8 мин.

Осторожно, родители

История о том, как мать и отец украли у Аранты Санчес-Викарио все деньги, заработанные за карьеру, подняла новую волну разговоров о родителях-тиранах. В причинах явления попытался разобраться Хосе Хуан Матео с сайта El Pais. Его исследование – в блоге «С миру по Нитке».

«Мариса была моей верной тенью на всех турнирах, пока мне не исполнилось 20 лет. Она волевая женщина, для которой дисциплина и победа всегда были на первом месте. А мне тогда нужны были просто слова поддержки», – пишет Аранта Санчес-Викарио о своей матери в своей автобиографии ¡Vamos!.

 «Очевидно, что мы не смогли ее нормально воспитать», – отвечает Мариса Викарио в пресс-релизе после выхода книги дочери. «Мы посвятили ей 20 лет, ради нее мы пожертвовали всем, можно сказать, заложили свои жизни и свой брак».

Оба высказывания лишь документально подтверждают развал семьи. Но этот случай нельзя назвать уникальным. В некоторых видах спорта даже правила были изменены из-за родителей спортсменов. В некоторых клубах родителям строго запрещено посещать тренировки. Несколько судей удовлетворили иски об эмансипации молодых спортсменов, чтобы избавить их от пагубного влияния матери или отца.

Спортивные психологи считают, что когда ребенок становится профессиональным спортсменом (в любом виде спорта), существует риск, что у него изменятся отношения с семьей. Эксперты выделяют два крайних варианта развития ситуации – появление ребенка-тирана, который успехом и деньгами подавляет родителей, или же появление забитого ребенка, который страдает от завышенных ожиданий родителей и чрезмерного контроля с их стороны.  

«Если посмотреть на этот случай со стороны, то в нем нет ничего особенно странного», – говорит Хосе Мануэль Бейран, серебряный олимпийский медалист по баскетболу и спортивный психолог. И хотя Бейран придерживается мнения, что спорт приносит пользу большинству детей, он признает, что «в случае со спортсменами, которые рано начинают играть на профессиональном уровне, родителям, естественно, приходится активно участвовать в их жизни. Иногда они с лучшими намерениями питают неоправданные ожидания, которые, в свою очередь, провоцируют критические ситуации».

«Виды спорта, в которых борьба начинается очень рано – как теннис – особенно опасны, – продолжает он, – Родитель становится источником давления на ребенка, который готов делать все, чтобы радовать маму с папой. Дети не понимают, что играют просто матч или турнир, им кажется, что они играют ради того, чтобы улучшить атмосферу дома, или просто из любви к родителям».   

«Дети, добивающиеся успеха в элитных видах спорта, отказываются от многих вещей, которых и не осознают до более зрелого возраста, – добавляет Бейран, – Аранта, например, очень рано начала соревноваться. К тому же родители сильнее контролируют девочек, пока те не становятся независимыми. Семья юного спортсмена должна помогать тому обрести покой и эмоциональный баланс, но некоторые родители рассматривают карьеру ребенка как продолжение своей собственной, а успехи детей как свои собственные».

«Убей эту стерву, Мари!», – такую фразу приписывают Джиму Пьерсу, отцу двукратной чемпионки турниров «Большого шлема» Мари Пьерс. После того, как он неоднократно бил, оскорблял и угрожал собственной дочери, его пять лет не пускали на встречи французской команды, и он стал персоной нон-грата на «Ролан Гаррос». Из-за этого теннисным чиновникам пришлось принять специальные правила, призванные контролировать жестоких родителей и тренеров. Считается также, что такие происшествия очень распространены именно в индивидуальных видах спорта, где человек начинает играть и постоянно переезжать с места на место в возрасте, когда его личность еще не полностью сформирована.  

В итоге Аранта, как и Мари Пьерс, со временем разошлась с родителями. И они не единственные. Сообщается, что отец издевался над Еленой Докич, и ему запрещен вход на все турниры. А французской федерации тенниса даже пришлось нанять охранников, чтобы отец Араван Резаи не набрасывался на ее соперниц.

«Мой отец учил меня играть, когда мы жили Мелилле», – объясняет Фелисиано Лопес. Отец Фели совмещал в себе три роли – еще он был лейтенантом армии и личным тренером сына.

«Когда мне исполнилось 10, он перестал меня тренировать – хотя продолжал иногда давать советы. Это сложные отношения. Из-за того, что много времени приходится проводить вместе, каждый день возникают трения. У меня не было таких проблем, но я видел их у других».

Прошлым летом заботливый даже в сложных обстоятельствах Фели сделал следующее: во время одного из матчей на «Уимблдоне», когда он заметил, что отец, сидящий на трибунах, очень сильно переживает за исход матча, прямо во время решающего тай-брейка Лопес-младший подошел к нему и попросил: «Пап, пожалуйста, успокойся».  

«Он очень нервный, – Фелисиано со смехом вспоминает тот эпизод, – На трибунах надо сохранять спокойствие. Мне повезло – и отец, и мать были очень требовательными в отношении нашего обучения, и это развило в нас дисциплину. Стать профессиональным теннисистом очень сложно. Мой брат поступил смело – в 16 лет бросил теннис, выучился на экономиста и сейчас живет счастливо. Другие родители настаивают на том, чтобы дети становились профи. Это самая большая ошибка. Не все дети настолько любят спорт, чтобы приносить такие жертвы. Учиться тоже надо».

