8 мин.

Динара Сафина: «Сегодня я получила урок и вижу, что нужно снова спуститься на землю»

На пресс-конференцию Светлана Кузнецова несмотря на достаточно краткое время для подготовки появилась в белом костюме с блестками и в первый раз в макияже, чем немало удивила журналистов.

Расскажите о ваших эмоциях. Вы счастливы?

– Сейчас я не могу пока осознать, что произошло. Я пришла на корт и сыграла матч – это был лишь еще один матч. Не первый и не последний. Я просто постаралась сделать максимум возможного. Безусловно, я испытывала массу эмоций, но мне удалось их контролировать. И я все еще не вышла из этого состояния. Но вы знаете, самая важная вещь случилась, и я в итоге выиграла здесь. Это особенно важно для меня, так как это мои любимые турниры, здесь и в Нью-Йорке. Это очень важно для меня.

Можно ли сказать, что этот матч был борьбой характеров? Динаре нужно было доказывать, что именно она сейчас №1?

– Я не знаю, не буду говорить за нее. Но да, наверное, она играла под давлением, я же играю для себя, для своего удовольствия. Она невероятная спортсменка. Она очень много работает. И однажды она выиграет здесь. Я ее очень сильно уважаю. Динара работает очень упорно, и она заслужила быть номером один.

Сложно ли вам было после победы на US Open? Как вы переносите самые худшие и самые лучшие моменты в вашей жизни?

– Я думаю, что наиболее сложный период для меня был перед «Ролан Гаррос» в прошлом году. В один момент я себе сказала: «Я проиграла в Риме и в Москве, люди были недовольны, когда я выбыла. Я не хочу опять все начинать, я не хочу в Испанию». Я это повторила несколько раз и сказала себе, что я должна уйти из тенниса, – то, чего раньше никогда не говорила. Но продолжала играть. Затем как-то я сказала Марату: «Возможно, я больше не буду играть». Марат мне ответил, что я сумасшедшая и что я должна продолжать играть. Прошлый год для меня был наихудшим. Я должна была принять решение не ехать в Испанию. Я не была готова, это было очень важно. Нужно, чтобы я себя слушала каждый раз.

Вы сегодня в макияже и в белом пиджаке.

– Вам нравится?

Да, это хороший выбор!

– Спасибо, я старалась. Это не моя профессия, но я попыталась себя выразить сегодня.

Ваш гардероб был подобран заранее или это было подготовлено накануне сегодняшнего матча?

– Перед финалом организаторы просят обоих финалистов принести одежду. Так как в случае выигрыша нужно будет фотографироваться с Кубком. А потом я решила не переодеваться – буду и для вас такая красивая и с Кубком (смеется). Я приготовила костюм перед финалом, но, конечно, тяжело было готовить, потому что думаешь – а что будет, если я выиграю, а что если проиграю. Потом на эту одежду смотреть... Но тем не менее все закончилось удачно.

Какие планы на сегодняшний вечер и по приезде в Москву?

– Не знаю. Ничего не знаю. Лечу завтра в 12.00, но может полечу попозже, так как у меня друзья летят рейсом позже. Что будем делать? Ну сейчас, наверное, соберем большую компанию и отпразднуем. Я заявилась в Истборн, мне кажется очень важным сыграть один турнир до «Уимблдона» и не важно как, просто надо один–два матча сыграть, чтобы разыграться. Или на «Уимблдоне» будет очень тяжело играть. Конечно, хотелось бы подольше побыть в Москве. Полечу в Истборн, может, в четверг – пятницу – субботу. В понедельник уже матчи. За один день к траве трудно привыкнуть. Будем ждать визы Саше, поедем, когда он получит, я одна не хочу ехать.

То, что вас приехал поддержать Шамиль Тарпищев, это как-то помогло?

– Шамиль Анвярович и в прошлый раз приезжал, когда Мыскина с Дементьевой играли. У меня в этот раз много друзей приехало меня поддержать. Игорь хотел приехать, но просто билетов во Франкфурте не нашлось, когда ему надо было. То, что они все приехали, мне очень помогло. В тот финал, когда я играла, они мне предложили приехать, но я сказала, что не надо, а в этот раз я сказала «приезжайте все, кто хотите, всем все будет».

Вам удалось абсолютно отключиться и оставаться спокойной?

– Да, я все еще остаюсь в своем образе и не могу радоваться почему-то. Но напряжение, конечно, большое было, и я рада, что просто смогла сыграть обычный матч.

Ваша сдержанная реакция на победу, она была связана с тем, что вы еще не поняли, что случилось, или все-таки перед Динарой было неудобно?

– Динару я уважаю, а когда с друзьями играю, мне очень тяжело эмоции показывать. Кроме того, я действительно еще не совсем осознала, что произошло. Но я повернулась к группе своих болельщиков и перекрестилась – мне кажется, это очень важно, потому что бог помогает всегда. Перед «Ролан Гаррос» я была у святого отца, и в целом я все ближе к вере, мне кажется, что это очень важно в жизни.

