15 лет славы Анны Курниковой
Курниковой принято ставить в вину, что она могла стать классной теннисисткой, но не стала. Что на полпути к спортивной славе она свернула в сторону славы вселенской. Что свое состояние она сколотила не на корте, а на рекламе. Что в 15 лет она не играла мелкие турниры, а встречалась со взрослым хоккеистом (а в 17, кажется, с двумя). Ее не любят, поскольку считают пустышкой, заработавшей миллионы на том, что ей самой досталось даром, – длинных ногах и ошеломительных волосах. Многих раздражала ее акцентированная сексуальность, очевидное удовольствие от всеобщего внимания и нежелание извиняться за свою популярность. Да, то была другая эпоха – эпоха, когда спорт еще был просто спортом, а Майкл Джордан и Тайгер Вудс сначала стали чемпионами, а потом уже селебрити.
Любят Курникову за то, что она воплощает мечту. За то, что она была такой же, как все, а стала единственной в своем роде. По легенде, Курниковым пришлось продать телевизор, чтобы купить дочери первую ракетку, а через 15 лет Анна вошла в список самых влиятельных людей мира. Сейчас, поколение спустя, мы считаем иконой спортивного шоу-бизнеса Марию Шарапову, которая показала, что, вовремя покорив «Уимблдон», можно покорить мир. Но еще до Шараповой Курникова сделала это и безо всякого «Уимблдона». Да, по Анне не плачет Зал теннисной славы, но, как однажды сказала Серена Уильямс (правда, про себя): я не теннисная суперзвезда – я просто суперзвезда. Теннис стал для Курниковой не делом всей жизни, а трамплином в жизнь, о которой многим остается только мечтать. Но что в этом плохого?
Сложилось мнение, что для успешной спортивной карьеры Курниковой не хватило целеустремленности и преданности делу. Дескать, сумасшедший медийный ажиотаж сбил ее, еще ребенка, с толку, а рядом не нашлось никого, кто объяснил бы ей, что быть чемпионкой почетнее, чем моделью. Эта гипотеза еще частенько изображает рядом алчных родителей, однако напрочь исключает вероятность осознанного выбора. Можно быть сколь угодно трудолюбивой и настойчивой, но всю карьеру обретаться на вторых ролях, а то и вовсе в кордебалете. Особенно когда твои ноги хоть и выглядят на миллион долларов, но не выдерживают нагрузок профессионального спорта. Возможно, Курникова не захотела ложиться костьми ради того, что могло никогда не осуществиться. Вместо этого она из не слишком успешной теннисистки превратилась в глобальный бренд – и тот, кто считает, что это грустно, кривит душой. Потому что, по правде сказать, это круто.
Спортивная карьера Курниковой сложилась не блестяще, но начиналась ох как многообещающе. В 10 лет Анна изумляла своими способностями Ника Боллетьери, в 14 стала самой юной теннисисткой, когда-либо выигрывавшей матч на Кубке Федерации, в 15 была признана чемпионкой мира среди юниоров. В 16 она с первой попытки дошла до полуфинала «Уимблдона» (что до нее удавалось только Крис Эверт), а следующей весной стала (и остается) единственной теннисисткой в истории, которая за четыре дня обыграла четырех соперниц из Топ-10 (Монику Селеш, Кончиту Мартинес, Линдсей Дэвенпорт, Аранту Санчес-Викарио). Еще через три месяца Анна обыграла на траве Штеффи Граф – за все 1990-е такое удавалось всего троим. В 19 Курникова первый и последний раз завершила сезон в десятке, и на этом ее скоротечная теннисная слава в общем подошла к концу. Через пару сезонов она еще выиграет парный Australian Open, но ожидания тех, кто усматривал в ней следующую большую чемпионку, так и не сбудутся.
