Юный талант впервые ворвался в топ-10 «Ф-1» – но тут же влетел в барьеры и заплакал на обочине. Его утешают Хэмилтон и другие гонщики
Самый душераздирающий момент гонки.
Джордж Расселл – один из главных молодых талантов «Формулы-1»: чемпион британской «Ф-4», GP3 и «Формулы-2», член гоночной программы «Мерседеса» и автор абсолютно невероятной беспроигрышной серии квалификационных побед над напарниками. Его не могут превзойти по субботам уже 34 этапа подряд – то есть с самого дебютного Гран-при Австралии-2019!
Скорость и уверенность Расселла на треке восхищает даже чемпионов: перед недавней гонкой на Имоле Фернандо Алонсо назвал именно Джорджа «самым удивительным и лучшим юным гонщиком».
«Из всех выделю Джорджа Расселла – вот кто удивляет меня в каждом Гран-при, – подчеркнул двукратный чемпион мира, поставив №63 выше Ландо Норриса, Шарля Леклера, Алекса Албона и других юниоров. – Тем, как он управляет «Уильямсом» – никаких ошибок. Я поражен его природной скоростью. Если выбирать звезду будущего – выберу Расселла».
Однако у Джорджа очень сложная ситуация с положением в общем зачете: даже несмотря на фантастическую скорость по субботам, ему не всегда везет по воскресеньям. Поэтому англичанин закончил сезон-2019 на последнем месте: единственный шанс на очки в хаотичнейшем дождевом Гран-при Германии с почти десятком сходов воплотил не он, а Роберт Кубица.
В 2020-м все идет примерно так же: Расселл выносит нового напарника Николаса Латифи со средним преимуществом в 0,7 секунды на быстром круге, но все равно занимает последнюю строчку в турнирной таблице. Просто у канадца – сразу три финиша на 11-й позиции, в то время как Джордж не поднимался выше 12-й.
И чуть ли не главный шанс за два года выпал №63 на Гран-при Эмилии-Романьи: после схода Макса Ферстаппена из-за лопнувшего колеса Расселл оказался на 10-м месте – причем не благодаря везению, а именно из-за долгой и кропотливой работы с темпом и шинами.
Однако буквально через несколько секунд после получения заветной позиции вся «Формула-1» увидела невероятную по нелепости аварию.
Джордж разбил белый болид о барьеры при попытке удержать температуру в шинах, вылез – и грустно сел у барьеров. Судя по всему, эмоции парня просто перехлестнули – по тому, как он отказался от помощи маршала, комментторы сделали вывод, что Расселл мог и пустить слезу.
«Это одна из самых больших ошибок в моей карьере, – объяснил Джордж прессе после финиша. – Я атаковал как черт от старта до конца. За автомобилем безопасности я изо всех сил старался сохранить шины в рабочем диапазоне. Просто пытался найти предел.
Мы отлично настроили машину и нашли много скорости на прямых. Я знал, что Кими Райкконена будет сложно сдержать. Вот почему я так сильно атаковал – потому что увидел, как температура шин понижается, а он ехал сразу позади меня на свежей горячей резине.
Я не пытаюсь найти оправдания. Наехал на небольшую кочку, когда менял передачу, и оказался в стене раньше, чем смог что-либо сделать. Такое иногда случается, когда шины остывают. Я должен был максимально нагрузить резину и удержать на рестарте позади Кими и Себастьяна. Я не должен был этого допустить, это неприемлемо.
Я казню себя еще больше, потому что раньше в молодежных сериях когда ты проигрываешь гонку из-за ошибки – понимаешь: будет следующая и ты снова окажешься в той же позиции.
Думаю, команда поработала просто блестяще в этот уик-энд. Мы увозим множество позитивных вещей – которые и позволили нам оказаться на этой позиции. Думаю, мы смогли бы сдержать Кими. Я верю, что смог бы его сдержать».
Затем Расселл запостил в инстаграм кадр с собой у барьеров и подписью: «Никогда не забуду этот день, эту ошибку. Научусь на ней и стану сильнее. Так жалко, прощу прощения у всей команды. Никаких оправданий».
И к нему в комментарии пришли действующие и бывшие коллеги – от Льюиса Хэмилтона и Марка Уэббера до Ромена Грожана, тоже пережившего похожий момент в прошлом.
«Мужик, я знаю, что ты чувствуешь, – написал Ромен. – Нужно время, чтобы забыть об этом, но ты проводишь мегаработу. Продолжай стараться».
Да, №8 точно знает, о чем говорит!
Не остался в стороне и Льюис Хэмилтон.
«Джордж, ты делал что мог, – написал шестикратный чемпион. – Делать ошибки – нормально, и чувствовать боль – тоже нормально. Я допустил больше ошибок, чем могу вспомнить. Ты отличный парень. Держи голову выше и продолжай атаковать, в следующей гонке!»
«Жестко – да, дружище, – добавил Марк Уэббер (9 побед в Гран-при, второе место на «Ле-Мане»). – Ну так ты станешь лучше. Все – лишь часть шлифовки и продолжения повышения планки».
«Маленькая пылинка на длинной карьере в «Ф-1» – а она у тебя будет, – согласился Дэвид Култхард. – не беспокойся и продолжай демонстрировать нам, из чего сделан!»
«Это часть развития, – поддержал юного протеже и босс «Мерседеса» Тото Вольфф. – Именно опыт позволил Льюису Хэмилтону, Валттери Боттасу и Нико Росбергу стать особенными.
Каждый должен разбить болид об стену позади автомобиля безопасности. Мы видели такое даже в исполнении самых опытных пилотов – они тоже ошибаются под давлением.
Произошедшее с Джорджем случается и с лучшими. Я ему сочувствую, но сквозь это надо пройти. Останется шрам, но это позволит ему стать сильнее как гонщику».
«Пройди через это, Джордж Расселл, ты в отличной компании, – поддержал парня и бывший технический директор «Мерседеса» с «Уильямсом» Падди Лоу. – Представь себе, трехкратный чемпион мира тоже развернулся в Имоле на прогревочном круге. Все ошибаются».
(Кажется, речь об Алене Просте – французский пилот в 1991-м соскользнул с трека и не смог в итоге стартовать).
Кажется, вся «Формула-1» – за Расселла. А ведь парень и третий сезон, судя по всему, начнет в худшей команде пелотона и продолжит борьбу за 15-е места.
Судьба даже огромных талантов в гонках бывает очень жестока.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Dppi/Joao Filipe; Gettyimages.ru/Mark Sutton – Pool/Getty Images