6 мин.

РГ-2010. День 3. Поэма о чувстве мяча

Сегодня выпуск посвящается одной неудачнице, главной неудачнице дня – Динарику. Еще две девушки включены для контекста, хотя их это тоже касается, так что если они в скором времени проиграют и попадут в мою галерею неудачниц, то это может быть непосредственно связано с темой сегодняшнего поста.

Итак, Ана Иванович, Елена Янкович и Динара Сафина. Именно в такой последовательности. Иванович стала первой ракеткой мира после победы на Ролан Гаррос в 2008-м. Янкович стала первой по итогам сезона 2008 года. Динара возглавила рейтинг в апреле 2009-го.

В той же последовательности они столкнулись с первыми видимыми проблемами. Иванович сразу после Ролан Гаррос-2008, Янкович зимой 2009-го, Динара летом 2009-го.

И в той же последовательности они пришли к решению о смене тренера. Кадровая чехарда в тренерском штабе Иванович началась давно, и в феврале этого года ее лодку наконец-то прибило к берегу. Ана отказалась от участия в программе поддержки игроков Adidas и начала сотрудничать с бывшим тренером Граф Хайнцем Гунтхардтом. Янкович начала присматриваться к Чипу Бруксу (спец из академии Боллетьери) перед КФ, а в марте уже окончательно рассталась с Рикардо Санчесом. Динара объявила о разрыве с Желько Краяном («решила взять паузу») и о найме аргентинца Гастона Гетлиса буквально на днях.

И это вовсе не случайная последовательность, как мне видится. И вот эти слова Иванович как бы закрыли паззл и побудили меня на написание этого поста:

«Я никогда всерьез не сомневалась, что мое место на вершине и я могу туда вернуться. Нужно только двигаться постепенно и верить в себя, доверять своему чувству мяча. Конечно, в голову приходят разные мысли, но становление игрока – это процесс, в котором просто нужно постоянно делать одно и то же, пока это не войдет в привычку. С моим первым тренером мы работали над сохранением первой строчки рейтинга, что, как я понимаю сейчас, было довольно глупо. Я хорошо играла, и стоило работать над стабильностью, а не над изобретением чего-то в технике. У нас же вышло так, что из-за всяких нововведений в игру я стала терять уверенность. А потом оказалось, что я делаю совсем не то, в чем уверена. А с поражениями уверенность только уменьшалась. Это замкнутый круг».

По сути, Иванович озвучила их общую проблему. Сначала наши героини в какой-то момент добиваются высших достижений в карьере. Потом жадные тренеры решают эти достижения во что бы то ни стало удержать. Потом жадные тренеры решают, что есть только один способ, как это сделать, и начинают пропагандировать силовую манеру игры. Потом наши девушки начинают проигрывать, потому что на перестройку нужно время. Потом у наших девушек наступает полная жопа, потому что эксперимент, оказывается, был неудачный – ни одной из них не подходит такая манера игры. А потом тренеры дружно идут в сад. Жизнь справедлива!

Ана говорит об «изобретении чего-то в технике», но по ее игре в последние два года было ясно видно, что она имеет в виду (хотя там была еще отдельная тема с подачей). А ее отношение к ситуации и к тренеру, который ее в эту ситуацию загрузил, хорошо передается словами «было довольно глупо». Янкович прямым текстом говорила, что на каникулах перед 2009 годом они с тренером наращивали мышечную массу, чтобы предложить более мощную игру. Правда, она это подавала не как камень в огород Санчеса, может потому что они тогда еще были вместе, но она говорила «мы», и признавала это как их общую ошибку, но сам факт увольнения Санчеса говорит сам за себя. Динара после «Уимблдона» рассказывала, что Желько велел ей показывая пальцем на Винус Уильямс «играть как она». Динара Желько не винила, винила себя, что так не может, но сейчас она, наверное, по-новому оценивает их совместную работу в последний период, и возможно, в каком-то обозримом будущем мы эту оценку услышим.

