«Вулвз» среди топов АПЛ (выше «Арсенала» и «Тоттенхэма»): включают суперсилу во вторых таймах, не таскают железо и восстанавливаются по технологии NASA
💪.
Чемпионская гонка закончилась еще в январе, но в еврокубковой зоне – электричество!
Чтобы нарушить баланс, достаточно было внедрить один элемент – «Вулверхэмптон». Футбол тренера Нуну точно стоит обсудить подробнее, но сейчас остановимся на том, что способствует этому футболу. Вот кое-что важное о «Вулверхэмптоне».
• Если бы в АПЛ играли только один тайм, то «Вулвз» осели бы на дне с 27 очками.
• По результатам вторых таймов «Вулверхэмптон» (63 очка) – среди лидеров. Его опережают только «Ман Сити» и «Ливерпуль», у «Лестера» столько же очков.
• «Вулверхэмптон» за финальные 10 минут забил 11 мячей – четвертый показатель в АПЛ. Больше только у «Ливерпуля», «Ман Сити» и «Челси».
• За весь прошлый сезон в клубе насчитали только пять травм. За этот же период у «Ман Юнайтед» – 61.
• В этом сезоне травм чуть больше, но «Вулвз» уже провели более 50 матчей (сезон начали 25 июля в квалификации ЛЕ). При этом команда в АПЛ использовала только 20 футболистов. Самый низкий показатель в лиге за 10 лет.
Вывод: «Вулверхэмптон» резко прибавляет тогда, когда у соперника заканчиваются силы, а еще почти не теряет футболистов из-за травм. Вероятно, «Вулвз» физически готовы лучше, чем среднестатистическая команда лиги, а возможно, вообще – лучше всех в лиге. Но почему? Как они готовятся к сезону? И как восстанавливаются? Ниже – несколько историй о подготовке к матчам, работе физиотерапевтов во время игры и восстановлении после финального свистка.
До матча: минимум железа, тренажеры с тросами (один из них не выдержал бедер Траоре)
В 2017-м году на базу в Комптоне высадилась команда португальского тренера Нуну. Через несколько дней они подогнали к тренажерному залу несколько грузовиков и вынесли почти все штанги, блины и гантели.
«Мы многое поменяли из спортивного инвентаря, – рассказывал в интервью The Athletic бывший физиотерапевт клуба Фил Хэйворд (сейчас пошел на повышение и возглавил научный отдел «ЛА Гэлакси»). – Мне были очень интересны новые методы, а особенно – их результаты».
Проводником новых идей был португальский специалист Антониу Диас – человек, которого можно было встретить на базе в любое время суток. Коллеги говорят, что методы Диаса – прорывные в науке реабилитации, выбросить из зала все железо – его идея. С 2017-го игроки «Вулверхэмптона» работают на тренажерах с тросами и утяжелителями, но это не совсем то, что мы привыкли видеть в залах. Когда Адама Траоре говорит, что почти не таскает классическое железо, ему можно верить.
Почти все упражнения одновременно направлены на координацию, стабилизацию и развитие игровых навыков. В клубе кратко формулируют фитнес-философию так: мы работаем не для увеличения мышц, а для развития футбольных способностей. Как? Показывает Траоре.
Чтобы нарастить такую массу, от футболиста потребовалось усердие и немного сумасшествия – на очередном подходе один из тренажеров захрустел под мощными бедрами Траоре.
«У меня нет объяснения его силе. У нас есть машина для приседаний. Так вот, Адама ее сломал. Просто ненормальный», – рассказывал полузащитник Рубен Невеш в интервью официальному каналу АПЛ.
Фитнес-революция требовала не только знаний, но и денег. Боссы клубов АПЛ при обсуждении трансферов легко скидывают сотню-другую тысяч фунтов, а вот когда дело идет о закупке резиновых ковриков, считают каждую копейку. «Вулверхэмптону» повезло.
