5 мин.

Улице Трубной — из Массачусетса: что мешает РФПЛ делать календарь вовремя?

Стивенсоны

И почему другие как-то справляются.

21 марта Российская футбольная Премьер-лига объявила о датах проведения трех предстоящих туров, ближайшему из которых быть уже через 10 дней. Вряд ли в офисе на улице Трубной во вторник думали о рекордах, но один могли бы приписать себе давно и заслуженно: в таком расслабленном темпе календарей в этом сезоне не публиковали даже в чемпионате Сан-Марино, официально слабейшем в Европе (не вру).

Из всех решений, которые приняли в РФПЛ, многие выглядели странно (не считая того, что все — слегка несвоевременно), но ради трех захотелось взять салфетку и потереть экран. Как быть болельщикам ЦСКА, решившим слетать в Краснодар, но напоровшимся на перенос даты? Зачем «Ростову» и «Краснодару» играть в понедельник, да еще и в одно время со «Спартаком» и «Оренбургом»? И, наконец, ради чего «Зенит» и «Спартак» должны биться в 8 вечера в воскресенье в главном матче сезона? Я сразу откажусь от непредвзятости, так как собирался прилететь на одну из этих игр: смена рейса за секунду сделала билет на футбол, которого у меня еще нет, дороже на 120 долларов. Не сомневаюсь: перебронировать что-либо на сайте РЖД или встречать рассвет на трассе М-11 под поселком Пролетарий — еще хуже.

Спортивный директор РФПЛ Виктор Пышкин объяснил все четырьмя причинами: «все хотят отдохнуть после игр сборных», «есть просьба полиции», «клубы сами просили понедельник» и, наконец, вечно путающийся под ногами «Кубок России». Президент лиги Сергей Прядкин добавил пятую, конкретно про «Зенит» и «Спартак»: во всем виноват финал Кубка Гагарина, а «хоккейные и футбольные болельщики многие одни и те же, поэтому ребята должны понять». Справедливо, если не учитывать, что расписание матчей КХЛ было известно еще в прошлом июле, а 8 вечера по Москве — это ночь везде восточнее Екатеринбурга, так что многие ребята может и поймут, но уже во сне.

Самый большой вопрос к лиге при этом имеет чуть меньше отношения к трем ближайшим уик-эндам и чуть больше — к тому, что происходит с календарем в принципе. За последние пару сезонов командам и болельщикам множество раз может и не нарочно, но давали понять: разложить 240 матчей на 30 туров за один подход не получается, слишком много всего непредсказуемого происходит вокруг (наступает зима, например), так что извините.

Понятно, что это не так: не самые футбольные люди в Калининграде, Кемерове и Владивостоке каждый день неплохо решают задачи и посложнее — строят дома, машины, пишут программы и вообще живут в гармонии с логикой и математикой. Но мое ответное послание на улицу Трубную про то, как можно относиться к этой проблеме — из штата Массачусетс, потому что в России о тех, кто составляет спортивные календари, кино, к сожалению, еще не сняли.

В 2014 году ESPN в рамках своего цикла «30 for 30» рассказал о семейной паре Генри и Холли Стивенсон. 24 года подряд они занимались только тем, что сидели дома (буквально — работали в гостиной) и верстали расписание матчей для МЛБ, главной бейсбольной лиги мира.

Немного контекста для того, чтобы вы поняли, что это за работа: в двух дивизионах МЛБ играют 30 клубов, регулярный сезон проходит с апреля по октябрь, и за 180 дней команды проводят — возьмите салфетку и потрите экран — 2430 матчей. Еще раз: две тысячи четыреста тридцать.

В фильме Генри и Холли говорят, что за время работы с календарями успели воспитать двоих детей, написать софт, который помогал распределить по дням до 80% игр (остальное — руками) и 24 раза победить в конкурсе на право работать с МЛБ Массачусетский технологический, Стэнфорд, IBM и много других компаний. Прославиться, просто занимаясь своим любимым делом — чем не мечта?

В 2005-м Стивенсоны ушли на покой (да, все-таки проиграли компьютерам), и теперь и МЛБ, и НХЛ, и НБА (у них тоже был похожий герой — Мэтт Уиник), и все остальные большие лиги либо сами верстают электронные календари, либо не стесняются нанимать для этого подрядчиков и объяснять, как все происходит и с какими проблемами они сталкиваются (не поверите: полиция и телевизионщики везде имеют что сказать). Ни АПЛ, ни НФЛ, ни многие другие — для того, чтобы узнать об этом, хватит простого английского и двух минут в гугле.

Сегодня днем, когда 120 долларов с моей карточки уже летели на счет «Аэрофлота», телефон дернулся и неожиданно высветил +7 495: самое спортивное московское радио спрашивало, следят ли за российским футболом в Америке. Не знаю, зачем им это понадобилось, но ответ вы знаете и сами: нет, вероятнее всего, он никому тут не нужен («Привет, Дональд, сегодня «Амкар» — «Зенит» в 4.30 утра, посмотрим через сопку?»). И вообще правильный вопрос другой: следят ли еще за российским футболом в самой России?

Календарь — это, понятно и прискорбно, не единственная проблема турнира, клубы которого еще недавно пропускали через себя практически миллиард евро за сезон. Адаптивное судейство, газоны, которые иногда проще подкрасить коричневым, чем зеленым, три аншлага за полгода, ТВ-рейтинги, имитирующие курс национальной валюты, отъезд звезд, унылые интервью, идея легализовать драки фанатов — про все это вы тоже наверняка в курсе. Так что, возможно, не так уж и плохо, что в Америке никому до нас пока нет дела. Зато новый бейсбольный сезон — уже через неделю!

Фото: espn.com; РИА Новости/Алексей Даничев