Каждый год женский футбол бьет рекорды по посещаемости. Растут и вопросы к стадионам
Женский футбол в Англии растет в геометрической прогрессии.
Телеправа, доходы, посещаемость, трансферные рекорды - почти в каждой области сезон за сезоном наблюдается увеличение, поскольку Женская Суперлига (WSL) стремится считаться равной Английской Премьер-Лиги.
В рамках этого роста возник ряд вопросов, в том числе связанные со стадионами и площадками, используемые для проведения матчей.
Это одна из областей, которая требует внимания, а также затрагивает таких вопросов, как продажа билетов, маркетинг и расширение сотрудничества между женскими и мужскими командами.
В ближайшие годы это может включать постоянное совместное использование площадок на более крупных мужских стадионах или даже специально построенных аренах, используемых исключительно женскими командами.
Управляющий директор глобальной архитектурно-дизайнерской компании Populous Крис Ли говорит : «Какую феноменальную пару лет мы наблюдали в развитии женского спорта и женского футбола.
«Это очень увлекательно, и нам, как проектировщикам стадионов, интересно попытаться по-настоящему понять, что такое стадион для женского футбольного матча.
«Я не думаю, что это просто снижение численности. Я не думаю, что это означает просто превратить стадион из 60 000 мест в стадион на 25 000 мест. По мере развития женской игры мы пытаемся понять, кто наши пользователи и кто ходит на игры.
«Мы проектируем ярусы в основном с учетом высоты мужских глаз. Что это значит, если большую часть вашей аудитории составляют шестилетние дети? Как это меняет строение? Что это значит, когда у вас больше детей, больше детских колясок и больше людей в инвалидных колясках?
«Мы начинаем задумываться о том, как меняется физическое пространство вокруг игры, чтобы мы могли продолжать развивать женскую игру по своей собственной траектории, а не только на мужском стадионе с меньшей вместимостью».
На каком этапе сейчас находится женский футбол в Англии?
Только две команды Суперлиги сезона 2022/23 разделяли площадку с мужской командой. «Рединг», который в конечном итоге вылетел в Чемпионшип, играет на стадионе «Мадейски», а «Лестер» на стадионе «Кинг Пауэр».
Начиная с сезона 2023/24, недавно получивший повышение «Бристоль Сити» проведет все свои домашние матчи на стадионе «Эштон Гейт», разделив его с мужской командой. При вместимости 27 000 человек он станет вторым по величине в WSL после Лестера.
В чемпионшипе «Бирмингем Сити» проводит свои домашние матчи на стадионе «Сент-Эндрюс», также как и «Саутгемптон» на стадионе «Сент-Мэри», а «Шеффилд Юнайтед» на «Брэмолл Лейн».
Это означает, что в сезоне 2023/24 больше команд Чемпионшипа (4) будут постоянно играть на больших мужских стадионах, чем в высшем дивизионе, где на постоянном стадионе мужского эквивалента будут играть только две команды.
У действующего чемпиона Английской Лиги «Челси» есть собственная площадка в Кингсмидоу, которая ранее принадлежала ФК «Уимблдон». В мае 2020 года они переехали на стадион «Черри Рэд Рекордс», оставив женскую команду единственным клубом, постоянно играющим на стадионе.
У «Эвертона» также есть собственный стадион в Уолтон-Холл-Парке, а «Манчестер Сити» играет в обширном кампусе академии, который используется совместно с молодежными командами клуба. Он расположен рядом со стадионом Этихад.
Остальные команды WSL делят площадки с командами Английской футбольной лиги, Национальной лиги, регби и академиями. Например, дом «Манчестер Юнайтед» находится в «Ли Спортс Виллидж» который также используется командой лиги регби «Ли Леопардс» и командами академии «Манчестер Юнайтед».
Главный стадион «Арсенала» находится в «Мидоу Парк», который используется совместно с командой «Борэм Вуд» из пятого дивизиона. Вест Хэм также играет на Виктория Роуд, как и Дагенхэм и Редбридж. Астон Вилла, Брайтон, Тоттенхэм и Ливерпуль играют на стадионах АФЛ.
Как «Арсенал» становиться лидером в играх на больших стадионах
«Арсенал» является одной из самых активных команд с точки зрения женских игр на мужском стадионе и предпринятия согласованных и сознательные усилий, чтобы обеспечить синергию между двумя командами.
В прошлом сезоне Суперлиги женская команда провела три из 11 домашних матчей на «Эмирейтс». Также там они сыграли все свои матчи Лиги чемпионов, включая рекордный ответный полуфинальный матч против «Вольфсбурга».