Конечно, семейные конфликты – это атрибут не только тенниса и не только женского спорта. Один из лучших бейсболистов в истории Микки Мантл мочился в постель до 16 лет. В его биографии «Всю жизнь герой» говорится, что это была одна из реакций на давление со стороны отца. Их отношения состояли из любви, суровости и тренировок по 14 часов в день.

Кроме того, трудно понять происхождение железной воли велосипедиста Лэнса Армстронга не зная, что его отец бросил мать, когда тот был еще ребенком. Победительница Олимпиады-1996 гимнастка Доминик Мочану в суде требовала эмансипации. Американская чемпионка в том же виде спорта Дженнифер Сей написала книгу, в которой описан мир безжалостных тренеров, безумных родителей, расстройств питания и несбывшихся олимпийских мечтаний.

«Когда ребенок входит в спортивную элиту, семейная жизнь должна перестроиться, – объясняет Фернардо Гимено, профессор спортивной психологии в университете Сарагосы, – Многие семьи финансово зависят от спорта, бывает, они решают переехать, чтобы помочь ребенку с тренировками».

Гимено, считающий, что спорт должен приносить ребенку только плюсы, говорит, что родители дают либо слишком много, либо слишком мало. «Они либо подавляют ребенка и не дают ему повзрослеть и стать самодостаточным человеком, либо не оказывают нужной поддержки. Каждый спортивный родитель должен суметь вглядеться в судьбу Аранты и спросить себя: «В каких прегрешениях я не хотел бы быть обвиненным своим ребенком спустя много лет?»

Гимено отмечает, что такие отношения родителей и детей не являются исключительной принадлежностью спорта и могут проявляться в учебе или работе.

Но настолько часто такие напряженные отношения встречаются в командных видах спорта, где дети играют каждые выходные, и родители рычат на них с трибун?

«В командных видах все по-другому, потому что на ранних этапах в них не требуются такие вложения времени и денег, – говорит Бейран, – Обычно все начинается в школе, и давление распределяется на всю группу, потому что результат не зависит от одного человека… Но когда на кону появляются деньги, давление увеличивается».

«Когда ребенок видит, что вся семья только ради него переехала в другой город, или, например, он подписывает крупный контракт и начинает зарабатывать больше родителей, он может превратиться в тирана. Предотвратить это должны родители – они не должны делать из ребенка звезду, не должны позволять ему отрываться от земли. Но может произойти и противоположное – если родители постоянно давят на ребенка напоминаниями о том, что вся семья переехала только ради него».

Такие случаи легко найти в футболе и баскетболе, да и в других видах спорта. Команды, которые уделяют особенное внимание развитию молодых игроков – например, «Севилья», тренирующая 400 ребят от 7 лет – усиленно изучали эту проблему. Чтобы вырастить таких игроков, как Серхио Рамос, Хосе Антонио Рейес, Антонио Пуэрте или Хесус Навас, нужен не только талант, но и хорошие условия, целая команда психологов, которые иногда будут общаться и с родителями, а также набор четких правил. Первое и самое главное правило – родителям строго запрещено появляться на тренировках. 

«Давление со стороны семьи существует – в некоторых случаях явное, в некоторых случаях не очень заметное, – говорит глава молодежной академии «Севильи» Пабло Бланко, – Для некоторых родителей главная цель – это успех ребенка. Они заставляют его быть футболистом, и ребенок, конечно, это чувствует. Зачастую это пагубно. Именно поэтому пять лет назад мы запретили родителям посещать тренировки».

Психологи команды рассылают родителям письма, в которых объясняют все преимущества того, что их не будет на тренировке – и, по словам Бланко, в «Барселоне» работает та же система. Среди преимуществ, например, то, что тренер может более свободно поощрять и критиковать игроков. К тому же это не позволяет родителям вмешиваться в тренировочный процесс.

«Раньше они кричали: «Не останавливайся! Беги! Вперед!» Атмосфера в семье всегда очень сильно влияет на молодых игроков. На футболистов из малообеспеченных семей к тому же давят мысли о заработке».

Бланко, который сам когда-то был футболистом, делает последнее замечание из собственного опыта: «Забавно, но самые талантливые игроки – это зачастую те, кто мерзнет и недоедает, те, кто родом из бедных семей. Сейчас из-за кризиса многие родители пытаются давить на нас финансово, утверждая, что получают предложения от других клубов».

«Голосистые родители или зрители – это неприятная реальность. Такие случаи встречаются не очень часто, но они очень заметны, – рассказывает Гимено о взрослых, которые кричат на детей с трибун, – Для ребенка это просто кошмар. Для него спорт из забавы превращается в вопрос жизни и смерти».

«И все пережитые критические ситуации могут возыметь свое действие в конце карьеры, когда перед глазами начинает маячить уход из спорта, – говорит Бейран, – Есть лидеры команд и тренеры, которые поддерживают спортсменов в стремлении ограничить жизнь спортом. Но это очень опасно. У спортсмена должно быть еще что-то. В противном случае он может подумать, что все окружающие – друзья, партнеры – находятся рядом только из-за его славы и успеха, а не из-за того, что они ценят его как личность».

Случай Аранты стал пищей для телевизионных ток-шоу, которые смакуют подробности самых горьких моментов ее жизни. Каждый день газеты и журналы анализируют разрушение ее семьи, которая была иконой испанского спорта 90-х. Аранта подала четыре иска против своих родственников, чтобы вернуть состояние, которое оценивается в сумму от 30 до 45 миллионов евро. Аранта как публичный человек 24 часа находится под прицелом СМИ. А об Аранте-жене и матери двух детей мы знаем пока только одно: на ее жизни до сих пор лежит печальная тень того, что она испытала в качестве звездного теннисного подростка.