5 мин.

Рафаэль Надаль: «Я могу проиграть каждый раз, когда выхожу на корт»

Очередное поражение Рафаэля Надаля в финале мастерса не оставило равнодушным ни поклонников испанского теннисиста, ни его недоброжелателей. Пожалуй, единственный, кто переживает по этому поводу меньше всех, это сам Рафа. О своём отношении к победам и поражениям и о том, что его волнует на самом деле, Надаль рассказал в кратком интервью изданию "Le Figaro". Перевод беседы с первой ракеткой мира - в новом выпуске блога "Теннис Online".

На грунте проигрывать ты не имеешь права. Как тебе живётся с этим?

Я думаю иначе. Я уже проиграл и был близок к поражению много раз до этого. То, что со мной произошло в прошлом году в грунтовой части сезона - это мечта. Я не ощущаю себя непобедимым на этом покрытии и не хочу, чтобы люди полагали, что я так думаю о себе.

Во времена своего доминирования Роджер Федерер признался, что породил "монстра", потому что люди ждали, что он будет побеждать постоянно. В твоём случае происходит что-то похожее?

Я не считаю, что должен выигрывать всё что можно. Выигрываешь ты или проигрываешь - это часть игры. То, что думают окружающие, меня практически не волнует. Единственное, что важно, это то давление, которое я оказываю сам на себя, то, что является стимулом для побед. Я отдаю себе отчёт в том, что могу проиграть каждый раз, когда выхожу на корт. Гораздо легче соревноваться, если ты принимаешь этот факт.

Ты близок с Роджером Федерером, но ваши отношения с Новаком Джоковичем не выглядят такими же тёплыми.

Невозможно одинаково относиться к двум совершенно разным людям. С Роджером у нас особенная связь. Многие важные моменты наших карьер мы пережили вместе, и мы с ним на сто процентов на одной волне. Мы проводим очень много времени вместе - на благотворительных мероприятиях, рекламных акциях, выставочных турнирах и, кроме того, в совете ATP. Джокович же принадлежит к моему поколению и наши с ним отношения значительно отличаются от тех, которые есть у нас с Роджером.

Взлёт Новака изменил ваши отношения?

Даже если бы я был десятым в рейтинге, а он вторым, ничего бы не поменялось. Отношения не сводятся к цифрам. Если говорить обо мне, то всё то, что происходит на корте, никоим образом не влияет на то, что происходит вне его. Я прекрасно лажу с Федерером, с Ноле, с Марреем. Важно, чтобы игроки понимали, что теннис - это всего лишь игра и между нами нет никакого напряжения. Ведь мы служим примером для детей.

Несколько лет назад Алекс Корретха хвалил зрелость твоей жизненной философии. Ты можешь рассказать о ней подробнее?

Я пытаюсь просто жить день за днём, получать удовольствие от времени, которое я провожу с друзьями на Мальорке. Естественно, если на следующей неделе я должен играть на турнире, то я тренируюсь и нервничаю. Главное - это здоровье, потому что без него не будет ничего. Ещё очень важно быть счастливым, ведь когда ты счастлив, то и играешь лучше. Если не думать ни о чём, кроме тенниса на протяжении нескольких лет, можно сойти с ума и возненавидеть игру. Когда я нахожусь на турнире, то, как только матч закончился и если я сыграл хорошо, то я стараюсь не вспомнинать о прошедшей игре и не задумываюсь о следующем матче до завтрашнего утра. Моя философия - наслаждаться тем, что есть сейчас, ведь мы не знаем, что случится завтра. Самым большим удовлетворением для меня, конечно, является результат моей работы, потому что всю жизнь я боролся за то, чтобы быть там, где я нахожусь сегодня. Мои успехи позволяют мне делать кучу разных вещей... когда на это есть время!

Ответственность, которая лежит на тебе как на первой ракетке мира, влияет на твоё спокойствие?

Нет, но иногда у меня остаётся меньше времени на то, чтобы наслаждаться жизнью. У меня есть обязанности, я это понимаю. Теннис дал мне много и я должен отдать что-то взамен.

Насколько велико напряжение, когда готовишься к тому, чтобы защитить титул, который завоёвывал пять раз?

На "Ролан Гаррос" всегда испытываешь напряжение. Отчасти это объясняет то, почему на этом турнире я не всегда показываю свой лучший теннис, особенно в первых кругах. Я нервничаю в начале, а больше всего перед моим самым первым матчем (улыбается). Но, с течением времени, я получаю пользу от своего опыта.

Какие воспоминания связаны у тебя с "Ролан Гаррос"?

Их много, потому что здесь я сыграл одни из важнейших матчей в своей жизни. Когда был маленьким, я смотрел "Ролан Гаррос". Сыграть тут в первый раз было невероятно. Теперь, когда я выигрывал здесь много раз, для меня это то место, где всё началось.

Какие матчи были для тебя самыми сложными из тех, которые ты выиграл в Париже?

Таких было много. Мой первый финал против Мариано Пуэрты в 2005, - у него был сетбол в четвёртом сете. Ещё финал 2006 года, в котором я играл с Роджером Федерером. В этом же году был ещё один изнурительный, главным образом в физическом плане, матч с Полем-Анри Матьё.

Проблемы, которые у тебя были с публикой в 2009 году, остались в прошлом?

Я никогда не говорил, что у меня были проблемы с ней! Я сказал, что уважаю выбор зрителей, они имеют право поддерживать того, кого хотят. Но было непросто ощущать, что в Париже, моём любимом городе, на моём любимом турнире, публика не была за меня. Но в другие моменты они меня сильно поддерживали. Например, в прошлом году.

Расскажи об академии, которую ты собираешься открыть в Манакоре.

Я на сто процентов отдаюсь этому проекту. Я буду там тренироваться и моя команда будет там работать. Мы хотим, чтобы эта академия стала большим центром в Испании. Тут будет множество кортов - хардовых, грунтовых, крытых... ещё бассейн и тренажёрный зал. Дети смогут здесь же учиться, ведь иногда образование важнее, чем спорт. Кроме того, там будут и футбольные поля, и баскетбольные площадки, потому что, как мне кажется, дети должны наслаждаться жизнью и не думать о теннисе круглые сутки.

 

"Le Figaro" (16 mai 2011)