Рубрика «Спорт и песни»: Выпуск 69
СПОРТ И ПЕСНИ. Выпуск 69 О СОВПАДЕНИЯХ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК 2
Автор: Мария (Marie France)
Вероятно, кто-то усмехнется: мол, она уже не раз обещала сделать последний выпуск о Франции, а вместо этого публикует уже второй специальный выпуск подряд.
Но сегодня 10 ноября. И это число я не могла не отметить. Денни умер 10 октября, 10.10.2017. Десятого числа десятого месяца. А чувство такое, будто с его смерти прошел уже год, а не месяц... Он часто говорил о цифре 10: его компьютерный бизнес после поездки в Россию длился 10 лет, он обещал писать о Марии Шараповой 10 лет и выполнил обещание. Совпадения... Им и будет посвящен мой сегодняшний пост.
Я уже говорила, что мое пребывание и деятельность в блоге Денни часто сопровождались совпадениями. Самыми разными. Иногда я подолгу не заходила в блог, а потом словно какое-то внутреннее чувство подсказывало: зайди. И на глаза попадался важный пост или комментарий Денни. Если Денни нуждался в переводе с французского, он почему-то не просил меня. У меня было впечатление, что он сам уже привык к этим совпадениям и рассчитывал на них. Надеялся, что я каким-то образом сама догадаюсь, даже если меня какое-то время не было в блоге. Так было и с последним переводом – интервью Марии в Пари-Матч. Я в те дни была ужасно занята работой, прямо сутками работала. Дала себе минутную паузу, но ее хватило, чтобы наткнуться именно на то интервью. Думаю: нужно бы сделать перевод для Денни. Захожу в блог и первое, что вижу – фотографии и развороты из Пари-Матч. На скорую руку сделала перевод и послала ему. Как же он обрадовался тогда! Мне показалось, что не меньше обрадовался совпадению, чем самому переводу. Написал тогда, что ждал этого от меня, но не хотел сам просить. Хотел проверить, оправдаются ли ожидания. И был счастлив, что они оправдались...
Всех совпадений и перекличек не сосчитать – так их было много. Добавлю только, что и перед и после его смерти у меня были такие связанные с ним "совпадения". Рассказывать не буду, только скажу, что один случай был особенно примечательный. После прошлого выпуска, также специального и посвященного в тот раз дружбе, я заметила, что многим очень понравился рассказ о Пьере Брисе. Поэтому решила сделать о нем еще один рассказ, но на этот раз – исключительно в продолжение темы совпадений.
И первое совпадение из жизни Пьера Бриса, которое должно порадовать полюбивших его русских читателей, - он тоже очень любил Россию. В юности он брал уроки у высокородной русской дворянки Ирины Строцци, которой посвящал стихи Александр Вертинский и которая ввела Пьера в мир русской эмиграции и открыла ему новые горизонты. Ирина Строцци (урожденная княгиня Александровская) даже методично учила Пьера Бриса (урожденного барона Ле Бри) дворцовому этикету царской России. В 2004г. Пьер выпустил автобиографию под названием "Виннету и я", где он пишет: «На ее примере я вполне мог изучать новый мир. Мир русской эмиграции, глубину славянской души, русское кабаре, звучание балалайки и водку. Ирина преподавала мне манеры и этикет. Я обязан ей всем».
Пьер окунулся в творческие круги русского Парижа, где с ним работали: театральный постановщик Григорий Хмара, кинорежиссер Виктор Туржанский. Его первые выходы на театральную сцену были в постановках по произведениям Толстого, Чехова и Достоевского. Туржанский даже снял во Франции фильм "Казаки", где Пьер Брис сыграл казака Бориса. По "случайному" совпадению немецкий продюсер Хорст Вендландт, который и увидел в Пьере "своего" Виннету, тоже был связан с Россией. Причем непосредственно: он был сыном русского переселенца Григория Губанова.