Их постоянные маркетинговые кампании по продаже билетов привели к тому, что десятки тысяч фанатов стекались в Эмирейтс, чтобы посмотреть женский футбол. Это включает в себя активную кампанию в социальных сетях и использование игроков для поощрения болельщиков покупать билеты. Хорошая игра команды тоже помогает в этом деле.
В конце сезона 2021/22 «Арсенал» предложил владельцам мужских абонементов возможность добавить в свой пакет шесть запланированных на тот момент женских матчей на «Эмирейтс» по сниженной цене, сделав это простым нажатием кнопки.
У «Арсенала» около 40 000 владельцев абонементов на мужском стадионе. Добавление этой опции дает женскому футболу большую известность, а объединение этих двух процессов еще раз демонстрирует, как две команды становятся все более тесно связанными.
В итоге, два матча WSL «Арсенала» на «Эмирейтс» в сезоне 2022/23 – против «Тоттенхэма» и «Манчестер Юнайтед» – возглавляют список рекордов посещаемости WSL.
Этим летом «Арсенал» также предложил свой «пакет домашних преимуществ», по которому болельщики смогут купить билеты на все пять игр WSL, которые пройдут на «Эмирейтс» в следующем сезоне, за 50 фунтов стерлингов — по цене всего 10 фунтов за игру.
В качестве кампании было объявлено множество недавних продлений и подписаний контрактов с «Арсеналом», в центре внимания которых был стадион «Эмирейтс», что создавало ещё большую связь между женской командой и главным стадионом «Арсенала», а почетный круг во время последней домашней игры мужского сезона был тепло встречен фанатами.
Игроки из одних и тех же стран также интегрируются друг с другом, при подписании контрактов. Например, Юрриен Тимбер был заснят во время встречи с голландской футболисткой Вивианн Мидема, а Алессия Руссо была включена в рекламное видео Деклана Райса.
В других кампаниях, таких как инициатива No More Red и запуск новых комплектов одежды, мужская и женская команда регулярно взаимодействуют. У них есть общие тренировочные базы, и в мае 2022 года, в одно время было объявлено о продлении контрактов Микеля Артеты и Йонаса Эйдеваля.
А как дела у других команд в WSL на мужских стадионах?
Хотя «Арсенал», возможно, и имеет успешный план действий, на самом деле не они провели большую часть игр на мужских стадионах в сезоне 2022/23.
Эта награда достается «Астон Вилле», которая провела на «Вилла Парк» пять домашних матчей (почти половину), включая первый и последний домашние матчи в сезоне.
На стадионе на 42 640 мест средняя посещаемость составила 6 274 человека. Самый крупный из них произошел в заключительном домашнем матче сезона, когда болельщики увидели захватывающую ничью со счетом 3:3 против «Ливерпуля».
Как и «Арсенал», «Челси» в прошлом сезоне провел все свои матчи Лиги чемпионов на «Стэмфорд Бридж».
Однако в WSL только один был сыгран на мужском стадионе, хотя их победа над «Тоттенхэмом» со счетом 3:0 стала третьей по посещаемости в лиге.
«Манчестер Юнайтед» дважды играл на «Олд Траффорд» в сезоне, а «Ливерпуль», «Брайтон» и «Манчестер Сити» сыграли по одному разу на своих мужских стадионах.
На вопрос, планируется ли проведение новых игр «Манчестер Сити» на стадионе «Этихад», футбольный директор женской команды Нильс Нильсен сказал: «Я думаю, что было бы логично последовать этому примеру, когда есть возможность, проводить более масштабные матчи на большом стадионе.
«Для нас важнее следить за тем, чтобы стадион «Академии» был заполнен на каждой игре, независимо от того, с кем и в каком турнире мы играем.
«Но если это будет четвертьфинал Лиги чемпионов против «Барселоны», или это важная решающая игра против «Манчестер Юнайтед», было бы здорово сыграть на большом стадионе. Что касается нас, мы ежедневно работаем над тем, чтобы заполнить стадион Академии, потому что это также довольно уникальное место, и девочки чувствуют себя там как дома».
«Мы не хотим ситуации, когда они не будут чувствовать себя как дома, играя на домашнем поле. Возможно все больше и больше будет использоваться большой стадион, но для нас и игроков более важно, чтобы повседневная жизнь была комфортной».
