Петербург сделал роскошный и дорогой турнир. С икрой и танцовщицами
Поэтому сильные теннисистки выступают там на этой неделе – сразу после Australian Open.
Санкт-Петербург – город самодовольных экскурсоводов-любителей.
Если приехать в гости к петербуржцу, он ночью прокатит вас по ухабистой набережной Кутузова, на катере вынырнет с вами в Неву из Зимней канавки, у Инженерного замка зловещим шепотом расскажет про призрак императора Павла, а у квартиры Пушкина вздохнет и покажет на Круглый рынок со словами, что туда поэт в свое последнее утро посылал за морошкой. Петербуржец, как опытный любовник, знает: все это, завершенное рейдом по улице Рубинштейна, работает безотказно, – и восторги гостей его уже давно не трогают.
Но иногда даже пресыщенный петербуржец волнуется – например, когда слышит, как городом восхищаются люди, бывавшие везде, – профессиональные теннисисты. Елена Веснина, месяц назад сверкавшая ногами на фоне лепестков Сиднейской оперы, и искушенная в красивой жизни Доминика Цибулкова, и Вера Звонарева с 30 ее высшими образованиями – все они на этой неделе ликовали от возможности сыграть в Петербурге.
Очевидно, что так на всех действует магия города. Вместе с тем очевидно и другое: четыре года назад Петербург был так же хорош, как сейчас, но тогда у него не было ни одного большого теннисного турнира. А сейчас – два.
***
Главный городской теннисный турнир – осенний мужской St. Petersburg Open – зачах в начале 2010-х после 20 лет существования. Когда-то на нем побеждали Кафельников, Сафин (дважды; на одной церемонии его назвали Ринатом) и Куэртен (поражался виду свежего снега на зеленой траве), приезжали Агасси и Иванишевич. С конца нулевых, однако, турнир практически перестал работать с игроками: больших звезд не привозили, а тех, кто все-таки доезжал, не умели правильно продать. В результате последний вздох турнир испустил в 2013-м, который стал метафорой всей его истории: матч-открытие эффектно прошел у самого Исаакиевского собора, зато в последний день Эрнесту Гулбису сделали самый неуместный комплимент на свете: «Наконец-то у нас красивый чемпион».
На этом роман Петербурга с профессиональным теннисом и закончился бы, но благодаря телефонному звонку Дмитрия Турсунова топ-менеджеру «Газпрома» Александру Медведеву в начале 2014-го турнир переродился. С 2015-го его организует новая команда (компания «Формула ТХ»), он проходит на современной площадке, заманивает игроков большими подъемными и феноменальным сервисом и в первый же год был признан лучшим в ATP в своей категории. Тогда же команда Медведева получила лицензию на зимний «Премьер» WTA (который тоже стал реинкарнацией старого турнира) и запустила его уже в 2016-м.
За три года при «Формуле ТХ» в Петербурге сыграли несколько теннисистов из Топ-10: Стэн Вавринка (сразу после победы на US Open), Милош Раонич, Симона Халеп, Белинда Бенчич, Винус Уильямс и другие, а трибуны по вечерам перестали сверкать пустыми креслами. Каролин Возняцки в субботу на экстремальной жаре в Мельбурне выиграла Australian Open, а уже в четверг стартовала в заваленном снегом Петербурге. Ничто не говорит о щедрости организаторов больше, чем такая самоотверженность топ-игроков.
***
Разумеется, перерождение тенниса в Санкт-Петербурге связано прежде всего с большими деньгами. Они, во-первых, привлекли звездных теннисистов, а во-вторых, создали турнирам лицо в духе времени: с хэштегами, Джоном Ньюменом и хореографами на аутсорсе. Но деньги-то есть не только в Питере, и через четыре года после того судьбоносного телефонного разговора понятно: Петербург покорил теннисный мир потому, что точно угадал, чего от него хотят.
Никто не едет в Россию за скромностью и простотой – к нам едут за роскошью и размахом, когда все немного абсурдно и через край. Поэтому игроков в Петербурге селят в двух шагах от Медного всадника и в трех – от Зимнего дворца, а на приветственном ужине кормят икрой в яйцах, напоминающих Фаберже (а они-то еще помнят семгу из середины нулевых). Да, пресс-служба турнира еще норовит написать «Эрмитаж» в кавычках, а SMM-щикам не хватает беглости в английском и знания контекста, но зато в прошлом году Винус Уильямс, прилетевшую прямо с финала Australian Open, одарили мехами, а в этом за Каролин Возняцки в Данию отправили самолет, чтобы устроить ей прием, который трудно описать и еще труднее забыть – с певцом, танцовщицами, барабанщиками, несколькими светящимися ракетками и одной огромной цветочной. «Это полное безумие, но я не могу оторваться», – написал теннисный автор из Канады о церемонии и выразил общее мнение о турнире, где решили не стесняться и оказались правы.
Правы вдвойне, потому что место обоих петербургских турниров в календарях – следом за «Большими шлемами» – практически обрекало их на забвение. Паузу после «Шлемов» традиционно берут не только ведущие игроки, но и болельщики, которые после двухнедельного телемарафона вспоминают, что у них тоже есть жизнь.
И если игроков, которым недостаточно одних рейтинговых очков и призовых, можно привлечь деньгами и бриллиантами, то людям нужно шоу, и в Петербурге его делают. Кто-то скажет, что такой акцент на развлекательность умаляет спортивную значимость турниров, кто-то останется недоволен стилем – и будет неправ. В бизнесе, как и в теннисе, побеждает тот, кто создает себе шансы и реализует их, а Петербург показал: это город не только самодовольных экскурсоводов-любителей, но и изобретательных теннисных энтузиастов.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; globallookpress.com/Maksim Konstantinov; instagram.com/domicibulkova; Facebook/FormulaTX
Какое еще к черту возрождение?)
Кому интересен этот турнир??)
Трибуны как были полупустыми, так и остались!
Большинству в городе вообще все равно, я больше скажу, большинство даже не знает о существовании этого турнира!