5 мин.

Читатели блога #20: Про Гарвард

alt

Посмотрев как Маша обучалась в Гарварде я решил поделиться собственными воспоминаниями о моём обучении бизнесу. Или точнее сказать о том, как я всё понял про такого рода образование.

Начну с того, в течение 10 лет я работал в представительстве в России широко известной американской компании Xerox Corporation производящей копировальную технику. Правда, поступил я в неё, когда она считалась американо-английской фирмой Rank Xerox. Но позже её форма собственности изменилась, и она стала исключительно американской.

Собственно создатель этой компании, Честер Карлсон и был изобретателем технологии ксерокопирования, которая в 1937-ом году и положила начало этой отрасли индустрии. Название Xerox стало настолько узнаваемым, что все копировальные аппараты, независимо от того кто их производит, люди стали называть ксероксами. По английски это название звучит как «Кзирокс», а в России привыкли к слову «Ксерокс».

В 1995 году я пришёл в фирму работать. Наверное многие помнят, что тогда в России существовало наивное убеждение, что бизнес на Западе, это наивысшее достижение цивилизации. Поэтому люди считали, что стоит только припасть к источнику сакральных знаний о том, как следует организовывать работу компании, вы станете буквально небожителем, которого в бизнесе ждёт неизбежный успех. И только проработав в этой фирме несколько лет, я убедился, что это, мягко говоря, заблуждение. К этому открытию меня привело множество различных историй, с которыми я столкнулся за время моей работы, но расскажу одну, наиболее яркую и даже забавную.

Начну с того, что в 2000-ом году у компании Ксерокс возникли серьёзные проблемы (тут стоит заметить, Ксерокс действительно большая компания – представительства в 120-ти странах мира, десятки тысяч сотрудников, множество заводов по производству офисной техники в разных странах).

Но, как известно, от тюрьмы и от сумы не зарекайся.

В 2000-ом году американская антимонопольная комиссия обнаружила, что компания приукрашивает свои финансовые успехи и фальсифицирует годовую финансовую отчётность. Скандал был страшный. Газеты рвали и метали. Биржевые маклеры жаждали крови. Под раздачу, кстати, попал не только Ксерокс, но и такой гигант IT-индустрии как WorldCom. Акции компании упали в стоимости в 10!!!! раз (со 100 долларов до 10). Дело пахло банкротством. Президенту компании Полу Алару дали пинком под зад (правда, не забыли при этом выплатить «золотой парашют» - 20 миллионов долларов).

Но подумав спокойно правительство США решило, что нельзя дать загнуться такой известной, социально значимой фирме национального масштаба и решили Ксероксу помочь. Нового президента (женщину – Энн Малкахи) тогдашний президент США Билл Клинтон вызвал лично в Овальный кабинет Белого Дома и заставил подписать документ о персональной ответственности за неповторение таких фальсификаций в будущем, и даже помог перехватить денег в долг, чтобы выйти из трудной ситуации – немного… миллиард долларов.  Деньги предоставила фирма Дженерал Электрик, без процентов.

С этого момента начались приключения. Долг дали на год. Надо отдавать. И Ксерокс пустился во все тяжкие – уволили 15 тысяч сотрудников по всему миру (я этой экзекуции избежал), начали продавать активы – доли в многочисленных производственных предприятиях. Вот тут и случилась та история, про которую я хочу рассказать. 

Ксерокс продал партнёрам свою долю в предприятии, на котором производились широкоформатные системы печати. Но договорился с ними, что те будут делать на заказ аппараты под маркой Xerox. Ну и всякие запчасти к ним, расходные материалы и всё такое. Правда, примерно через месяц возникли трения. Партнёры заявили, что заказы от Ксерокса валятся на них как из рога изобилия и их логистика не справляется с потоком. Поэтому они предложили – «мы накапливаем заказанные вами товары на складе, и раз в месяц отгружаем вам сборный груз на центральный склад Ксерокса в Голландии». По рукам и поехали.

И чёрт нас дёрнул как раз в этот момент продать одному заводу большой промышленный копир за 150 тысяч долларов. Предоплату мы получили. Обещали доставить, как обычно, через месяц. Сидим, ждём. Месяц проходит – заказа нет.  Ещё две недели – нету. Начинаем беспокоиться. Шлём запросы во все инстанции. Никто не может ничего ответить – ну нету! Клиент нервничает, треплет нервы нам, а груза всё нет. Вся эта нервотрёпка продолжается ТРИ месяца! Клиент уже выпил из меня всю кровь. Грозит судом. И тут, наконец, приходит известие – нашли! Нашли наш заказ. И мы, наконец, узнаём что случилось. 

Дело было так – завод, который делал этот аппарат, как договорились, месяц собирал заказы. Чтобы отправить всю пачку в Голландию морским контейнером, надо было на контейнере указать адрес получателя. НО… как вписать в маленький шилдик все номера инвойсов, которые в него входят…? И тут менеджеру по логистике на заводе приходит гениальная мысль!!! Надо в шилдик вписать ПЕРВЫЙ адрес, из всей пачки документов. ))) А первым в пачке оказался заказ из Республики Бали, где какой-то клиент заказал две тубы с тонером за 150 баксов. Груз приехал на голландский склад и менеджеру по логистике в Голландии… не пришло в голову вообще НИКАКИХ мыслей .))) Он почему-то не догадался, что две тубы тонера не могут занимать целый контейнер. В результате груз на полмиллиона спокойно поехал в Республику Бали!!!

Обнаружилось это только, когда клиент из Бали поднял скандал, что местная таможня требует от него оплатить пошлину в несколько тысяч долларов… это за две тубы тонера стоимостью 150$!!! Короче, ещё два месяца груз возили обратно в Голландию, потом к нам… Но самое грустное, что за те три месяца, которые наш груз искали, два менеджера по логистике, один американец, другой голландец, успели ещё три контейнера с заказами отправить к чёрту на рога. Чуть ли не в Антарктиду. )) Мы ещё полгода расхлёбывали эту кашу. Вот такой ВЫСОКОКЛАССНЫЙ западный менеджмент, с позволения сказать.

Кстати, новый президент Ксерокса, Энн Малкахи (солидная женщина – зарплата миллион долларов в год, все дела) не имела МВА образования. И однажды кто-то из журналистов её об этом спросил. Ну как так!? А она ему ответила – диплом МВА по её мнению нужен только для резюме, на работу устраиваться, а в реальном бизнесе от него проку как от козла молока. Гораздо важнее реальный опыт работы. Вот такие пироги с котятами. ))

Если вам было интересно, в следующий раз расскажу историю как я разочаровался в другом мифе – «в России все мошенники, а на Западе бизнес ведут под честное слово». )))

Остальные посты темой «Читатели блога» можете прочитать здесь:

Книга «Наша Маша» - Глава «Читатели блога»

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/dennytenn/491602.html

>