«Поэтому небольшая реконструкция и улучшение условий, вероятно, станет для нас следующим шагом, потому что это важнее, чем случайные игры на большом стадионе».
Единственной командой, которая не играла ни одного матча лиги на крупных стадионах, был «Вест Хэм». Это вызвало гнев защитницы «Хаммерс» Люси Паркер в марте, после того как было объявлено, что команда юношей до 18 лет сыграет полуфинал Молодёжного Кубка Англии на олимпийском стадионе.
Она написала в Твиттере: «Ничего не имею против ребят, потому что они более чем заслуживают этого после своего сезона, но когда мы сможем сыграть на стадионе?»
«Единственная команда WSL, которая не играла на мужском стадионе и не играла там с 2019 года. В прошлом году мы тоже выходили в полуфинал Кубка Англии».
Ключевой задачей обновленного совета женской команды «Вест Хэма», в который в феврале была назначена вице-председатель «Хаммерс» Каррен Брэйди, является проведение матча на лондонском стадионе, стадионе, который клубу не принадлежит.
Также стоит отметить, что в то время как Кубок Англии проводился на стадионе «Уэмбли» в мае, финал Кубка Конти, эквивалентный мужскому Кубку Лиги, проводился на «Селхерст Парк».
Эксперимент «Тоттенхэма»
«Тоттенхэм», сыгравший три игры WSL в прошлом сезоне на стадионе «Тоттенхэм Хотспур», в мае провел два матча подряд, мужской и женской команды, в один день.
Мужчины сыграли первыми в 12:30 в своей последней домашней игре в сезоне, но проиграли «Брентфорду» со счетом 3–1. Несколько часов спустя женская команда стартовала в 16:15, сыграв с «Редингом» и выиграв со счетом 4–1. Это позволило им остаться в высшей лиги еще на сезон.
Обладателям билетов на мужской матч «рекомендовали» остаться на женский матч, а билеты на матч с «Редингом» можно было приобрести самостоятельно и активировать за час до начала матча.
В итоге вышла огромная разница в посещаемости. Мужской матч посетило 61 514 человек, а на женской игре численность резко сократилась до 6 403 - разница составила 55 111 человек
В прошлом «Тоттенхэм» собирал большое количество зрителей на матчи девушек. Они долгое время удерживали рекорд посещаемости в Англии: в ноябре 2019 года 38 262 болельщика заполнили стадион «Тоттенхэм Хотспур» в дерби в Северного Лондона.
Прекрасное в Дерби Северного Лондона
Что ждет в будущем женские стадионы в Англии?
Необходимо учитывать ряд различных факторов.
Во-первых, важно отметить, что с каждым сезоном все больше женских команд играют на больших мужских стадионах.
В сезоне 2023/24 «Арсенал» пообещал провести пять матчей Женской Суперлиги на «Эмирейтс» в следующем сезоне – на два больше, чем в прошлом, - а также планировал провести все матчи Лиги чемпионов, но не прошел квалификационный раунд.
В июле «Челси» также объявил, что увеличит количество игр, проводимых на «Стэмфорд Бридж», как минимум до семи за сезон, из которых четыре матча в чемпионате будут сыграны на мужском стадионе плюс все игры Лиги чемпионов.
Поскольку «Манчестер Юнайтед» также готовится к своему первому сезону в Лиге чемпионов, они могут подумать о том, чтобы пойти по стопам своих соперников по WSL и проводить больше матчей на «Олд Траффорд».
Стоимость и условия для семей
Одним из преимуществ матчей девушек, особенно для семей, является стоимость - смотреть женский футбол намного дешевле, чем мужской.
Например, самый дорогой билет на первый матч полуфинала женской Лиги чемпионов «Челси» - «Барселона» на «Стэмфорд Бридж» стоил 30 фунтов стерлингов. Это может минимум в пять-десять раз больше, чем за аналогичный матч в мужской игре.
Однако клубам придется учитывать финансовые последствия проведения матче на более крупных стадионах, особенно если они надеются, что цены на билеты будут намного ниже, чем на мужские матчи.
Есть аргумент, что, учитывая постоянно растущее качество игры, цены на билеты должны быть выше, чтобы продолжать финансировать развитие женского футбола.
Выступая после победы над «Тоттенхэмом» со счетом 3: 0 на «Стэмфорд Бридж», Эмма Хейз сказала: «Я знаю, что игроки хотят играть здесь больше, но также есть издержки для бизнеса, связанные с игрой [на больших стадионах].