«Если вы придете к владельцу и попросите 15 тысяч фунтов на новое оборудование, вполне вероятно, что вам ответят: это слишком дорого, – делится Хэйворд. – Но мы старались объяснять все преимущества покупок. Правда, иногда у нас не было никаких доказательств, что какое-то новшество сработает. Но мы были на одной волне с Кевином Телвеллом (бывший спортивный директор) и Джеффом Ши (исполнительный директор). Мы рисковали – и это сработало».
Параллельно команда Нуну переформатировала рацион – добавила больше овощей и фруктов, сделав упор только на высококачественную продукцию. По подсчетам ВВС, расходы «Вулверхэмптона» на питание выросли в четыре раза по сравнению с предыдущими сезонами.
Во время матча: один из физиотерапевтов сидит на трибуне и смотрит повторы. Зачем?
По словам Фила Хэйворда, вся важнейшая работа делается на неделе. Утром в день матча задача простая – подвести футболистов в тонусе к трем часам дня, чтобы они вышли на поле отдохнувшие и разогретые. Правда, и здесь есть нюансы. Пример – выездные матчи Лиги Европы. Многие команды прилетают на гостевую игру в среду утром, чтобы потренироваться на стадионе соперника вечером. У «Вулверхэмптона» другая схема – они тренируются утром у себя на базе, прилетают к вечеру и полноценно восстанавливаются в отеле. По мнению физиотерапевтов, в этом случае футболисты на следующий день свежее.
Настоящий стресс для команды физиотерапевтов начинается после стартового свистка.
«Принятие решений во время матча – это очень сложно, – продолжает Хэйворд. – Нелегко оценивать степень повреждения на глазах 30 тысяч людей, телекамер и других игроков, за которыми тоже нужно следить. Вы можете сказать тренеру по рации, что нужна замена. А потом футболист подойдет к скамейке и скажет, что он в порядке. Или наоборот: вы оставляете его в поле, а через пять минут футболист просит замену».
Чтобы действовать оперативнее и четче, в «Вулверхэмптоне» отправляют одного из людей на трибуны. Там он сидит у монитора и смотрит повторы стыков. Раньше этим человеком был как раз Хэйворд. В замедленном повторе он оценивал движение, которое предшествовало травме, сам удар и тип падения. Например, когда видно неестественное положение лодыжки при падении, то понятно, что дело серьезное. Хэйворд передавал информацию на скамейку, где ее сравнивали со докладом врача в поле, после чего решали, нужна ли замена. По такой же схеме «Вулверхэмптон» работает до сих пор.
После матча: технологии NASA, компрессионное белье и мышечные стимуляторы
Журналист The Athletic Тим Спирс осенью ездил с «Вулверхэмптоном» на выезд против «Бешикташа» и привез из Стамбула большой репортаж с массой важных деталей. Восстанавливает хронологию и пересказываем главное.
20:00-20:30 (по британскому времени). Только что закончилась игра. Усталые футболисты заваливаются в раздевалку, где стоит огромный стол с закусками: мини-бургеры, сэндвичи, картофельные дольки, пицца, курица с рисом, брускетта, фруктовые блинчики и лосось. Идеальный набор для углеводного окна. Правда, не все приступают к еде сразу. Многие тянутся к стаканчикам с протеиновым коктейлем, которые расставлены повсюду. Вкусы у напитков разные, потому что кому-то приятен банановый, а от шоколадного – рвотные спазмы.
20:30-21:30. Некоторые принимают ледяные ванны, но в гостях такая возможность есть не всегда. На стамбульском «Водафон Парке» огромная гостевая раздевалка с мини-бассейном, а на «Олд Траффорд» крохотная каморка, куда едва помещается массажный стол. Часть футболистов снимают мышечное напряжение массажными роликами. Запасные в этот момент бегают вокруг поля, те, кто по каким-то причинам освобожден от пробежек, проводят силовую тренировку прямо в раздевалке.
