7 мин.

Насмешка Богов или Хорватское счастье

Известная английская поговорка гласит "Nice guy′s don′t win", что можно перевести как "Джентльмены не выигрывают". Это не совсем так, но Тим Хенмэн - это живое воплощение этого стереотипа. Достигнув 4 места в ммировом рейтинге он ни разу не выходил в финал ТБШ, 6 раз останавливаясь на стадии полуфинала, в том числе 4 раза на Уимблдоне. 2 раза он проиграл Питу Сампрасу, один раз Ллейтону Хьюитту (который был на тот момент первой ракеткой мира), но самое болезненное поражение он потерпел в 2001 году.

На пути к тому полуфиналу он обыграл Тодда Мартина и Роджера Федерера. Оставалось совсем немного. Полуфинал против Горана Иванишевича, а затем финал против Пата Рафтера не представлялись непроходимыми. Но... боги жестоки.

Вашему вниманию предлагается мой вольный перевод статьи из официального буклета Уимблдона, посвящённой этому матчу десятилетней давности.  

Chris Jones, Evening Standard  

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Помогла бы крыша над Центральным Кортом выиграть Уимблдон 2001 года Тиму Хенмэну? Этот спорный вопрос заслуживает обсуждения в 10-летнюю годовщину эпического полуфинального поражения против обладателя wild card Горана Иванишевича, поединка который прерывался дождём и занял в итоге три дня. Иванишевич затем в финале переиграл Пата Рафтера (и по завершению матча переоделся в футболку сборной Хорватии по футболу).  

Его Уимблдонский триумф вдохновил всю хорватскую нацию и подвёл успешный итог карьере Иванишевича, в то время как Хенмэн остался "почти" состоявшимся игроком мирового класса, шесть раз выходившим в полуфиналы ТБШ, но не разу не игравшим в финальном матче. Четыре из этих поражений произошли на травяных кортах Уимьлдона, победа на котором дала бы ему прекрасную возможность добавить своё имя в список чемпионов на доске почёта, висящей на стенах клуба.

Иванишевич считает, что крыша над Центральным Кортом могла бы коренным образом повлиять на ход матча, который он выиграл 7-5, 6-7, 0-6, 7-6, 6-3. Этот матч игрался всего 4 гейма и 18 минут в воскресенье - последний день этого марафона. Хенмэн, который давно уже примирился с тем поражением, не убеждён этим доводом, но считает эту высокотехнологичную добавку к самому знаменитому тениисному корту по настоящему позитивной. Иванишевич не согласен и говорит  "Если бы Уимблдон решил поставить крышу в 2001 году я бы на 100% проиграл тот матч, потому что так бы закончили играть в пятницу когда он играл слишком хорошо."  

"Нельзя сказать, что я играл плохо, просто я не мог найти ключ к победе над ним. Затем как-то, я не знаю почему, пошёл дождь и затем после дождя всё изменилось  и я играл всё лучше и лучше, а он не показывал теннис того качества как в пятницу. Тогда я и узнал, что кто-то или что-то хочет, чтобы я победил."  

"Я в курсе, что телевидение  платит огромные деньги, и без крыши на Центральном Корте будут сыграны всего несколько матчей, но мне кажется, что это нечестно по отношению к остальным, которые по расписанию не играют на Центральном Корте и чья игра прерывается дождём. Я бы предпочёл играть без крыши"  

Иванишевич является членом Всеанглийского Клуба Тенниса на Траве по праву победителя соревнования в то время как Хенмэну было предложено членство и он теперь является ведущей фигурой в Комитете. Итак, десять лет спустя, считает ли он, что крыша помогла бы ему закончить матч за один, а не за три дня?  

"Даже если бы мы смогли использовать крышу, то была бы по крайней мере одна остановка игры, чтобы крышу сдвинуть и эта изначальная пауза, как мне кажется, была бы очень важна" сказал Хенмэн. "Я думаю, что вторая остановка не так сильно сказалась на ходе матча. Первая остановка пришлась после третьего сета, который я выиграл 6-0 и она позволила Горану перегруппироваться и если бы была крыша, то это бы только означало, что финал бы был не в понедельник, а в воскресенье"

 "Самым существенным для меня после обеих остановок было то, что по возобновлению игры его ритм становился намного лучше и его удары снова попадали в цель и мне как будто приходилось начинать всё сначала, пытаться снова сломать его игру и это не представлялось возможным сделать. Конечно, этот матч сыграл определяющую роль в наших карьерах и играть три дня было просто поразительно."  