«Я думаю, что одна из самых важных вещей, о которой, возможно, мы недостаточно говорим, - это то, насколько дешев женский футбол. Я действительно считаю, что нам нужно увеличить общую структуру цен, если мы хотим больше играть в этих местах, потому что это связано с большими затратами.
Похоже, что «Челси» принял это к сведению, поскольку клуб повысил цены на билеты на сезон 2023/24 на своем домашнем стадионе в Кингмедоу.
Некоторые билеты подорожают вдвое, что вызвало гнев фанатских групп. Женская группа болельщиков «Челси» и «Гордость Челси», заявили, что, по их мнению, увеличение должно происходить постепенно, а не все сразу.
В совместном заявлении говорилось: «Мы прислушиваемся к нашим членам и более широкой базе болельщиков. Мы возражаем против такого значительного увеличения в течение одного сезона. Мы сказали клубу, что любое увеличение должно быть растянуто на несколько сезонов.
Сообщалось, что выручка будет реинвестирована в развитие Кингсмидоу.
Считается, что на женских матчах также царит гораздо более гостеприимная атмосфера, что является ключевым моментом при знакомстве маленьких детей с футболом. На женские матчи регулярно приходят семьи, и так же представители сообщества ЛГБТК +.
Мужские матчи - гораздо более пугающее место для обеих этих групп. Антисоциальное поведение и оскорбительные выкрики, основанные на расовой принадлежности, сексуальной ориентации и частной жизни игроков, часто сопровождают мужской футбол.
Женский футбол и матчи, проводимые на больших стадионах, дают возможность детям, а также другим сообществам познакомиться с этими аренами в более безопасном пространстве, одновременно пропагандируя игру среди молодого поколения.
Головоломка с билетами
Несмотря на улучшение игры и повсеместный рост, женский футбол продолжает сталкиваться с неравенствами и проблемами, когда дело доходит до продажи билетов.
На майский финал женского Кубка Англии «Манчестер Юнайтед» подтвердил, что им было выделено 8000 билетов для своих болельщиков, «Челси» сообщил, что им выделено 7530 билетов. Английская Футбольная ассоциация похвалила заполняемость матча на «Уэмбли», добавила, что также было продано 65 000 билетов в нейтральную зону.
Это побудило менеджера «Манчестер Юнайтед» Марка Скиннера прокомментировать: «На мой взгляд, давать таким клубам, как «Челси» и «Манчестер Юнайтед», по 8000 билетов на продажу - это просто безумие».
Финал Кубка Англии среди женщин в итоге установил новый мировой рекорд посещаемости матча - 77 390 зрителей.
Покупка билетов на матчи Суперлиги также продолжает вызывать разочарование болельщиков. Гостевые билеты редко выделяются, а если и выделяются, то незадолго до матча.
Из-за этого билеты для путешествующих болельщиков часто приобретаются непосредственно у клуба-соперника, при этом места предоставляются на трибунах вперемешку с домашними болельщиками.
Некоторые клубы также принимают решение о распределении гостевых билетов в начале сезона и иногда неохотно увеличивают количество билетов, чтобы удовлетворить спрос, - еще один источник разочарования для тех, кто просто хочет поддержать свою женскую команду.
Хотя такое количество болельщиков не создает проблемы с точки зрения антисоциального поведения, но они не способствует созданию атмосферы соперничества, которая жизненно важна для футбола. Выделенные гостевые места - это то, что «Челси» и «Манчестер Юнайтед» заявляли в желании видеть на стадионах WSL.
Выступая в ноябре на пресс-конференции перед Лигой чемпионов, защитница «Челси» Милли Брайт сказала: «Нам это нужно. Я думаю, каждый игрок согласится, что мы хотим этого в женской игре.
«Это напряженно, но именно такими вы хотите видеть матчи. Это может изменить ход игры, это может повлиять на динамику в пользу или против. Я думаю, болельщикам это нравится… Мы хотим донести это и до WSL.»
Хейз добавила на той же пресс-конференции: «Вероятно, это то, о чем я просила больше всего, чего хотела больше всего. Я всегда чувствовала, что мы должны разделиться на определенные секции, это создает атмосферу. Для безопасности болельщиков так и должно быть».
Должны ли женские команды иметь собственные, специально построенные стадионы?
Для некоторых женских команд наличие собственных стадионов, специально построенных только для них, является одним из решений. Тогда логистика совместного использования площадки с любой другой командой была бы решена раз и навсегда.
А в США этот процесс уже начался. Владельцы клуба «Kansas City Current» из Национальной женской футбольной лиги (NWSL), объявили в октябре 2021 года, что они будут строить первый футбольный стадион, специально построенный для команды NWSL.