21:25. Все игроки прошли необходимые процедуры, перекусили и приняли душ. Перед посадкой в автобус каждый надевает компрессионное белье – в клубе это считают важнейшим элементом восстановления. Белье похоже на колготки, есть два типа, первый – для путешествия на автобусе после домашних матчей или на поезде после домашних матчей в АПЛ, второй – для перелетов. Белье усиливает кровоток в ногах и стимулирует лимфатическую систему.
21:30. Команда загружается в автобус, чтобы поехать в аэропорт. Кто-то после поздних гостевых матчей оставляет футболистов в отеле, но в «Вулверхэмптоне» решили, что игроки должны как можно больше времени проводить с семьями – пусть даже это потребует ночных перелетов.
23:00. Самолет с «Вулверхэмптоном» взлетает и берет курс на Бирмингем, впереди почти четырехчасовой полет. Но пока никто не засыпает, восстановительные процедуры продолжаются. Даже современные системы кондиционирования самолетов подают в салон очень сухой воздух, что способствует обезвоживанию. Чтобы помочь организму справиться, футболисты получают специальные напитки для поддержания водно-солевого баланса. Персонал готовит для каждого тарелку с ужином – на этот раз это не на фастфуд, а полноценное блюдо с высоким содержанием белка.
0:00. Персонал на всякий случай проверяет, все ли игроки надели специальные мышечные стимуляторы – помогают избежать чувства тяжести в ногах после длительных перелетов. Игроки с повреждениями получают аппараты под названием Game Ready – что-то вроде большой штанины, сделанной по технологии скафандров NASA. Внутри циркулируется ледяная вода, а сам аппарат постоянно сжимается и разжимается – для мышечного восстановления.
3:03. Самолет приземляется в аэропорту Бирмингема. Кого-то встречают здесь, кто-то садится в автобус и едет на базу и уже оттуда добирается до дома. Игроки наконец-то прощаются друг с другом.
Но через несколько часов они снова встретятся на легкой утренней тренировке. Физиотерапевты клуба могли бы позволить команде спать до двух часов дня, но считают, что нет ничего хуже сбитого режима и рекомендуют лучше поспать час-два днем после занятия.
***
В клубе не раскрывают всех деталей восстановления и плана тренировок. Но формулируют еще одну важную причину успеха – постоянное взаимодействие между тренером и медицинским штабом. Звучит слишком абстрактно, поэтому вот пример: если физиотерапевты считают, что команда перегружена, то рекомендуют Нуну провести две восстановительные тренировки подряд и пожертвовать игровой. Обычно главный тренер не спорит. То самое доверие, о важности которого говорят все, но не всем удается его наладить.
«Наш персонал – лучший, – говорит защитник Мэтт Доэрти. – У них отличные навыки, благодаря этому мы в хорошей форме и быстро восстанавливаемся. Вы можете видеть, что у нас есть силы побеждать в конце матчей. Усталость бывает только умственная».
Теперь в футболе тренируют не только тело, но и мозг. И тут пригодилась военная авиация
Фото: REUTERS/Justin Setterfield/Pool, Rui Vieira/Pool, Laurence Griffiths/Pool; Gettyimages.ru/Ben Stansall/Pool, Catherine Ivill; facebook.com/Wolves
И какие-то португальцы у них неправильные, не испорченные (в основной массе) собственным чемпионатом;)))
Когда команда играла в чемпионшипе, она запросто могла подписать игрока Бенфики или Порту, о чем конкуренты по лиге могли только мечтать. Да о чем говорить, если Рубен Невеш переходил в Шип, и Вулвз отдал за него 18 миллионов, что по меркам этой лиги - очень большая сумма.
Когда Вулвз повысились - потратили на трансферы 100+ миллионов евро. Перед стартом нынешнего сезона - еще 100+
Вот вам и "без звезд и баснословных трат"