10 мин.

Теперь в футболе тренируют не только тело, но и мозг. И тут пригодилась военная авиация

Матч «Лестер» – «Тоттенхэм», лондонцы разыгрывают от ворот, соперник включает прессинг. У Яна Вертонгена сложная задача – либо длинная передача, что, вероятно, приведет к потере, либо рискованный пас вратарю, либо Роузу (третий номер), которого готов накрыть Перес. Почему не направо, где есть пространство (этого не видно, но «Лестер» осознанно сосредоточился на левом фланге чужой атаки)? Потому что в этот момент Джейми Варди решает, куда пойдет атака соперника. Форвард занимает пространство между двумя центральными защитниками – и все, Вертонген лишается классной опции.

Очень скоро ситуация повторяется.

В обоих случаях «Тоттенхэм» теряет владение, потому что «Лестер» без мяча переводит игру в ту зону, где им удобнее прессинговать и обороняться.

Варди никогда не считался умным футболистом, но в этих случаях он правильно читал эпизоды – конечно, не без предматчевой подсказки Роджерса. Четкие решения и идеальная позиция сейчас важны так же, как и классные взрывные рывки и дриблинг.

Еще более идеальный пример – контратака «Хоффенхайма» в матче с «Лейпцигом», сезон-16/17. Себастьян Руди мчит в гигантское пространство впереди. Один соперник остается позади, другой отступает, третий смещается на фланг. Руди приближается к центральному кругу, а в это время впереди уже идет процесс – Сандро Вагнер (в красных бутсах) вытягивает центрального защитника и освобождает зону для флангового игрока (его еще нет в кадре).

Далее мяч на левом фланге получает Керем Демирабай, который, не опуская голову, мгновенно делает длинный заброс вперед. Пас принимает Надим Амири (тот самый игрок, для которого освобождали зону), который тут же отдает на второго форварда (Андрей Крамарич). В итоге Амири-Крамарич выходят 2-в-1. Через секунду Амири откроет счет.

Получилось именно то, что хотел Юлиан Нагельсманн, такие движения он называет зигзагообразные открывания: когда мяч из центра идет на фланг, потом в центр, а потом снова на фланг. В этой атаке не было случайных ходов.

Автор книги «Футбольные хакеры: наука и искусство революции данных» Кристоф Бьерманн бывал на тренировках «Хоффенхайма» в тот период и видел десятки упражнений, суть которых не всегда можно понять.

• Для футболистов остается зона длиной в половину поля и шириной 15 метров. Нужно короткими передачами продвинуться вперед сквозь плотную оборону.

• На поле выносят две пары ворот: футбольные ставят напротив хоккейных. Футболисты меняются флангами и отрабатывают диагонали и периодически бьют по воротам.

Все эти задания придумывались совместно с психологом команды Яном Майером, который объяснял: «Мы хотим, чтобы у них кружилась голова во время тренировок».

Задача выполняется – защитник Бенжамин Хюбнер признавался, что у него ушли недели для полного понимания происходящего на занятиях.

«Нагельсманн разбивает игру на несколько частей, – объяснял суть процесса нападающий Сандро Вагнер. – Тренирует каждую из них, а потом собирает из этих частей единое целое».

Гигантский экран на их базе в Цуценхаузене – известная история. На нем Нагельсманн показывает тактические видео прямо во время тренировок, учит игроков понимать то, что происходит на поле. Но это только часть процесса. «Хоффенхайм» работает гораздо глубже.

Майер в «Хоффенхайме» с 2008-го. Все началось, когда он с тренерами заметил одну особенность. Все молодые футболисты, переводившиеся в основу, говорили одно и то же: «Ого, как же тут все быстро». И дело не в физике, многие из них не уступали по параметрам взрослым, дело в скорости решений и внешней хаотичности происходящего.

Психолог клуба очень точно фиксирует тренд: если раньше в футбол можно было играть на автомате (как мы переключаем передачи на автомобиле и не задумываемся), то сейчас этого недостаточно, все вокруг слишком сложно. По исследованиям ФИФА, современные футболисты на 35% быстрее и точнее в передачах, чем игроки 60-х. Сборная Германии с 2006-го по 2014-й снизила среднее время контакта с мячом с 2,9 до 0,9 секунды. Без быстрой мысли сохранять точность в таком темпе невозможно.

«Мы хотим ускорить процессы внутри мозга, – объяснял Майер. – Многие футболисты очень медленно думают, но скорость можно натренировать».

Скорость мышления развивают игры, которые кажутся примитивными. Все началось с пилотов

Тысячи футболистов тренировали мозг задолго до появления исследований. По словам лицензированного тренера УЕФА Эми Прайс (изучала влияние игр на мышление), в этом помогает даже обычная FIFA: «Футбольные компьютерные игры дают четкое тактическое понимание, – рассказывала Прайс для ВВС. Кто-то пользуется симуляторами осознанно. Например, Алекс Ивоби в 2016-м рассказывал, что врубал фифу перед матчами для изучения соперника. Но в некоторых клубах компьютерные игры – обязательная часть подготовки. Речь, конечно, не о FIFA или PES.

Примерно раз в неделю игроки «Хоффенхайма» приходят в помещение на первом этаже тренировочного центра и берут в руки планшеты с приложениями, разработанными Майером совместно с компанией SAP. Футболистам включают что-то вроде игр на мышление. Например, показывают картинку поля с оранжевыми и голубыми футболистами. Нужно мгновенно определить, кто в большинстве. С каждым ответом количество игроков на поле увеличивается – ответить точно все сложнее.

«Такие игры положительно влияют на скорость принятия решений, – объясняет Майер. – В современном мире три десятых секунды делают разницу».