По договору аренды сроком на 50 лет стадион планируется построить в парке Беркли Риверфронт – Канзас-Сити, штат Миссури.
Нынешний соучредитель и совладелец KC Крис Лонг сказал о проекте: «С самого начала наше видение состояло в том, чтобы создать условия для игроков и оснащение для нашей команды, соответствующие не только элитному уровню этих невероятных спортсменов, но и страстной поддержке Канзас-Сити и наших болельщиков».
В Англии что-то похожее навряд ли осуществимо.
Во-первых, футбол в Великобритании и Европе сильно отличается от американского. В MLS и NWSL каждый сезон создаются новые команды и франшизы – KC Current частично основана и принадлежит Бриттани Магомес, бывшей футболистке и жене игрока НФЛ Патрика Магомеса, которая начала играть в лиге всего два года назад.
В Европе, хотя женские команды создаются недавно, обычно это делают уже сложившиеся клубы, в состав которых входят команды с одними ценностями и репутацией. Все игроки носят на футболках одинаковые клубные эмблемы.
С учетом сказанного, нет финансового или экологического смысла иметь два стадиона большой вместимости для двух отдельных команд, когда доказано, что совместное использование площадок может эффективно работать. Зачем строить еще один «Эмирейтс» или «Олд Траффорд», когда они уже существуют?
Существует также вопрос о доступности. Для строительства даже небольших площадок требуется изрядное количество земли, что в крупных городах, таких как Лондон, Манчестер и Бирмингем, очень дорого. Опять же, эти площадки уже существуют в клубе, и использовать их как для мужских, так и для женских команд имеет наибольший смысл.
Текущий проект Канзаса не связан с мужской командой. Поэтому важно, чтобы таким командам, как эта, предоставлялись собственные площадки и пространство для достижения максимального успеха.
Однако в WSL существует перспектива того, что команды будут намеренно покупать, ремонтировать и использовать площадки меньшего размера. Как это сейчас происходит у «Челси» и «Эвертона», которые играют на своих стадионах.
Но для многих команд и игроков мечта – проводить регулярные матчи на этих больших стадионах перед большим количеством зрителей.
Ресурсы в клубах уже есть. Следующий шаг - логистика и маркетинг, которые помогут заполнять эти стадионы на регулярной основе.
Что дальше?
Очевидно, что женские команды в Суперлиге хотят постоянно играть на больших мужских стадионах. Это уже происходит в нескольких клубах WSL и для большинства команд на условиях неполной занятости.
Многим командам тоже предстоит поработать над увеличением числа женских игр, проводимых на их стадионах большего размера. Одна или две игры в сезон на стадионах большего размера лучше, чем ни одной, но у многих есть возможности для большего.
Когда это может произойти, зависит от официальных лиц клуба. «Арсенал» лидирует в этой области как с точки зрения количества матчей на «Эмирейтс», так и с точки зрения маркетинга для привлечения продаж билетов. Есть много уроков, которые могут усвоить другие команды WSL.
То же самое могут сделать такие команды, как «Бристоль Сити», «Рединг» и «Лестер», которые доказали, что разделение поля между мужской и женской командами возможно.
Но переломный момент наступит, когда одна из так называемых «больших» команд чемпионата - таких как «Арсенал», «Челси», «Ман Сити» или «Манчестер Юнайтед» - навсегда переедет на свои мужские стадионы.
И не кажется, что это так уж далеко. «Астон Вилла» тоже уже проводит почти половину своих домашних матчей WSL на «Вилла Парк» и вполне может окончательно перебраться на стадион в ближайшие несколько лет.
Как только это случится с одной из команд, которая приблизится к верхней части таблицы WSL, то будет лишь вопросом времени, когда другие последуют ее примеру.
Но есть также некоторые проблемы, которые требуют решения. Продажа билетов является приоритетом номер один, включая ценообразование - устойчива ли нынешняя структура, если клубы хотят заполнять десятки тысяч мест каждую неделю?
Женский футбол снова и снова доказывает свою эффективность с точки зрения посещаемости и интереса. Доходы растут год от года. Теперь ему необходимо предоставить все инструменты, имеющиеся в распоряжении их клубов, чтобы продолжать процветать.
У девушек футболисток вероятность получить травму «крестов» в шесть раз выше, чем у коллег-мужчин
Столь активное использование газона не убьёт "Эмирейтс" за пару сезонов?