Я слышала краем уха, что есть две разные тренировочные методики. Одна направлена на искоренение недостатков, другая на культивирование достоинств. Я не знаю, какие именно у наших тренеров были намерения, ясно только, что благие, но все получилось плохо. Тренировочный метод во всех трех случаях убил в теннисистках главное – изюминку. Потому что тренеры не задумались, что будет, если на один комп установить несовместимые приложения. У Янкович главный козырь скорость, а набрав вес она стала менее мобильной. Ну то есть, конечно, у нее масса других достоинств, но я просто сравниваю, что у нее было, когда она была первой в рейтинге и чего ей не хватает сейчас – при всех прочих равных. У Иванович это чувство мяча, а из нее пытались сделать биоробота – она хочет жить на корте, а ее заставляли работать. У Динары это ее комбинационные способности, а из нее хотели сделать теннисную пушку – она любит думать на корте, а ее учили не думать.

Какая мораль у этой басни? Что нельзя всех под одну гребенку. Сестры Уильямс, конечно, изменили теннис навсегда, и слава богу, он стал более зрелищным. Но одно дело идти в ногу со временем и использовать природную мощь в игре, что те же Динара и Ана и так делают, а другое вкладываться в каждый мяч, обожествлять это вкладывание и возводить его в принцип. Я опять же не против тех, кто вкладывается, но только в том случае, если это у девушки природная склонность, как у Шараповой, например. Я даже не против того, что Симона Халеп отрезала себе сиськи, чтобы стать настоящей воительницей и амазонкой, но только если она в душе действительно амазонка, а не просто идет на поводу у тренера и у теннисной моды, потому что если так, то отрезанные сиськи ей не помогут. Нельзя девушку научить бить без последствий, если она к этому не склонна. Это мужика можно, им бить вообще нравится, но при этом они не забывают думать, а женщины существа другого рода – бить и думать для них вещи в большинстве случаев несовместимые.

Нельзя всех под одну гребенку просто потому что бессмысленно. Да, может три мои героини не будут бессменными королевами бала. Но они и так достаточно талантливы, чтобы выиграть Большой шлем при удачном стечении обстоятельств и чтобы стать хотя бы ненадолго намберван. И главное, они будут счастливы на корте, они будут самими собой – и разве это не лучшее, что может с ними случиться. И с теннисом тоже. А что они имеют сейчас?

В общем, я за то, чтобы тренеры развивали девушек в рамках их природной концепции. Но для этого тренер должен быть истинно мудрым. Не просто учителем, а Наставником. Теннис в некотором смысле особый вид спорта – в нем очень много зависит от головы, но карьера строится в то время, когда своей головы еще по большому счету-то и нету. Тренер должен научить не просто бить, а правильно жить на корте. Теннис это ж как восточные единоборства или йога – не просто способ подраться, не просто фитнес, а образ жизни, образ мышления.

И вообще, мне порой кажется, что тренер не всегда и не всем нужен, если он не является настоящим Наставником. Или временно по спецзаказу – укороченным, например, научить. Теннисистка, если она достаточно талантлива может пробиться наверх и сама, ее талант выведет и поддержка семьи. Как Динару вывели. Ведь Желько в самом начале их отношений был именно Наставником, он внушил Динаре какие-то важные вещи, от которых она заиграла. Жаль только, что потом это прошло. Что они не смогли трудные времена пройти вместе и закалить свою дружбу, как это сделали Карлос Родригес и Жюстин Энен.

Хочется, чтоб эти примеры послужили кому-то уроком, другим теннисисткам, другим тренерам. Эволюция вещь жестокая, многие виды должны умереть, чтобы какое-то правило в природе вещей устоялось. Может быть Динара, Ана и Елена станут теми самыми жертвами, и на их историях другие научатся, как делать не надо.

P.S.-----