Случайно ничего не бывает. Вы очень долго шли к победе. На ваш взгляд, почему это случилось не раньше, а именно сегодня?

– Во-первых, я повзрослела. По-другому стала мыслить. Стала сбрасывать с себя давление. Мы живем один раз, и нужно прожить по максимуму. Зачем все время думать о выигрыше, о том, что ты должна, должна, должна... Я никому ничего не должна, я уже все всем доказала еще до этого. Я просто играю с удовольствием и живу с удовольствием, если у меня что-то получится, значит получиться, если нет, то нет... Тем, кто меня любит, они меня любят такой, какая я есть, а не потому, что я чемпионка. Я такая же Света, как есть, и неважно, у меня один, два «Больших шлема» или десять. Просто жить нужно для себя и по-максимуму.

То сеть у вас произошла своего рода переоценка ценностей?

– Да, просто перестаю слушать людей, начинаю слушать себя.

Теперь для полного счастья нужно, чтобы выиграл Роджер?

– Да, это было бы идеально.

Сейчас после победы на «Ролан Гаррос» какой следующий шаг? Стать первой ракеткой?

– Я не могу сказать, что я не задумываюсь об этом, конечно, это было бы супер. Но я не могу сказать, что если я не стану номером один, то моя жизнь на этом закончится. Как спортсменка, я считаю, что я состоялась. Пару турниров ничего так выиграла. Конечно, хотелось бы стать номером один, но не могу сказать, что это цель моей жизни, это одна из задач. Я не хочу этого давления. Мне без него так хорошо. Динара – номер один, а я хочу просто оставаться Светой и жить своей жизнью.

Есть спорный момент, что все-таки важнее для игрока – быть номером один или иметь за плечами вот такие победы, которые остаются в истории. Динаре как первой ракетке, по мнению некоторых, недостает именно вот таких побед.

– Можно размышлять об этом тысячу лет и никогда не придешь к какому-то мнению. Но если вы предложите мне стать ракеткой номер один в обмен на «Ролан Гаррос», я откажусь. Потому что мне эта победа очень близка, потому что я обыграла лучших теннисисток мира.

Динара на пресс-конференцию задерживалась. Вокруг поговаривали, что она очень расстроена. Однако выяснилось, что задержка вызвана прохождением допинг-контроля. Несмотря на поражение Динара держалась молодцом и на пресс-конференции у нее уже не было того выражения лица, как во время вручения призов, хотя иногда сдерживаться все-таки не получалось.

Светлана нам сказала, что вы играли под большим давлением.

– Да, давление было. Потому что я хотела выиграть. И без сомнения я не смогла им управлять.

Как вы себя чувствовали на корте? Вы выглядели сегодня растерянной.

– Да, я была слегка растеряна. Я не сделала того, что должна была сделать. У меня не получилось остаться психологически стойкой.

Почему?

– Если бы у меня было объяснение, то я бы нашла решение на корте.

Вас бы успокоило, если бы вам сказали, что она сыграла действительно прекрасный матч? Совсем не тот, где она дала бы вам шанс выиграть, а вы бы им не воспользовались.

– Нет, потому что у меня были шансы. Она мне их дала. Она не была сегодня настолько агрессивной, насколько она может быть. Но я не знала, что я должна делать.

Вы проиграли сами себе?

– Да, я проиграла сама себе.

Это больнее всего?

– В жизни много матчей. Это был один плохой матч.

Вы номер один в мире, и возникает вопрос, действительно ли вы номер один?

– Я просто хотела выиграть. И я очень разочарована. Но завтра наступит новый день. И будут новые турниры.

После полуфинала вы сказали, что простудились. Это не было причиной сегодняшнего поражения?

– Нет. У меня все в порядке. Проблема не в этом.

Какие уроки вы извлекли из этого матча, ведь это не был ваш первый финал?

– Как и из других финалов – что нужно прекращать самой себе нагнетать давление и просто играть свою игру. Я стала немного капризной на тренировках. Тренер мне что-то говорит, а я ему что-то отвечала в ответ. Сегодня я получила очень хороший урок. Я вижу, что нужно спуститься опять на землю. Спрятать язык за зубами и делать то, что говорит тренер. Он мне говорил, что в последнее время со мной стало тяжело работать, что ему смысла нет мне подсказывать, потому что я не слушаю.

Играть против второй русской – не это ли было проблемой?

– Нет, в этом нет никакой разницы. Нужно было, чтобы я просто сконцентрировалась на себе самой.

Вы оценили то, что Светлана не стала демонстрировать своей радости?

– Мне кажется, она повела себя по-дружески и очень профессионально. Света – очень хороший человек, и я очень ее уважаю.