Мирра Андреева – чемпионка в Дубае и игрок топ-10! Как она изменилась, чтобы ворваться в элиту?
Турнир в Дубае точно станет началом особенного периода в карьере Мирры Андреевой. Именно на нем она показала, что все восхищения ее потенциалом, которые мы слышали последние два года, были оправданы.

До этого турнира у нее не было ни одной победы над полностью здоровыми теннисистками из суперэлиты. В Дубае она одержала две подряд – над Игой Швентек и Еленой Рыбакиной. А после этого закрыла Клару Таусон в финале – 7:6(1), 6:1.
В 17 лет Андреева стала самой молодой чемпионкой в истории категории турниров WTA 1000 (которая оформилась в 2009-м) – самых крупных в женском календаре после «Больших шлемов» и итогового.
А еще она теперь девятая ракетка мира и самая молодая дебютантка топ-10 после Николь Вайдишовой в 2007-м.
Но что еще важнее – она продемонстрировала, что реально претендует на главные теннисные достижения прямо здесь и прямо сейчас.
***
Так что изменилось в Мирре?
1. Она стала агрессивнее с задней линии. И это, возможно, самое важное изменение. Потому что в современном теннисе невозможно побеждать на элитном уровне только за счет интеллекта и хитрости – мощь все равно нужна. Потому что, сколько ни бегай, сколько ни плети кружева, никто пока не придумал лучшего способа нейтрализовать агрессивных соперниц, чем быть агрессивнее.
И Андреева демонстрирует готовность атаковать. Она просто бьет сильнее, она активнее идет на смены направлений и шикарно использует агрессивные переводы по линиям с обеих стороны, чтобы получать позиционное преимущество.
Отдельный аспект агрессии с задней линии – это прием Андреевой. Иногда возникало ощущение, что соперницы просто не знали, куда против нее подавать вторым мячом – потому что она раз за разом вбивала навылет и слева, и справа.

И вообще в Дубае она перебивала Швентек и Рыбакину. А в финале пробила навылет больше Таусон – у которой больше всех виннерсов в этом сезоне. Разве тут нужно еще что-то говорить?
2. Другой ключевой аспект прогресса – подача. Над ней Мирра начала прицельно работать вместе с Кончитой Мартинес – как раз над тем, чтобы сделать ее мощнее и агрессивнее.
Результат налицо – сейчас Андреева стабильно разгоняет первую за 180 км/ч, кладет ее по линиям и получает от этого очень много позиционных преимуществ, возможностей для быстрого удара навылет.
С другой стороны, у нее есть проблема двойных ошибок – которые иногда летят пачками, по три-четыре за гейм. Это обратная сторона агрессивного настроя на подачу.
3. Следствие улучшения подачи и повышения агрессии – Мирра лучше готова ходить к сетке. И с позиционной точки зрения, и с точки зрения настроя.
После победы в первом круге Australian Open она сама рассказывала, что это следствие работы с Кончитой Мартинес: «С ней я стала ближе к тому, чтобы быть бесстрашной. Раньше я бы никогда не пошла к сетке на матчболе. Но тут решила попробовать».
4. Многие из тех, кто видел Мирру вживую, отмечают, что за последний год она прибавила пару сантиметров роста и обросла мышцами – у нее широкие плечи, сильные ноги.
А это как раз очень помогает и в агрессивной игре с задней линии, и в рывках к сетке, и на подаче.
У Мирры появилось чуть больше физических возможностей – и она хорошо их использует.
5. Несмотря на обрастание мышцами и более агрессивный настрой, Андреева не потеряла ни в движении, ни в умении мыслить на корте и разваливать игру соперниц.
Она очень хорошо чувствует, какой удар нужен в каждый конкретный момент. Яркий пример – резаки, с которых она ходила к сетке против Рыбакиной. Она специально посылала не самые агрессивные удары, но держала мяч низко, чтобы Елене с ее ростом было максимально трудно обводить.

6. Во-первых, помним, что Мирре всего 17 лет – а она играет в теннис на глазах тысяч людей на элитном уровне. Это сам по себе признак сильной психики.
Но раньше у нее были моменты, когда она на корте унывала или наоборот слишком сильно злилась. Сейчас эмоциональные выплески тоже бывают – но она очень быстро оставляет их в прошлом и хорошо перезагружается.
Так было, например, против Рыбакиной – когда Мирра летела с брейком в решающем сете. В финале она очень хорошо справилась с тем, что не подала на первую партию.
Сейчас известно, что Мирра работает с психологом – в основном над управлением гневом: «Моя главная проблема – гнев. Я обычно злюсь на себя, когда что-то не получается. Однажды я даже себя побила – доходило и до такого.
Так что мы работаем над тем, как справляться с этим гневом и в целом с давлением».
И со злостью, и с давлением в Дубае Мирра справилась на отлично.
7. Мирра лучше воспринимает помощь тренера. В Дубае мы в каждом из последних трех матчей видели одну и ту же картину – соперница Андреевой уходит на туалетный перерыв, а Мирра идет и внимательно слушает, что ей говорит Кончита Мартинес.

А на пресс-конференции после полуфинала Андреева рассказала, что стала с большей готовностью принимать не только тактическую помощь: «Раньше, когда я проигрывала, я старалась разобраться сама. Я на нее не смотрела, я ее не слушала, хотела все сделать сама.
Но были пара матчей, которые показали, что у меня не получится все сделать одной. Я же не просто так наняла тренера.
Сначала я заставляла себя на нее смотреть, заставляла просить совета. Хотя мне даже не надо просить – она сама мне все говорит. И мы договорились, что она будет делиться мыслями, наблюдениями.
Я заставляю себя всегда на нее смотреть и слушать то, что она сказала. Конечно, она меня поддерживает и придает энергии, старается меня завести. Пока что это помогает».
Фото: East News/AP Photo/Ng Han Guan, AP Photo/Altaf Qadri