Что Виннету и он связаны очень прочно, как внутренне, так и внешне, фактологически, Пьер стал замечать и отмечать почти сразу. В прошлый раз я уже писала, что даже любовь и у героя, и у актера послужила делу мира, поскольку речь идет о союзе представителей стороны "жертвы" и стороны "агрессора". Только Виннету "уступил" свою индейскую невесту белому, а Пьер Брис, жертва немецкой оккупации, сам женился на немке по имени Хелла.
Таким образом, миротворчество Пьера нашло продолжение в его личной жизни. Действительно, он не только погрузил супругу в мир французской культуры, но и сам прекрасно выучил немецкий язык. С годами семья обросла множеством дружеских связей по обе стороны границы, которые порождали все новые и новые связи и дружбы. 50 лет брака с Пьером превратились для Хеллы в бесконечные именины сердца. Муж был для нее учителем, источником бесконечных открытий. Пьер для Хеллы был пищей, которой она питалась, воздухом, которым она дышала, огнем, которым она горела всю жизнь. И продолжает гореть после его смерти. http://winnetou.fr/Gallery/var...
Пьер и Хелла
Сохранилось письмо, которое немецкая супруга написала своему французскому Пьеру, когда он после югославской войны ненадолго расстался с ней, чтобы организовать караван гуманитарных грузов и лично сопроводить его до места назначения.
Вот это письмо: «Я должна тебе сказать, что ты для меня человек, к которому я испытываю величайшее на свете уважение. Ты делаешь столько важного для меня и для всего мира. Я надеюсь, что многие люди будут брать с тебя пример, merсi. Я твоя жена и очень горжусь тобой. Я всегда буду поддерживать тебя и твои замечательные идеи. Мне хотелось бы быть сейчас рядом с тобой, чтобы тебе помочь, чтобы помочь. Ради этого я и люблю тебя. Ты мужчина, о котором я всегда мечтала – и я его обрела. Ты превратил мою жизнь в мечту. Пока ты в пути, я каждую ночь представляю, как будто бы ты рядом со мной. Я живу тобой! Твой дух живет во мне. Я никогда и никого так не любила. Я желаю тебе удачной поездки. Каждый вечер я в своих мыслях ласково целую тебя, твое сердце и твою душу. Мой ангел всегда будет с тобой, я отдала его тебе на это путешествие и навсегда, потому что я люблю тебя». http://www.winnetou.ru/cont/up...
Пьер и Хелла в 2012 г.
Что тут скажешь? Высокие, образцовые отношения. Это очень напоминает отношения Виннету и Рибанны из фильма ВИННЕТУ 2: если вы смотрели фильм, то должны были обратить внимание, что благородство манер и высота отношений двух индейских влюбленных на экране таковы, что подошли бы не только для вигвама, но и для вполне себе европейского дворца.
Киношные кровные братья Пьер Брис (Виннету) и Лекс Баркер (Шаттерхенд = Верная Рука) также "совпали" и в жизни: их связывала прочная и глубокая дружеская привязанность. Пьер Брис в те годы вообще "зажигал" - он был душой компании, блистал искрометным французским юмором и ко всему прочему еще прекрасно танцевал и хорошо пел. Лекс просто души не чаял в Пьере (сразу сделаю оговорку: тут нет подтекста, оба имели жен и дружили семьями). В фильмах эта взаимная симпатия хорошо заметна. Особенно у Лекса Баркера, герой которого часто подолгу останавливает на Виннету свой взгляд, при этом на его лице – выражение теплоты и даже более глубокого чувства. http://winnetou.fr/Gallery/var... Лекс Баркер и Пьер Брис
О том, насколько сильна была привязанность Лекса к Пьеру, говорит следующий эпизод. Однажды, когда выдался перерыв между съемками, друзья решили прокатиться в Италию, каждый на своей машине. На обратном пути по инициативе Пьера они устроили гонки "кто кого" на разбитой хорватской дороге. В итоге новенькую машину Пьера из парижского автосалона занесло на крутом повороте, она вылетела на встречку, зацепила встречное авто и на сумасшедшей скорости влетела в дерево. Бриса выбросило из машины и жестко "приземлило" на дорогу на десятки метров вперед.
