале гонки. Даже в практиках не выжимавшие максимум пилоты ошибались там – если обгонов и ждать, то только во второй половине заезда.

Изменили и техничный третий сектор: в прошлом – самый «паровозный», но теперь виражи 17-18-19 «открыли».

«Теперь в них можно атаковать по внутренних траекториях, мы улучшили логику их прохождения, – объяснил реконструктор трека. – Хотели избавиться от череды обычных процедур разгона-замедления, не позволявших машинам нормально преследовать друг друга. Теперь при заезде на [высокий] поребрик по более длинной друге пилоты смогут сильнее разгоняться и готовиться лучше».

Но главный момент – естественно, старт и первый поворот. Если в начале сезона рывки на первых метрах хуже давались Хэмилтону, то в конце все изменилось – Ферстаппен проиграл практически все в последних трех Гран-при. Возможно, именно поэтому «Ред Булл» зарядил Максу самые мягкие покрышки для начала гонки – ведь в Саудовской Аравии №33 не проиграл первый бросок Хэмилтону только с преимуществом в шинах, и теперь ситуация повторится: нидерландец начнет на «софте», Льюис – на «медиуме». А еще добавьте фактор короткой прямой, которая сыграет в пользу обладателя поула (с условием, что он не допустит грубого просчета).

Если опасения насчет необгонности «Яс-Марины» оправдаются, то мы увидим гонка-процессию, а в ней преимущество всегда у лидера вне зависимости от реальных перспектив болида на втором месте. Преследователь обречен на страдания в «грязном» воздухе, перегрев шин и мотора – и победить становиться очень сложно.

Именно поэтому план «Ред Булл» прост: выиграть старт любой ценой и стать самому тем самым лидером. Однако с учетом последних гонок случиться может что угодно: пробуксовка на старте, дрогнувшая рука, сбой в сцеплении, просто блестящий старт Хэмилтона, трюки «Мерседеса», не позволяющие соперникам нормально прогреть шины и тормоза… Вариантов достаточно.

«Мерседес» топит битву с «Ред Булл» в мелких подставах: оттормаживает Ферстаппена, затягивает старты, мешает пит-стопам. И все по правилам

Возможные сценарии гонки: один пит-стоп лидера против двух преследователя

На длинных гоночных отрезках Ферстаппен ехал на 0,2-0,3 секунды с круга быстрее «Мерседесов».

Это данные со второй практики – единственной информативной для уик-энда в Абу-Даби, поскольку только ее проводят в то же время, когда и гонку. Для «Яс-Марины» тайминг крайне важен из-за смены времени дня: пилоты обычно стартуют перед закатом и гоняют до самой темноты, потому температуры падают, асфальт остывает и уровень сцепления постоянно меняется.

Официальный сайт «Формулы-1» дает немного другие данные: при уравнивании всех предположительных разниц по программам и топливным загрузкам серия предполагает среднее преимущество «Ред Булл» в 0,04 секунды с круга.

Также в пользу Ферстаппена говорит его темп на «медиуме» (на секунду быстрее Хэмилтона при менее коротком отрезке), а также проблемы «Мерседеса» с недостаточной поворачиваемостью в финале стинтов (по сообщению источников Autosport).

«Яс-Марина» после перестройки избавилась от всех вредных для шин поворотов, потому перед квалификацией «Пирелли» и эксперты прогнозировали стратегию с одним пит-стопом – для перехода с «медиума» на «хард». Кажется, «Мерседес» ориентировался ровно на такую тактику, но старт «Ред Булл» на «софте» все меняет.

Кажется, англо-австрийцы не только защитились от возможного провала на старте, но и от «подрезки» первого пит-стопа: ведь практически всегда на необгонных трассах пионер окна остановок в боксах выиграет несколько секунд у соперников и имеет серьезный шанс их «перескочить». Теперь же у «Ред Булл» есть несколько вариантов стратегий: если Ферстаппен выиграет старт и сможет оторваться, команда получит шанс рассчитать темп износа и выбрать идеальный момент для раннего перехода на «хард» без опасности потерять лидерство. Если же Макс проиграет срыв с места, англо-австрийцы легко перейдут на тактику ранней «подрезки» или даже двух пит-стопов (если «подрезка» не сработает) – с потенциалом атаки на Хэмилтона под занавес гонки в тех самых двух «обгонных» местах.

Положение «Мерседеса» теперь серьезнее: если Льюис не войдет на второй круг лидером, стратегам придется работать над крайне рискованной стратегией с еще более ранней «подрезкой». Фактически тогда лучшим шансом на победу станут те самые два пит-стопа – и надежды на просчеты «Ред Булл».

Но и победа Хэмилтона на старте не облегчает задачу: противостоять «подрезке» на более жестких шинах очень непросто, поскольку есть опасность проморгать момент пит-стопа конкурента. Но тогда тактика «Мерседеса» кажется вполне очевидной: идти на одну остановку и положиться на оборонительное мастерство семикратного чемпиона. Пусть претенденты на титул и разбираются колесо в колесо.

В любом случае, скорее всего, на стратегию с двумя остановками перейдет тот, кто окажется вторым к концу первого сектора – именно ему придется рисковать в битве за титул.

И фанатам Ферстаппена пока не стоит слишком радоваться: конечно, поул на трассе вроде «Яс-Марины» – огромное преимущество, но Макс еще может проиграть чемпионство как минимум на старте и в момент первого пит-стопа. «Ред Булл» стратегически сделал все возможное ради победы, но «Формула-1» в последнее время абсолютно непредсказуема, а в «Мерседесе» все-таки работают умные и хитрые ребята.

Финальный Гран-при «Ф-1»: Ферстаппен выиграл квалификацию, Хэмилтон – второй

«Больше не называю Хэмилтона по имени». Грозный медиаудар Ферстаппена и «Ред Булл» по «Мерседесу» перед финалом сезона

Ферстаппен очень рано тормозит и резко рулит, но гоняет быстрее всех в «Ф-1». Его пилотажный стиль лучше, чем у Шумахера

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; REUTERS/Kamran Jebreili