Вальекас и Райо Вальекано. Ла Эстуфа и Харчевня
Сложно говорить о Вальекасе без упоминания этого в высшей степени примечательного бара, расположенного на древней улице Арболеда, сейчас Пасео де Федерико Гарсия Лорка. Внук основателя, Лоренцо Ибаньес и его жена Луиса Алонса поведали мне об истории своего бизнеса.
Фотография семьи Ибаньес на фоне бара Эстуфа (слева). Храчевня на 13-ом километре Валенсийского шоссе (справа).
Мигель Ибаньес, родом из Вильяфеличес (Сарагоса) приехал в Вальекас 11 августа 1879 года работать в качестве наемного сотрудника в одном магазине колониальных товаров. Когда, из-за того, что уже существовал другой магазин той же направленности, принадлежавший французской семье по фамилии Роус, магазин закрылся, он снял помещение для того, чтобы открыть бар, который начал работу в 1882 году.
Превратившись в предпринимателя, он окончательно оторвался от своих корней, после того как влюбился в вальеканскую девушку, Эпифану Коррал, с которой заключил брак в церкви San Pedro Advíncula 29 октября 1884. В продолжение истории в Вальекасе родились два сына и две дочери. Третий из детей, Лоренцо, унаследовал от отца бар, оставив свою работу плотником.
Здание, где располагался бар, принадлежало республиканскому генералу, одному из богатейших людей в Вальекасе, по имени Антоно Молто И Диас Баррио. Соответственно во время Гражданской войны в его квартирах были размещены Интернациональные бригады, и Лорецно Ибаньес был ответственным за сбор с них арендной платы.
Так как Эстуфа была успешным бизнесом, сын основателя совершил путешествие в Алькой[1] (Аликанте), для того чтобы оформить покупку здания у наследниц генерала, и согласно документам, подписанным в 1942, его стоимость составила 60 000 песет (площадь – 4 900 м2).
Кроме угольной печи[2], которая собственно и дала название бару, в баре был колодец с питьевой водой и устройство из двух цинковых ведер, в которых охлаждались пиво и газированные напитки, поскольку в те времена не существовало фабрик для производства искусственного льда[3]. Пол был сделан дерева Мелис (сосна), прилавок сверху был покрыт оловом, а наличники на двери были оформлены в барочном стиле с виноградными лозами, обвевающими двери по краям. Меню было оформлено в виде книги на обложке которой была изображена голова льва изо рта которого извергался поток воды.
При входе была расположена отрезанная голова быка, которую заведению подарил самый знаменитый тореро Вальекаса Аугустин Гарсия Диас «Малья» [Петля], 27 марта 1910 года, в день когда он на арене убил своего первого быка. Быка звали «Мирон» [Любопытный] и он был в собственности скотовладельца Мануэля Алеаса из Кольменар Вьехо[4], быки которого в мире боев быков из-за их храбрости заслужили остроумную присказку: «Пока не подкрадутся, не заметишь».
«Малья» умер в медицинской комнате арены для боя быков в Арлье (Франция) после того как бык поднял его на рога 4 июля 1920 года. Он был похоронен на кладбище Виллы, похоронный кортеж был настолько многочисленным, что яблоку негде было упасть. В его честь в Вальекасе назвали улицу.
Из Эстуфы, которая работает уже 110 лет, отличается тем, что была местом встречи людей искусства и культуры, писателей, поэтов, скульпторов и так далее. Среди них можно назвать Пабло Неруду и его подругу Марию Самбрано[5], Марху Мальо, Фредерика Гарсию Лорка[6], Мигеля Эрнандеса, Рафаэля Альберти[7], Бенхамина Паленисию[8] и Альберто Санчеса[9]. Художник Бенхамин Паленсия и скульптор Альберто Санчес облюбовали вальеканский холм Тестиго [Свидетель] и создали авангардистскую группу, одно из самых значимых художественных объединений Испании довоенной эпохи, получившую название Школа Вальекаса и заслужившая значимое место в Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернадо, и чьи работы оцениваются очень высоко.
Бенхамин Паленсия пользовался большой поддержкой Хуана Рамона Хименеса[10], для книг и стихов которого рисовал иллюстрации. Через него он познакомился с Ортега-и-Гассетом[11], Унамуно[12] и Гарсией Лоркой. В его честь художника так же назван проспект в современном Вальекасе.
Согласно рассказам Константино Мартина Соуто, по его сведениям, члены Школы Вальекаса так же собирались в известной харчевне, расположенной на 13-ом километре Валенскийского шоссе.
Другим известным предприятием того времени в Вальекасе был бар Атиенса.
Бар Атиенса. Фотографии предоставлены Виктором Эстанка Ла Пресилья
[1] Алькóй (исп. Alcoy, — город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Аликанте в составе автономного сообщества Валенсия).
[2] Estufa (исп.) – Печь, плита.
[3] В Испании в барах бутылочное пиво на компанию иногда подают в ведрах, заполненных искусственным льдом.
[4] Кольменáр-Вьéхо (исп. Colmenar Viejo) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Мадрид в составе автономного сообщества Мадрид. Находится на севере от Мадрида.
[5] Мари́я Самбра́но Аларко́н (исп. María Zambrano Alarcón, 1904 —1991) — испанская писательница, католический философ-эссеист. После Гражданской войны эмигрировала из Испании и вернулась только в 1984 году.
[6] Федери́ко Гарси́а Ло́рка (исп. Federico García Lorca 1898 — 1936) — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.
[7] Рафаэ́ль Альбе́рти (исп. Rafael Alberti; 1902 — 1999) — испанский поэт и драматург XX века, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1965). Один из основателей литературного движения Поколение 27. Работал в стиле реализма. Всю свою жизнь был большим другом России и Советского Союза и трижды приезжал в СССР — в 1932, 1934 и в 1964 годах
[8] Бенхамин Паленсия (исп. Benjamín Palencia, 1894 - 1980) – испанский художник, вместе со скульптором Алберто Санчесом основал Школу Вальекас. Большая часть его работ относятся к категории так называемого кастильского поэтического пейзажа в рамках стилистики Поколения 98. Работал в стиле сюрреализма и фавизма.
[9] Альбéрто Са́нчес, нередко просто Альберто (исп. Alberto Sánchez Pérez, 1895 —1962) — испанский художник и скульптор. Раннее творчество отмечено влиянием кубизма. В 1927 году вместе с Бенхамином Паленсией основал художественную группу Школа Вальекас. Изготовлял декорации для театра Лорки Ла Баррака. Выставлялся вместе с Пикассо в павильоне Испанской республики на Международной выставке в Париже (1937). С 1938 года жил в СССР, где и умер.
[10] Хуáн Рамóн Химéнес (исп. Juan Ramón Jiménez, 1881 —1958) — испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
[11] Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т (исп. José Ortega y Gasset, 1883 — 1955) — испанский философ и социолог. Автор знаменитых «Размышлений о Дон-Кихоте». В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
[12] Миге́ль де Унаму́но-и-Ху́го (исп. Miguel de Unamuno y Jugo; 1864 — 1936, Саламанка) — испанский философ, писатель, общественный деятель, крупнейшая фигура «поколения 98 года». Унамуно утверждал личный, «экзистенциальный» характер философской истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного мира.