Тут Господь Бог снова, как на войне в Индокитае, когда его отряд подорвался на мине и все погибли кроме него, явно послал ему чудо: Пьер Брис должен был разбиться по всем законам физики, но вместо этого отделался только легкими травмами - ни сотрясения мозга, ни повреждения позвоночника, ни переломов конечностей. Ничего, только незначительные повреждения.
Но Лекс Баркер, который еще ничего об этом не знал, в ужасе подлетел к нему, склонился на распростертым Пьером и тотчас потерял сознание от потрясения и горя. После чего "братья" поменялись ролями: пострадавший должен был тащить "брата"-верзилу (193 см) с дороги, а потом ухаживать за ним и приводить в чувство. Очнувшись, Лекс взглянул на Пьера и тихо заплакал, потом зарыдал в голос. На обратной дороге Баркер никак не мог успокоиться и все время повторял: «Разве это возможно? Ну, как это так?? ...ничего с ним не случилось… Я был просто уверен, что все — ему конец». http://imglink.ru/show-image.p...
Пьер Брис и Лекс Баркер.Кадр из фильма ВИННЕТУ 3.
Вся эта история очень напоминает коллизию фильма "Виннету 3". С той лишь разницей, что Виннету умер, а Пьер - наоборот. Там братья по инициативе Виннету отправляются в опасное путешествие в город Санта-Фе. Потом весь фильм Виннету грозит смертельная опасность, а Шаттерхенд сильно переживает за него и рвется ему помочь. А в конце братья меняются ролями, и уже Виннету спасает брата, закрыв его от пули собой. А сцена скорби Шаттерхенда над умирающим другом почти в точности воспроизводит сцену на хорватской дороге. С той разницей, что в фильме Лекс скорбит без слез, а в жизни он плакал и даже рыдал.
Пьер Брис был человеком чести и долга. Но даже он не сразу осознал, какую огромную ответственность это налагает. После "Виннету 3" в интервью французам Пьер рассказывал, что испытал облегчение, освободившись от Виннету, и хочет заняться театром или чем-то еще. Творческий непокой и смена амплуа - необходимость для хорошего актера. Но Виннету "не отпустил" Пьера Бриса. Немецкая публика не смогла пережить смерть своего кумира, и пришлось продолжить съемки – благо Карл Май был плодовит, и сюжетов хватало. Пьера смущало внезапное "воскресение" Виннету, но публика жаждала продолжения и готова была оставить без внимания эту маленькую несостыковку. В результате повторно смерть Виннету уже никто не снимал, и, таким образом, он оказался бессмертным.
Пьер Брис принял свою судьбу. Он понял, что это его долг перед людьми, для которых Виннету стал идеалом, ангелом, чем-то вроде духовной пищи. Было снято еще несколько фильмов. Но эпопея не заканчивалась. Пьера Бриса, даже постаревшего, в Германии постоянно приглашали изображать Виннету в телеспектакли, театрализованные постановки и даже на концерты. Эти постановки не всегда были высокого качества, но Пьер соглашался участвовать в них. Он делал это по чувству долга, ради воспитательного эффекта, ради мира и согласия.
Потому что на примере душевно-благотворного «эффекта от Виннету» он убедился, что иногда для дружбы народов, воспитания людей в идеалах добра и справедливости и для согласия между людьми один актер может сделать больше, чем все политики и дипломаты. Он понял, что Виннету – его судьба, его награда и его крест. Вероятно, ему пришлось расстаться с мечтами о больших режиссерах и фестивальных премиях и смириться. В конце концов, недаром Бог чудесным образом спасал его от смерти: он был нужен людям в этом качестве, и для своей миссии он был незаменим. Виннету тоже жил чувством долга. И Пьер Брис исполнил свой долг от начала и до конца. На что мало кто из людей вообще способен.
Этот пост я написала о совпадениях. Вероятно, у каждого из вас есть свои истории о «совпадениях», связанных с блогом НАША МАША. Но пост не только о них. А еще о том, как случайности перерастают в нечто важное. Одна встреча или событие открывает новую главу в твоей жизни. Некое событие, связанное с Россией и русскими, когда-то побудило Денни создать этот блог и дать себе клятву вести его 10 лет. Та или иная случайность привела в этот блог каждого из нас. А теперь это уже история. Но история, которая живет и после смерти человека.
Этот пост - ода судьбоносным случайностям, а еще чуткости, помогающей их распознать, верности, чувству долга и памяти.
Все в этой жизни связано, а мир тесен. Важно за цепочкой случайностей суметь разглядеть что-то важное и судьбоносное. (И еще заметьте, что все крутится вокруг России…)
ПЕСНЯ называется СЛУЧАЙНОСТИ ИЛИ СОВПАДЕНИЯ https://www.youtube.com/watch?v=APbRaj...
Другие выпуски этой рубрики Вы можете найти здесь:
Просто мотивация Денни с формулой "10 + 10" (10 лет блога о Марии за 10 лет бизнес-толчка или бизнес-вдохновения от русских) до сих пор меня изумляет. Как и многие совпадения, связанные с ним и его блогом. В частности, что он умер 10.10. Он и сам был загадкой...
А этот человек, Пьер Брис, был "заложником судьбы" и раз "совпав" со своим персонажем, попал под его власть. Он прожил другую жизнь, не свою, не ту, которую сам себе представлял. Но принял эту миссию и понес бремя, как говорится.
Я после первого поста пересмотрела 3 лучших фильма про Виннету (Виннету 1, Виннету 2, Виннету 3) первый раз после детства. И еще раз поразилась: вот судьба! Поэтому решила 10го написать этот пост.
Но Вам не нужно было ради него так напрягаться, раз актуальная дата прошла. Не публиковать его было бы даже логичней, чем публиковать.
Мне не жаль моего труда, мне жаль Вашего. Спасибо Вам огромное за такие усилия. Не знаю, окупит ли их этот "оффтопный" пост.
1. О масштабах явления. Сотни миллионов просмотров. В Германии все дети подражали братанию кровью Виннету и Верной Руки, повторяли девиз Виннету: "Люби добро, презирай зло". Схожая картина наблюдалась в Голландии, Бельгии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Скандинавских странах. В СССР эти фильмы занимали 12е место по посещаемости за всю историю существования кинопроката.
В середине 60х Пьер Брис поддался на уговоры и записал пару наивных песенок на кривом немецком с сильным французским акцентом. Эти песни 3 года опережали в хит-парадах Германии песни Битлз, Адамо и Азнавура. Продажи диска вдвое превышали совокупные продажи дисков Битлз и Роллинг-Стоунз.
Один французский исследователь по степени влиятельности француза среди немцев поставил Пьера Бриса в один ряд с Людовиком 14, Наполеоном и де Голлем. По критерию "француз как национальная любовь немцев" он поставил Пьера Бриса на первое место за всю историю франко-германских отношений.
2. О том, что он потерял.
Пьер Брис был выдающимся драматическим актером, интеллектуалом, человеком театра и любителем "новой волны". Он был близко знаком с иконой французского кино Мишель Морган, дружил с Аленом Делоном, знал Мари Лафоре, Марселя Карне, Франсуа Трюффо и т.д. В Италии имел серьезные кинематографические перспективы. Мечтал о ролях у Годара и Лелуша. Был вхож в высший артистический бомонд Франции и Италии. Ему не хватало только кассового фильма-трамплина для приобретения громкого имени с целью попадания на кастинги к великим режиссерам.
В 2009г. (в 80 лет) он с горечью сказал французскому интервьюеру: "Виннету погубил мою карьеру и творческую жизнь. Для французского кино я так и остался "знаменитым неизвестным".