Впрочем, к моменту, когда Курникову окончательно задушили травмы, она уже давно перестала быть просто теннисисткой и стала явлением. К 22-м годам она успела не только побывать в списках богачей Forbes и красавцев People, но и сняться в фильме с Джимом Керри и стать «самой сексуальной женщиной планеты». Курникова открывала торги на бирже Nasdaq, вела церемонию World Music Awards, завела роман с Энрике Иглесиасом (вот он – союз спорта и шоу-бизнеса во плоти) и регулярно снималась в бикини. В 2001-м году по Сети прошла эпидемия вируса, в качестве приманки использовавшего «самое свежее фото» Анны. А чуть позже карточная комбинация из туза и короля (AK) получила сленговое название «Анна Курникова», поскольку, по выражению автора неологизма, «классно выглядит, но редко выигрывает».
В Курниковой подкупало – и одновременно отталкивало – то, что даже подростком свою фантастическую славу она встретила как настоящая дива, а уж чем дальше, тем эффектнее держала марку. Она брала от жизни все и не стеснялась этого. Шикарная фигура? Значит, убийственное мини. Купить квартиру? Значит, на берегу океана. Сняться в рекламе? Значит, в образе Мэрилин Монро (или по меньшей мере в поддерживающем белье под слоганом «Скакать должен только мяч»). Всегда найдется кто-то, кто сочтет это дурным вкусом, недостатком воспитания или глорихантерством. И таким критикам Анна неизменно отвечала: «Уж простите меня за то, что я такая, какая есть».
Между тем, завязав с теннисом, Курникова паче чаяния не подалась ни в модели, ни в дизайнеры, ни даже в телеведущие. Девушка занялась хорошими делами: прославиться ими, по Шапокляк, может, и нельзя, но славы у Анны и так было в избытке. Курникова начала активно продвигать здоровый и активный образ жизни, особенно среди юных американцев. Совместно с популярным детским телеканалом Cartoon Network она запустила кампанию, целью которой было не дать детям все летние каникулы провести на диване, увлечь их если не спортом, то хотя бы подвижными играми. Анна сотрудничала с благотворительными организациями: с делегациями Population Services International посещала разные города России, рассказывая об опасности СПИДа, а также лично участвовала в противомалярийной миссии на Гаити. Кроме того, Анна в составе United Service Organizations ездит по военным базам США с духоподъемными кампаниями – и можно себе представить, каким успехом пользуется. Неплохо для той, которую всю жизнь норовят представить мыльным пузырем?
В нынешнем телесезоне 30-летняя Курникова, конкурировать с ногами которой по-прежнему может разве что герцогиня Кембриджская, продолжила нести фитнес в массы. Анна (вместе с двумя не в меру симпатичными мужчинами) стала штатным тренером в 12-м сезоне реалити-шоу с ироничным названием The Biggest Loser. Участники проекта, все страдающие ожирением, борются за то, чтобы за три месяца потерять («lose») в весе больше, чем соперники, и стать счастливым (и худым) обладателем 250 000 долларов. Так вот еще до окончания сезона стало известно, что с ролью Курникова не справилась: Анна была со своими подопечными слишком сурова и неотзывчива, а по наблюдениям некоторых зрителей, и вовсе оскорбляла их. Сама Курникова выпустила ничего не значащее заявление о том, что получила удовольствие от работы в проекте и навсегда останется его частью, и была такова. И надо думать, несмотря на неудачу, Анна еще не раз появится перед камерами. Они ее любят, и эта любовь взаимна.
И пусть культовый статус достался Курниковой немного случайно. Зато она показала, что, чтобы стать легендой, необязательно сворачивать горы и пускать реки вспять. Иногда достаточно правильно распорядиться тем, что у тебя уже есть. В конце концов, как говорила премудрая Мартина Навратилова, она же не виновата, что родилась такой красоткой.
но персона Ани действительно пустая. стоит послушать ее интервью, чистая «блондинка». Жаль, что вся ее пропаганда здорового образа жизни и другие программы реализуются в СШа, а не в России. Единственное что она сделала, это то что была первой из россиянок кто пробился в элиту и стал примером для других.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А разве этого мало? Причем она стала примером не только в теннисе, но и «вокруг» него. Так какая же Анна пустая?