Похожие игровые сеансы есть и в голландском АЗ: поле напоминает футбольное, на нем синие и оранжевые космические корабли, игрок управляет одним из этих кораблей. Задача – перетащить остальных в нужное положение, попутно стреляя в желтый шестиугольник. Игрок должен держать в поле зрения сразу несколько предметов и реагировать на их перемещения.

Этот метод тренировок пришел в футбол из военной авиации. В 90-х психолог израильских ВВС Даниэль Гофер обнаружил, что игра Space Fortress (ее разработали в университете Иллинойса для изучения реакции) улучшает мыслительные навыки пилотов. Смысл простой: нужно управлять кораблем, палить по минам и уворачиваться от врагов.

Исследование Гофера в 94-м опубликовал журнал Human Factors. Гофер привлек к эксперименту 58 курсантов и разделил их на группы: одна использовала Space Fortres в подготовке к полетам, другая – нет. При этом курсанты продолжали полеты – ученые отслеживали их прогресс. Сравнивались многие параметры: от времени подготовки к полету и умению вести радиопереговоры до точности маневров (развороты, умение строго придерживаться нужной зоны и так далее). Результаты показали, что игровая группа пилотов превзошла остальных по 27 параметрам из 33.

Успех этой теории подтверждает, что похожие игры используются в NASA и многих ВВС мира. Примеры таких игр/тестов можно найти даже онлайн.

Впервые эту технологию применили в спорте еще в 2001-м – за разработку взялась компания Applied Cognitive Engineering, позже она привлекла Гофера как научного руководителя. Сначала упор делался на хоккей и баскетбол, а в 2015-м ACE получила грант от Евросоюза (1,9 млн евро) на создание похожего приложения для футболистов. Так появилась IntelliGym Football, которую тестировали в ПСВ, АЗ, «РБ Зальцбург», «Рапиде», «Гамбурге» и «Арминии». Всего к испытаниям привлекли около 600 футболистов.

И что, работает? 



Очень важно уточнить, что пока есть только исследования, проводимые совместно с разработчиками. К ним привлекались сторонние специалисты (например, тренеры), но все равно эти тесты сложно назвать независимыми.

Как и в случае с пилотами, немецких и голландских футболистов (14-17 лет) разделили на две группы. Одна проводила тактические занятия с помощью приложения Soccer IntelliGym (летали на космическом корабле и избавлялись от врагов), а вторая по классике – смотрели футбольные видео, изучали передачи, фолы, удары, открывания и так далее. Параллельно группы тренировались и выполняли тактические задания на поле (искали выход из простых и сложных игровых ситуаций), эксперимент продолжался 10 недель.

Тренировки оценивались в два этапа: сначала лицензированными тренерами, а потом независимыми экспертами по видео – они не знали, какую группу просматривают, просто оценивали футбольные решения. Эксперты пользовались специальными программами видеоанализа – вроде Notation Analysis System и Game Test Situation. Выглядят они примерно так:

Глобально игроков оценивали по четырем критериям: атака, оборона, переход из обороны в атаку и наоборот. По данным IntelliGym, футболисты, которые пользовались приложением, за эти десять недель улучшили выбор позиции на 56% (как именно высчитывался этот процент, не уточняется – видимо, сравнивались оценки игроков в начале эксперимента и в конце) и на 26% чаще стали принимать правильные решения, прогресс у классической группы составил – примерно 10%.

Юррит Сандерс, который внедрял IntelliGym в ПСВ, осторожен в выводах: «Очень сложно сказать, из-за чего на самом деле прибавил футболист: из-за игры или чего-либо еще».

В «АЗ» чуть больше восторга. «Видим отличные результаты, – объяснял глава по развитию клуба Марин Бейкер. – Этот способ идеально подходит философии нашего клуба. После таких тренировок футболисты лучше предугадывают игровые моменты».

Скоро такие приложения будут у всех?



Возможно, это только промежуточный этап. Скорее всего, игры на планшете как-то объединят с реальными тренировками. Пример – тот же «Хоффенхайм». На базе клуба есть огромный ангар, который называется Footbonaut. Это игровое поле 14 на 14, окруженное 64 секторами. Футболист становится в центр поля, и в него со всех сторон летят мячи – можно регулировать скорость передач (до 100 км/ч) и их траекторию. Задача игрока – принимать передачи и отправлять мячи в разные секторы (они хаотично меняются, нужный подсвечивается). Занятия в Footbonaut обязательны для всех молодежных команд «Хоффенхайма», основа тренируется там по желанию. Аналоги такого тренажера есть во многих академиях – например, в «Краснодаре».

***

Теперь вы не удивитесь, что футболисты проходят не только физические тесты, но и тесты на мышление. В том же «Хоффенхайме» вывели ExF-Score – оценка исполнительных функций мозга.  Алгоритм не разглашается, но, вероятно, он основан на венской системе тестирования. Это когда игрокам нужно быстро нажимать разноцветные кнопки после определенных звуковых сигналов. Тест состоит из 350 нажатий. Среднее время реакции классного игрока – 0,5 секунды. Худший результат – около 0,8.

Эти три десятых и делают разницу на поле.

Роботы могут избавить футбол от ошибок с офсайдами. Похожие технологии уже тестируют в бейсболе и гимнастике

Все хотят взломать футбол: «Арсенал» тратится на алгоритм для скаутов, а Депай выбрал «Лион» математическим моделированием

Фото: Кадр трансляции; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Allsport UK/ALLSPORT, Thomas Lohnes/Bongarts; globallookpress.com/Daniel Maurer/dpa