3. О том, что он приобрел.
Беспрецедентную славу и любовь у немцев. Идилически счастливую интернациональную семью. Миллионы детей, воспитанных на этих фильмах в духе высокой морали. Море друзей. Орден Почетного Легиона (это как звезда Героя России для русских). Пьер Брис: "Эта роль - моя величайшая удача, честь и слава. Меня связывают с Германией множество семейных, дружеских и человеческих связей. Я благодарен немцам за их сердечную любовь. Я считаю Германию своей второй родиной".
4. О том, что такое "человек предполагает, а Бог располагает" на примере его жизни.
Он поначалу резко отказался от этой роли. Сказал продюсеру: Я театральный и артхаузный актер. Я далек от индейских скачек и стрелялок. Я не собирался ехать в Германию, ничего не слышал про Карла Мая. Это не мое.
Немец посулил славу, громкое имя и приобретение "трамплина" для реализации творческих планов. Пьер обещал подумать. С трудом нашел в Париже несколько французских переводов Карла Мая. И... влюбился в Виннету. Узнал свои детско-юношеские идеалы, свою душу. Загорелся и согласился.
Потом ужасно устал морально от безумно-неадекватной (как ему казалось) славы, от всех приключений, "совпадений", от навязчивого образа. И собирался "улизнуть" от "нереальной истории, похожей на сон" под названием "Виннету" и вновь обрести себя в родной франко-итальянской эстетике и интеллектуальном, большом кино.
Но немцы устроили революцию, когда посмотрели трейлер "Виннету 3" и увидели смерть героя. Все немцы отказались покупать билеты на этот фильм и собирались сорвать его прокат. Продюсеру это грозило полным разорением и крахом всей жизни. Он буквально на коленях умолял Пьера Бриса пафосными словами вроде "Пьер, спаси меня или я погибну. Для людей твоя смерть, т.е. смерть Виннету, - трагедия. Для меня - конец карьеры и жизни..."
Пришлось Пьеру пожертвовать собой ради Виннету и дальнейшего миротворчества. Получилось, что человек не свою волю творил, а волю небес, так сказать. Покорился судьбе и понес бремя.
Хотел в детстве Родине служить, брататься и быть героем? Получай! Вот твоя судьба.
Уникум.
Вот даже в тексте чувствуется Ваше волнение и восторг одновременно, когда Вы пишите как о Денни, так и о Бриксе!!!
И я уверен, что чувствуете и наше волнение и вдохновение, читая Вас!!!
Нам Вы очень нужны Мария, очень....
Спасибо за "светлый мир". Приятно посмотреть на светлый мир в ситуации "спасайся кто может"... Освежает.
https://www.youtube.com/watch?v=T8wbh4ywirg
а уже через месяц отменили его концерты из-за болезни. И как сводки с линии фронта, все это время шли сообщения о ходе болезни.
Спасибо за прекрасный и интересный текст (+дополняюшие комментарии) и хорошую песню. Алессандру Мартинес сразу узнал - принцессу Фантагиро так просто не забыть. Нашел такой вот симпатичный клип с Фантагиро и Тарабасом на русскоязычную версию "Цвета ночи" -
https://www.youtube.com/watch?v=VU-h17fucMI
Франко-русские коннекты - тоже константа, на столетие революции прочитал прочитал вот такой интересный пост -
https://colonelcassad.livejournal.com/3793014.html
А чтоб коннект не прерывался, и овуар не стало адье, несколько песен на тему гуднайт-гудбай -
от Тухманова с Шелли-
https://www.youtube.com/watch?v=bbfQkMEsosE
от Джона Бон Джови -
https://www.youtube.com/watch?v=ifm00JEjSeo
от Майкла Болтона (о дочках-патерах) -
https://www.youtube.com/watch?v=92T9pVBNG0c
от азиатов с Моцартом -
https://www.youtube.com/watch?v=JvfbLDb1CHQ
от Полины Рубио -
https://www.youtube.com/watch?v=tOlITPpXklU
Подача разная, но смысл более-менее подобен.