"Это было самое разочаровывающее поражение в моей карьере, но привык смотреть на то, что я достиг, а не концентрироваться на отдельных неудачных матчах и я не просыпаюсь в холодном поту, думая о том полуфинале.  Я очень горжусь своей карьерой и я не особенно переживаю по поводу того матча в отличие от множества людей, которые так и не могут выбросить его из головы. Было много случаев когда дождь спасал меня во время Уимблдона и я возвращался и играл лучше."  

Иванишевич был знаменит своим темпераментом на корте  и как-то он поведал прессе, что есть три Горана: хороший, плохой и "катастрофический". Гигантский хорват предпочитал играть без крыши на Центральном Корте, потому что, как он объяснял, чемпион Уимблдона должен уметь справляться с остановками игры из-за дождя. "Остановки из-за дождя означают, что ты должен быть ментально силён и во время моих выступлений на Уимблдоне было множество остановок и именно поэтому Уимблдон - это самый значимый турнир и самый трудный. Победа на Уимблдоне действительно изменила мою жизнь и я помню 1992 год, когда я должен был выигрывать у Агасси. У меня было много шансов и в 1994 и в 1998, но этого не произошло до 2001 года когда я получил wild card".  

"Это здорово, что мы с Тимом играем на ATP Champions Tour, последний турнир которого приходится на AEGON Masters в Royal Albert Hall в декабре. После 2001 года Уимблдон сделал корты намного более медленными и когда он играл с Хьюиттом в тот год когда последний выиграл титул это было просто издевательство. С более быстрыми мячами и более быстрым кортом Тим выиграл бы Уимблдон и из всех ребят в туре Тим больше всего заслуживал победу, потому что он был такой отличный игрок. Такая жалость, что он так и не выиграл Уимблдон" . 

"Иногда мне приходится напоминать себе, что я действительно выиграл Уимблодон, потому что это такой потрясающий момент моей жизни и копия трофея находится у моего отца".  Хенмэн, как и полагается одному из джентльменов британского спорта, отказывается признать, что дождь украл у него Уимблдонский титул и, хотя и благодарит Иванишевича за тёплые слова, предпочитает сам давать оценку своей карьере.  

"Я не согласен с Гораном, что я должен был бы выиграть титул, но чувствую, что я мог бы выиграть", добавляет он. "Тогда были игроки лучше чем я: Сампрас и Агасси, но у меня были шансы, поэтому сказать "мог бы" было бы точнее. Я впервые посетил Уимблдон в шестилетнем возрасте, потом у меня была возможность играть на Центральном Корте против великих игроков при потрясающей поддержке зрителей, создающих непередаваемую атмосферу, плюс Henmah Hill. Оглядываясь назад всё это вместе просто изумительно."  

"Я не согласен с Гораном по поводу крыши и то, что я состою в Комитете Клуба не остановит меня от высказывания своего мнения. Крыша - это гениальная добавка для нашего времени. Если у нас есть технология и игроки, болельщики, телевидение и СМИ  требуют её, если мы можем гарантировать, что игра состоится, это большой плюс. Когда мы можем гарантировать финал в воскресенье - это просто отлично, потому что финал в понедельник как в 2001 году - это кошмар с точки зрения логистики".  

"Когда я играл показательный матч вместе со Штеффи Граф, Андре Агасси и Ким Клийстерс в ознаменование крыши над Центральным Кортом в 2009 году я думал кому бы больше помогла бы крыша, но давайте вспомним, что Горан был очень даже неплох при игре в закрытом помещении. Я не думаю, что крыша помогла бы ему или мне и я не большой поклонник всех этих "что если", "но", "возможно"."

-----------------------------------------------------------------------------------------------

И напоследок: 

- короткое видео с того Уимблдона 2001 года

   

- подборка фотографий Иванишевича под вечную песню Queen

     

- Sue Callaghan - вы ведь уже с ней знакомы, правда? - спешит на матч ′мистера Хенмэна′ (она только так его величает)