Босс команды «Ф-1» обозвал стюарда «идиотом» на Гран-при России. Грозили баном и снятием очков, но отделался штрафом
Протест против наказания пилота обошелся дорого.
Перед Гран-при Японии «Формулу-1» потрясла ситуация, спровоцированная боссом «Хааса» Гюнтером Штайнером: сразу после финиша гонки в Сочи он по командному радио назвал стюарда «тупым идиотом», а потом у него состоялась эмоциональная перепалка с судьей ФИА (и бывшим гонщиком) Эммануэлем Пирро. В итоге бузотер отказался извиняться за резкие слова, и Международная федерация приступила к расследованию его дела: по инсайдам от анонимных авточиновников, новая коллегия стюардов на «Сузуке» рассматривала три варианты наказания – полный бан на один Гран-при (Гюнтера не пустят даже на трибуны), денежный штраф на 250 тысяч евро и лишение «Хааса» части очков в Кубке конструкторов.
Да, вы все правильно поняли: два неосторожных слова могли реально повлиять на ситуацию в чемпионате. Сейчас американцы занимают предпоследнее место с 28 баллами на счету и отстают от «Альфа Ромео» на 7 пунктов – с учетом адского труда, с которым черно-золотой болид вкатывается в топ-10, штраф даже на 1-2 очка мог оказаться фатальным.
Но стюарды все-таки проявили удивительное спокойствие и выписали штраф всего на 7500 евро – обошлось даже без дисквалификаций и перекраивания турнирной таблицы. Можно сказать, Штайнер легко отделался – но в случае повторения ситуации ФИА пообещала ему уже более весомые проблемы.
Все-таки в «Хаасе» нашли чем удивить даже после многочисленных столкновений между напарниками, крэшей на пит-лейн и войны со спонсором.
А что произошло в России?
Ситуация одновременно смешная и банальная: пилот американцев Кевин Магнуссен вылетел с трека в борьбе с Серхио Пересом и вернулся не по правилам на 44-м круге Гран-при России: не проехал слева от двух белых указателей, срезав дистанцию.
В результате стюарды выдали ему пять секунд штрафа за небезопасное возвращение, и Кевин упал с восьмого места на девятое.
Это и вызвало бурную реакцию Гюнтера Штайнера.
«Если бы не тупой идиот-стюард, мы были бы восьмыми!» – сказал итальянец по радио.
Датский пилот поддержал босса, назвав по радио штраф «какой-то ######». После в твиттере он же обозвал наказание «сосисочным».
«Думаю, это жесткое решение, и это полная чушь, – объяснил свою позицию КейМаг журналистам. – Второй поворот – дерьмовый, давать наказание за такое просто глупо, просто насыпьте туда гравий. Я не эксперт в вопросах безопасности и никогда им не буду, но сегодня произошло вот что: я оказался в зоне безопасности, потерял чертову уйму времени и уже был наказан за собственную ошибку. ФИА не обязательно было что-либо делать. Можно было показать мне черно-белый флаг, но они предпочли штраф».
Главный грубиян «Формулы-1» вернулся. Соперник послал его после финиша за опасные маневры
«По моему мнению, штраф был совершенно неуместен», – уже спокойнее поддержал своего гонщика босс «Хааса».
Так может, Штайнер прав?
Ни капли, вообще, совсем нет. За время Гран-при России стюарды наказали сразу девять гонщиков за точно такое же нарушение – и каждый раз одним и тем же штрафом: пятью дополнительными секундами и одним баллом в суперлицензию. И в «Формуле-2», и в «Формуле-3», и в «Формуле-1» использовали один и тот же подход, без малейших различий. И ни у кого претензий не возникло – кроме Штайнера.
Просто это не прихоть стюардов – это правила безопасности. В гонках все происходит очень быстро, и никогда и ни у кого не будет полной уверенности в безвредности любых действий. К примеру, в ситуации Магнуссена все обошлось, но запросто могло пойти совершенно по другому сценарию. К примеру, как у Никиты Мазепина во второй гонке «Формулы-2».
Как видим, россиянин поехал в точности как пилот «Хааса»: срезал зону безопасности и проигнорировал белые указатели. В результате он задел проехавшего по правилам Джека Эйткена и метким бильярдным броском выбил Нобухару Мацуситу – японца в итоге даже забрали на сутки в медцентр для проверки здоровья.
Естественно, Никита вряд ли хотел в кого-то врезаться, но правила одни для всех. Именно поэтому россиянина оштрафовали на 15 позиций на следующем заезде: просто единственный способ избегать подобных глупых аварий – соблюдать регламент, его для того и придумали.
Возвращаясь к теме Магнуссена, он очевидно нарушил правила и получил ровно такое же наказание, как и все остальные – ни больше и не меньше. Стюарды проявили редкую в последнее время последовательность, так что «Хаасу» вообще не стоило возмущаться.
Если уж американцев не устраивает само правило зоны безопасности в данном месте или правила возвращения на трек в принципе, стоило поднимать его на стратегическом собрании команд, а не обзывать стюардов по радио. У работника ФИА так-то и выбора не было: каждое формальное нарушение регламента требует автоматического наказания.
Но даже если предположить, что босс «Хааса» был прав – оскорблять коллегу в прямом эфире на весь мир как-то непрофессионально.
Тогда в чем проблема Штайнера?
Гюнтер – наверное, самый честный и неполиткорректный человек в паддоке за всю историю «Формулы-1». Он всегда говорит что думает и редко подбирает слова. За последний год он больше всего прославился за вот этот момент из документального фильма Netflix Drive to Survive.
«####. Теперь мы выглядим кучкой ###### дебилов. Я ##### без понятия, сколько я смогу выдержать это».
Еще, к примеру, он пригласил на торжественный обед всю команду, кроме второго пилота Ромена Грожана, и во всеуслышание объяснил его отсутствие тем, что гонщик «не заслужил еду».
Более открытого и эмоционального босса в паддоке просто не найти – к тому же, Штайнер никогда не юлит и не дает заднюю. И теперь это реально может выйти команде боком: в прошлом, когда пилоты оскорбляли стюардов, гоночных директоров или коллег (знаменитое «Пошел #####!» в сторону Чарли Уайтинга от Себастьяна Феттеля на Гран-при Мексики 2016 года), проступки часто спускали на тормозах с минимальным наказанием в случае публичных извинений. Гюнтер же настаивает на своем – скорее всего, на этот раз мы увидим, как нарушителя штрафуют по полной.
Однако не хотелось бы, чтобы на следующий Гран-при Штайнер приехал скучным политкорретным боссом без малейших отличий от большинства остальных. В конце концов, сейчас итальянец – настоящая самобытная личность, а их в «Формуле-1» осталось немного.
В «Формуле-1» зашла ставка с коэффициентом 1000. Помог пластиковый пакет, застрявший в болиде
Главный крэшер «Формулы-1» выбил контракт на следующий сезон. И тут же отпраздновал новой аварией
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan