Леклер неистово рубился с «Мерседесами» колесо в колесо за победу в Италии. Каждый маневр – на грани, но судьи простили
Великий день для «Феррари».
Если спросить практически каждого посетителя Гран-при Италии о желаниях, то услышать можно только одно: они хотят, чтобы «Мерседес» страдал, а Скудерия ехала непременно на первых двух местах. Иначе в доме «Феррари» и «Храме скорости» и быть не могло: заезд в Монце – самый главный для древнейшей команды «Формулы-1», и его результаты тифози котируют выше абсолютно всех других побед. Особенно с учетом долгого ожидания: команда из Маранелло не выигрывала дома с 2010 года (усилиями Фернандо Алонсо) и фанаты чертовски устали ждать нового героя.
Себастьян Феттель явно не подошел на его роль после двух досадных разворотов подряд (особенно в 2019-м на ровном месте и с катастрофическими последствиями). Кими Райкконена хватило только на поул в 2018-м – огромное достижение, но покрывающее только половину работы. Лишь теперь, 9 лет спустя, итальянцы наконец могут праздновать: Шарль Леклер одержал победу и в квалификации, и в гонке – первое воскресное место ему пришлось буквально отбивать у наседавших «Мерседесов».
Бригада механиков «Феррари» оставила Шарля в игре
Фактически настоящее сражение за победу началось с волной пит-стопов: Льюис Хэмилтон открыл сезон поездок в боксы в лидирующей группе на 20-м круге и получил «медиум». Его бригада обслужила машину за 2,6 секунды – стандартное время в «Формуле-1»: не выдающееся, но и не провальное.
Скудерия моментально ответила на действия чемпионов, зазвав Леклера в боксы всего кругом спустя – специально чтобы лидер общего зачета не успел полностью воспользоваться преимуществом свежей резины и обогнать №16. Монегаск получил самый жесткий состав шин и вернулся на трассу лидером – правда, от двух секунд отрыва от Хэмилтона осталось всего несколько десятых.
Именно столько «Феррари» выиграла на пит-стопе Леклера: бригада Шарля провела замену колес всего за 2,3 секунды. Если бы они хотя бы повторили время «Мерседеса», то тактика чемпионов сработала бы уже на 20-м круге и Хэмилтон оказался бы в лидерах. Никакой борьбы за победу мы бы не увидели: Льюис просто уехал бы в закат на более мягких шинах и спокойно забрал девятый кубок за год.
Но стратеги Скудерии в кои-то веки сделали все правильно и своевременно. Более того, они еще и дали шанс Леклеру переиграть чемпионов тактически из-за более жестких покрышек: если бы монегаск продержался 7-8 ближайших кругов перед Хэмилтоном, то «медиум» англичанина с большой вероятностью износился бы до темпа «харда», и Льюис не смог бы атаковать на последних километрах. Да, план казался крайне рискованным и полностью зависящим от мастерства пилота, но «Ферраи» весь сезон страдала от повышенного износа покрышек – позволить парню атаковать в борьбе за победу было логичнее, чем заставить экономить каждый миллиметр резины.
Рубилово колесо в колесо
Правда, Леклеру пришлось по-настоящему нелегко – Хэмилтон оказался в зоне открытия DRS и довольно быстро пошел в атаку.
Льюис обозначил намерение атаковать по внешней траектории на выходе из поворота. Леклер моментально все понял и закрыл траекторию – англичанину пришлось смещаться внутрь.
Шарль сперва предоставил достаточно пространства, но по мере продвижения к точке торможения слегка сместился и закрыл Хэмилтону возможность для атаки.
Льюис прокатился по траве и не вписался в поворот. Естественно, он тут же потребовал сатисфакции по радио, заявляя, что оппонент выдавил его за пределы трека.
Стюарды же явно совершили небольшую революцию и не стали штрафовать монегаска, ограничившись черно-белым флагом для пилота «Феррари» – гоночным аналогом желтой карточки. Судей реально можно похвалить за это решение: формально Леклер и правда не выталкивал соперника за пределы трека (у Хэмилтона как минимум половина машины осталась на асфальте) и совершал совсем легкое движение на торможении, как бы обозначая действие, а не захлопывая калитку.
Данный маневр сильно походил на оборону Серхио Переса от Алекса Албона на последнем круге Гран-при Бельгии недельной давности.
Тогда мексиканец тоже подвинул тайца на траву – хоть второй и прорвался, обоих вызвали к стюардам и устроили полноценное расследование. Вердикт: гоночный инцидент, а оба пилота признали ситуацию жестким сражением на грани. Наказывать после этого Леклера стало бы огромной непоследовательностью.
Тем не менее, Шарль провел маневр как настоящий мастер: четко вписался в допустимые рамки в ситуации, когда любой лишний градус поворота руля мог стать фатальным. При этом на монегаске висел огромный груз давления: оборонять первое место за рулем «Феррари» в Монце на жестких шинах против очень более быстрого соперника безумно тяжело, и у №16 не было другого выхода.
«Если бы они столкнулись или Льюис направился бы в стену, реакция стюардов была бы совсем другой» – объяснил гоночный директор ФИА Майкл Маcи.
Вторая попытка обгона Хэмилтона произошла уже 13 кругов спустя после всех виртуальных автомобилей безопасности – тогда перед лидерами уже никого не было, и они боролись за самую реальную первую позицию. Льюис подобрался к Леклеру в зоне DRS совсем вплотную, и №16 допустил первую серьезную ошибку: заблокировал колесо на позднем торможении и срезал поворот.
Конечно, фанаты «Мерседеса» моментально возмутились отсутствию штрафа или нежеланию Шарля пропускать Люиса, но в реальности, как хорошо видно на скринах, монегаск вообще не получил никакого преимущества и не возвращался на трассу небезопасно. Это была его первая срезка, которая не влияла напрямую на ситуацию на треке, а Хэмилтон не пытался атаковать Леклера – так что ошибка не сыграла ключевую роль в развитии эпизода. Стюарды закономерно вынесли предупреждение – и гонщик «Феррари» больше не сокращал дистанцию.
В следующем повороте лидер «Мерседеса» снова пошел в атаку: опять вплотную приблизился к сопернику и сместился на внешнюю траекторию.
Но Леклер вновь закрыл траекторию задолго до точки торможения, уничтожив шанс на атаку.
Повторно лезть вовнутрь Льюис не рискнул и оставил поворот гонщику «Феррари».
Лидера чемпионата хватило еще на пять кругов постоянно преследования. Но на 41-м круге у него сдали и нервы, и шины: №44 уже сам заблокировал колеса, срезал первый поворот и пропустил вперед напарника.
На этом борьба за лидерство для Хэмилтона подошла к концу – он остался только третьим. Разбираться с Леклером «Мерседес» предоставил именно Валттери Боттасу.
На бумаге Боттас был еще опаснее
Тактика №77 была смелее, чем у номинального лидера команды: финна продержали на трассе до 28 круга, и лишь потом поставили ему «медиум». Следовательно, покрышки второго пилота «Мерседеса» были намного свежее и легко дотянули бы до конца даже после борьбы за победу – именно поэтому Валттери сократил пять секунд отрыва, достал лидеров и поддавливал на Хэмилтона.
Тем не менее, у Боттаса, кажется, не хватило мастерства и выдержки для полноценной атаки: за 10 кругов финн так и не подобрался вплотную к Леклеру.
Более того, второй номер чемпионата еще и запорол самую реальную возможность побороться-таки за победу: за два круга до конца он подобрался к «Феррари» на расстояние 0,5 секунды, но тут же ошибся на торможении и ухнул слишком глубоко в поворот, потеряв разом целую секунду.
Ему нужен был только лишь хороший выход из этого поворота – но финн упустил главный шанс. Тем не менее, второе место у него отнимать не стали, хоть реакция Тото Вольффа на происходящее выглядела крайне красноречиво.
Леклер же выстоял – прежде всего психологически – и пересек финишную черту первым. Естественно, вся Италия взорвалась.
Победа Шарля стала уже второй подряд – «Феррари» наконец реализовала чудовищное преимущество по мощности мотора и по скорости на прямых. Конечно, это не спасет уже вдрызг проигранный сезон, но станет приятным наркозом для болельщиков. Скорее всего, сейчас большинство из них даже не вспомнит очередной глупый разворот Себастьяна Феттеля или фарс в квалификации с внутрикомандным конфликтом на тему помощи слипстримом.
Для Леклера же эта победа имела еще одно ключевое значение: он снова обогнал напарника в общем зачете и тем самым закрепил притязания на роль первого номера. Более того, теперь монегаска от занявшего третью позицию Макса Ферстаппена отделяет всего три очка – «Феррари» еще может побороться за призы ФИА Гала в конце сезона, если сконцентрируется именно на гонках №16. Если так и произойдет, то Скудерия окончательно перестанет быть командой Феттеля – причем нельзя будет сказать, что Шарль политически победил в интригах. Как раз наоборот – Себу нанесено ключевое поражение именно на трассе, и четырехкратному чемпиону мира совсем нечем ответить.
Рейтинг пилотов с Гран-при Италии по данным телеметрии. Вы поймете, почему победил Леклер
Леклер выиграл Гран-при Италии. У Квята сгорел мотор
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
Леклер красавчик, всю гонку ехал на пределе и одержал, пожалуй, самую заслуженную победу в сезоне. Лучше побеждать так, чем на круиз-контроле уезжать в закат. Стратегам тоже похвала, хард был правильным выбором на остаток гонки. Феттель - без комментариев, совсем закончился. Forza Ferrari!