«Макларен» проиграл Гран-при России из-за командной ошибки: не сообщил Норрису полный прогноз по дождю. Гонщик сделал все, что мог
Хэмилтон победил именно благодаря мостику «Мерседеса».
Развязка ВТБ Гран-при России разбила сердца тысяч фанатов «Макларена» и Ландо Норриса: 21-летний англичанин после магистерского поула уверенно вел гонку к первой победе за карьеру в «Ф-1», сдерживал Льюиса Хэмилтона и вообще показывал себя настоящей восходящей звездой с крепчайшими нервами. Но за пять кругов до финиша в Сочи все-таки пошел дождь (справедливости ради, его ждали и предупреждали пилотов еще до старта, но грозовой фронт постоянно менял направление) – и ситуация на финише перевернулась: Ландо улетел за пределы топ-5, Льюис оформил 100-ю победу в карьере, а вместе с ним на подиум поднялся стартовавший последним Макс Ферстаппен.
Поначалу показалось, будто Норрис сам ошибся с моментом заезда в боксы за промежуточными шинами – и досиделся до настоящего потопа на трассе. Дело в его радиопереговорах: ведь №4 несколько раз твердым голосом отказывался от пит-стопов и изо всех сил удерживал оранжевый болид на катастрофически скользком треке. Героизм работал 3 круга – а потом ливень усилился, и «Макларен» едва добрался до пит-лейн на скорости «Запорожца».
Но,кажется, Норрис не так уж виноват в провале: «Макларен» просто не сообщил Ландо всю нужную информацию и целиком переложил решение на №4, а тот действовал исключительно верно – ведь до решающего момента усиления осадков он все еще ехал на победу с адекватным темпом. Именно это выяснил бывший пилот «Рено» и ныне эксперт «Ф-1» Джолион Палмер при прослушивании и сравнении всех радиопереговоров, а также при изучении телеметрии последних кругов – и предложил альтернативную версию причины поражения легендарной английской команды.
«Обе стороны находились под огромным давлением. Хэмилтон был совсем рядом, Норриса даже пару раз выносило за пределы трассы. Хотя в этих эпизодах он почти ничего не потерял. Норрису приходится атаковать на пределе, ведь он понимает, что ему нужно удержать позади Хэмилтона, настоящего маэстро под дождем.
И основная хитрость в том – когда именно проводить пит-стоп. Льюис Хэмилтон провел свой пит-стоп на 49-м круге.
И именно этот момент выиграл ему гонку. Норрис же не поехал в боксы и остался на трассе. В итоге Ландо провел свой пит-стоп аж на 51-м круге, для него все обернулось катастрофой – он попал под дождь и уже не мог удерживать машину на трассе.
Давайте попробуем разобраться, что именно к этому привело. Берем 49-й круг, в конце которого Льюис поедет в боксы. По изображениям с бортовой камеры видно, что на трассе идет дождь, что там мокро. Но Ландо все равно удается очень быстро проходить третий затяжной поворот. И Хэмилтон по-прежнему находится позади него. То есть на этом секторе слики работают не так уж плохо.
Ландо нормально проехал 4 и 5 повороты, но тут у него уже начинаются небольшие проблемы с нехваткой сцепления. Именно этот участок трассы намок первым. На следующей секции тоже оказалось довольно скользко, но условия нельзя назвать катастрофическими. А после 10-го поворота трасса так и вовсе была практически сухой.
Поэтому конкретно в тот момент Норрису казалось: именно слики работают лучше. Не забывайте, если вы решились на пит-стоп и промежуточные шины, то нужно потом успеть отыграть 24 секунды до конца гонки, чтобы риск в принципе окупился. И на том круге, о котором идет речь, Норрис не проигрывал 24 секунды конкурентам.
Валттери Боттас тогда уже находился на трассе на промежуточных шинах и ехал быстрее Ландо на три и две секунды соответственно на каждом из двух кругов. То есть в тот момент рисковать с промежуточной резиной не имело смысла – учитывая количество остававшихся до финиша кругов.
Разница оказалась в работе мостика: в «Мерседесе» ясно видели ухудшение прогноза погоды. И на примере Боттаса поняли: промежуточные шины и правда быстрее сликов. Да, разница была недостаточной, но важен фактор ухудшения прогноза: условия все дальше будут смещаться от сликов в пользу промежутков. Поэтому они позвали Хэмилтона в боксы в конце 48 круга – тогда же, когда остановки провели Ферстаппен, Сайнс и Риккардо.
Пит-стоп на 48 круге хотели провести в «Мерседесе», но Льюис в кокпите чувствовал примерно то же, что и Ландо – на сликах все не так уж плохо и можно продержаться, а смысла терять 24 секунды на пит-стопе нет. Поэтому в первый раз Льюис проигнорировал команду.
Однако на следующем круге в «Мерседесе» уже гораздо увереннее сказали Льюису: «Нужно заезжать сейчас, дождь усилится». И ключевой момент заключается в том, что Ландо в свою очередь не получил такого же сообщения от команды по радио. Потому что инженеры по радио скорее спрашивали мнение Ландо, о состоянии трассы, о работе сликов, насколько там скользко. То есть это была в большей степени дискуссия, нежели уверенное заявление, вроде «езжай в боксы на этом круге, дождь усилится».
Ландо в кокпите казалось, что все не так уж плохо. Он не знает прогноза погоды. Не знает, кто на каких шинах едет – кто уже перешел на промежуточные шины и в каком темпе едет. Нет, все это видят инженеры на командном мостике. И в такой ситуации именно инженеры должны были взять решение в свои руки, особенно учитывая то, что радар говорил об усилении дождя.
Состояние трассы на 49-м круге можно понять по вот этому видео сражения между Алонсо, Пересом и Леклером.
И Ландо в результате уже на 50-м круге оказался фактически в безвыходном положении: Хэмилтон провел пит-стоп, промежуточные шины быстрее сликов. То есть если бы Норрис поехал в боксы в конце этого круга, то на трассу вернулся бы вторым. Да, конечно, это не катастрофа, но Ландо ведь боролся за победу.
И трасса уже тогда стала слишком скользкой: в пятом повороте у Ландо возникают проблемы, даже Никита Мазепин сумел его обогнать, вернувшись в круг с лидером. То есть положение и правда безвыходное. Если он поедет в боксы – он проиграл. Если нет – у него остается шанс на победу. К тому же, у него остается шанс на появление сэйфти-кара. Не забывайте: если бы кто-то врезался в стену и на трассе появилась машина безопасности, Норрис сохранил бы лидерство. В таких условиях авария и правда могла бы легко произойти. Ведь очень многие вылетали с трассы, но никто так и не разбил болид.
В итоге в конце круга «Макларену» нужно снова принимать решение: либо звать Норриса в боксы и гарантировано финишировать вторыми, либо же оставаться на трассе – и будь что будет. В «Макларене» выбрали второй вариант. Их решение понятно – они хотели выиграть и решили бороться до последнего. Но уже в самом начале следующего круга, как я думаю, они до конца осознали ошибку: слики на болиде Норриса вообще не обеспечивали сцепление. И буквально за следующие 40 секунд все стало еще хуже и болид стал абсолютно неуправляемым.
К сожалению, Ландо уже проехал мимо боксов. Если бы он буквально парой поворотов ранее понял, насколько скользкой стала трасса, то, я уверен, он бы просто поехал в боксы и согласился на второе место. Потому что уже к третьему повороту Ландо лишился сцепления.
То есть в итоге все решилось тем, как в «Макларене» не прочитали ситуацию, не спрогнозировали усиления дождя и не сообщили это Норрису. Почти все команды «Формулы-1» пользуются совершенно одинаковыми погодными радарами, но в «Макларене» не смогли разобрать данные так же, как в «Мерседесе».
С другой стороны, «Мерседесу» все равно было проще: они ехали на втором месте. То есть в худшем случае Хэмилтон все равно бы финишировал вторым, просто проведя лишний пит-стоп. Но вот если бы Норрис поехал в боксы, занимая первое место, а решение оказалось неправильным – он потерял бы победу.
Так что да, «Мерседесу» здесь было проще. Но ключевой момент был в предоставлении командой Льюису Хэмилтону необходимой информации.
Это данные телеметрии, на которых четко видно, когда именно у Норриса все пошло не так. Красным отмечен график Валттери Боттаса. Оранжевым, желтым, зеленым и синим – круги, которые подряд проехал Ландо Норрис.
Посмотрите на второй поворот: да, Боттас на всех этих кругах был там быстрее, но разница, за исключением последнего (синего) круга – минимальная.
Дальше – четвертый поворот:
И снова Боттас только ненамного быстрее. Помните: гонщику на промежуточных шинах нужно отыграть 24 секунды. А значит, нужно доставать очень много времени на каждом круге.
Но вот дальше начинается самое интересное – на втором секторе:
Повороты номер 5, 7, 9 и 10 – наиболее мокрая в тот момент часть трассы. Здесь разница во времени становится уже существенной: это медленные повороты, в которых промежуточные шины дают наибольшее преимущество в таких условиях. Хотя на тот момент их все равно не хватало, чтобы отыграть 24 секунды.
Дальше переходим к третьему сектору
Снова мы видим, что разница не столь велика. Но потом внезапно происходит момент, когда Норрис резко начинает терять сцепление с трассой (зеленый график на 17-18 круге).
Это момент когда Ландо проехал мимо боксов во второй раз после пит-стопа Хэмилтона. А дальше круг заканчивается, зеленый график превращается в синий, и мы уже видим катастрофу с темпом. Именно в этот момент Ландо лишился не только победы, но и второго места.
В итоге мне кажется, решение должна была принимать именно команда. Не думаю, что Ландо в кокпите располагал достаточным количеством данных, чтобы принимать конечное решение. Да, Ландо повел себя довольно жестко при общении с инженером: приказал ему заткнуться.
Но в этом и заключается опасность ситуации. Ты борешься за первую победу за карьеру в «Ф-1», прямо позади тебя Льюис Хэмилтон. Ты на сликах. И когда трасса постепенно становится все более скользкой – это на самом деле наихудшая ситуация, в которой только можно оказаться.
В такой ситуации гонщику требуется четкая и своевременная информация. Хэмилтон эту информацию получил. Да, он не согласился с решением, но потом поступили новые данные – и он поехал в боксы. Норрис же не получил нужного сообщения, не поехал в боксы и проиграл гонку».
Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan, Peter Fox
У Палмера экспертом получается в разы лучше, нежели в паддоке.