О том, как все взаимосвязано. Друзья поехали в Прагу, я им посоветовал зайти в Лорету, а сегодня "почти случайно" прочитал вот такой чудный рассказ Яна Неруды -
О КОЛОКОЛАХ ЛОРЕТЫ
Несколько сот лет тому назад, бог весть как давно, жила на Новом Свете одна бедная вдова. Была она работящая и хозяйственная, да что толку, когда такая куча детей! Всем известно, как на Лоретанской колокольне много колоколов; так вот у той вдовы было ровно столько же детей,- и называла она ребяток своих «лоретанскими колокольчиками». Но тогда колокола эти на башне еще не играли песен, а только отбивали раздельно время дня: которые побольше – целые часы, а которые поменьше – каждую четверть. Вдова говорила, что и дома у нее с колокольчиками дело обстоит точь-в-точь так же: которые побольше, еще пережидают, а которые поменьше – те каждую минутку чего-нибудь да просят. Единственным сокровищем бедной вдовы была нить серебряных монеток, которых тоже было ровно столько, сколько у нее ребят. Эту нить она от богатой крестной получила и для детей берегла: каждому по монетке, на память.
Нашла на Прагу моровая язва. Злей всего разгулялась она среди бедного люда, и с отчаянья пошли среди него толки, что, дескать, эту беду богатые при помощи яда устроили, чтобы всех бедных извести.
В конце концов пробралась моровая язва и в семью вдовы: старший у нее заболел. Мать от горя стала как не своя, она всех детей своих одинаково любила и думать даже не хотела о том, что вместе с ребенком у нее забот и хлопот убавится. Доктору она заплатить не могла, да и знала, что докторам теперь некогда, ни один не пойдет. Ребенок двух часов не протянул – отходить начал. Видит несчастная – не спасешь, достала нить с серебряными монетами, сняла самую крупную и отнесла ее в Лорету. Вскоре забил самый большой лоретанский колокол; скончался ребенок: это по нем звонили.
Тогда похоронные дроги целый день по Праге разъезжали: наберут мертвецов со всех домов и едут, доверху полные, на кладбище – хоронить в братской могиле. На другой день после смерти ребенка пошла бедная вдова за такими вот похоронными дрогами: хоть знать, в которой могиле покойник ее лежать будет!
А вернулась домой – видит, другой ребенок – маленькая девчурка, светловолосая – вся, как роза, алеет: тоже заболела. И двух часов не прошло – понесла мать вторую монетку в Лорету.
Так – день за днем; денежка за денежкой с нитки долой, а в Лорете каждый раз все меньший колокол звонит.
Мать с горя совсем помешалась: шагает, немая, за похоронными дрогами и с кладбища – тихо назад: за другим умирающим ухаживать. Немоту заставила ее нарушить только смерть последнего, самого младшего ребенка, младенчика совсем. Когда самый маленький лоретанский колокол зазвонил, мать подумала, что у нее сердце-разорвется.
Проводила она последнего своего ребенка, а вернулась – почувствовала, что и ее тоже болезнь одолела. Легла на постель, на которой все ее сокровище погибло.
И лежала там эта горькая вдова, ниоткуда помощи не видя: воды подать и то некому. Единственным утешением ее была мысль, что хоть детей недолго, мол, переживу.
В страшном жару горело все ее тело. Потом чувствует, небывалая слабость его охватывает, по всем членам разливается, и они один за другим словно отмирают.
Ах, дорогие мои детки! -вздохнула она.-Я за вами ухаживала, а за мной никто не ухаживает. Я заказывала по вас в церкви звонить. Кто-то по мне закажет?
Не успела промолвить – зазвонили все лоретанские колокола, и удары их, все сильней и сильней, слились в такую прекрасную, трогательную песню, будто это ангелы пели.
Душеньки бедных моих деток,- прошептала вдова, умирая.
С тех самых пор лоретанские колокола – поют.