Золушка
Дорога, пройденная Иваном, не может не вызывать восхищения – пробыв в 2006-м два месяца третьей ракеткой мира, он начал плавное рейтинговое пике, продолжавшееся три года. В середине 2009-го он опустился на самую низкую позицию за последние 8 лет – 72-ю, проигрывая всем подряд, и многие были уверены, что хорватский ветеран вот-вот примет решение об окончании карьеры. Но Любичич не сдавался и стал потихоньку выкарабкиваться из провала – в конце прошлого года он выиграл турнир в Лионе и новый сезон начал в Топ-25.
Однако победы над по-настоящему серьезными соперниками Ивану по-прежнему не давались – в Шанхае он проиграл Надалю, в Австралии – Карловичу, в Дубае – Джоковичу. И вот на этом турнире звезды наконец сошлись для реванша. И если Джокович с самого начала сезона был ходячим апсетом, только и ждущим, чтобы кто-нибудь прекратил его мучения, то дальше начались изумительные чудеса.
В четвертьфинале Иван легко оставил за бортом еще один «сюрприз» турнира – Хуана Монако. Это было, в общем, закономерно – аргентинец, явный грунтовый специалист, так и не нашел что противопоставить могучей подаче хорвата. Но в том-то и фокус, что раньше, в свои лучшие годы, Любичич был таким «подаваном», который никак не мог опереться на свою подачу в действительно важные моменты – на тай-брейке, в финале и уж тем паче в финальном тай-брейке. Теперь же, по крайней мере на этот один турнир, Иван эту задачу решил.
Подача покинула его в начале полуфинального матча с Надалем, а прошлогодний чемпион начал игру так, как закончил ее в матче с Бердыхом – действуя агрессивно, в корте, навязывая Любичичу темп, с которым тот явно не справлялся. Хорват совершенно не мог принимать подачу испанца – не угадывал направление, а если даже и угадывал, ветер уносил мячи в аут. Когда в середине второй партии, уже выиграв первую в одни ворота, Надаль получил тройной брейк-пойнт на подаче Любичича, казалось, что в этом матче может быть только один победитель. Но матчи играются не на бумаге, и подача Ивана пришла ему на выручку в самый ответственный момент – он сумел выбраться из ямы, а три гейма спустя был уже впереди с брейком.
По-честному, нельзя сказать, что Иван это преимущество заработал – Надаль, как это ему свойственно в последние месяцы, вдруг без видимых причин провалился на своей подаче, стал лупить слева то в середину сетки, то на полтора метра в аут. Венцом стала двойная ошибка, допущенная на брейк-пойнте. Счет стал 5:4 в пользу Ивана, после чего он спокойно подал на сет.
Третья партия началась с двух ужасающих провалов на подаче. Сначала Надаль, все еще деморализованный молниеносным проигрышем второго сета, пропулял все что можно; потом спохватился и, увидев, что агрессивная игра ведет его в пропасть, заставил себя действовать аккуратнее. Результат не заставил себя ждать – Любичич сам похоронил себя под лавиной невынужденных ошибок, и равновесие было восстановлено. Оно сохранялось до самого эндшпиля (при счете 3:4 Иван отыграл еще один брейк-пойнт, но и только) – Любичич подавал уже гораздо лучше, а Надаль не был даже и близко похож на себя начала матча.
И на тай-брейке за свою настойчивость и упорство Любичич получил сполна – третий сеяный взял самое первое очко – и все. Любичичу помогли выиграть несгибаемая вера в собственную подачу, и два смелых виннера – один слева по линии на первом мини-брейке, второй справа по линии на первом же матчболе.
В финале Ивану пришлось ждать Энди Роддика или Робина Содерлинга. В этом соперничестве многие отдавали предпочтение шведу, который показывал в Калифорнии чуть ли не самый впечатляющий теннис. Он убедительно обыграл Жо-Вильфреда Тсонгу и Энди Мюррея, причем последнего спас от унизительного разгрома только приступ нервов, настигший шведа, когда он подавал на матч при счете 6:1, 5:4. Кроме того, в двух их встречах за карьеру Роддик не сумел выиграть у Содерлинга ни сета. Но все обернулось не так. В плохом даже для этого турнира матче (а общий уровень игры на протяжении двух недель был на удивление низок) терпения у Роддика оказалось больше. Содерлинг наошибался столько, что компенсировал все три сравнительно «чистых» матча, сыгранных ранее, и в результате лишился прекрасных шансов завоевать свой первый в карьере титул серии «Мастерс».
А вот Любичич своего шанса не упустил. Последний свой финал «Мастерса» – в 2006 году в Майами – он уступил Федереру на трех тай-брейках (тогда еще финалы турниров этой серии игрались из пяти партий). Но то был Федерер в зените своего могущества, а с Роддиком даже постаревший Любичич справиться сумел.
Матч был по игре, в общем, равный, с некоторым игровым преимуществом американца. Обоим удалось в первом сете отыграться с 0:40. Любичич при счете 4:5 ликвидировал еще один брейк-пойнт (он же и сетбол), и два гейма спустя, вразрез с общим ходом игры, немедленно захватил преимущество на тай-брейке, отобрав первую же подачу Роддика. Дальше он просто подавал и подавал, как бы доказывая, что игра игрой, а умение собраться на тай-брейке – это сосем отдельная песня. Еще один мини-брейк при счете 5:3, и первый сет остался за хорватом.
Вторая партия проходила почти так же, как и первая, хотя на этот раз проблемы на подаче были только у хорвата. При счете по 4 он вытянул гейм, в котором было два брейк-пойнта и пять раз ровно, но подача снова выручила Ивана в самый отчаянный момент (всего за матч он наколотил 20 эйсов – на 8 больше американца), и три гейма спустя еще один тай-брейк решил судьбу титула. И как и в первом сете Иван сразу же захватил лидерство, доведя счет до 6:2, правдо здесь он видимо занервничал – сделал двойную на первом матчболе и позволил Роддику подтянуться до 6:4. Но отыграться полностью с такого отставания, конечно, нереально – на следующей своей подаче Любичич уже шансов не дал.
Даже сложно решить, что самое удивительное в этой удивительной истории – то, что Любичич вообще выиграл? То, что он выиграл свой первый (и будем откровенны, вероятнее всего последний) «Мастерс» в 31 год? То, что он смог сделать то, что не мог совершить, когда был в расцвете сил? Что выиграл три тай-брейка подряд у лучших мастеров этого дела?
Иван повторил – в уменьшенном масштабе – сюрприз десятилетней давности, который преподнес его соотечественник Горан Иванишевич, в тридцать лет под занавес карьеры выигравший «Уимблдон» десять лет назад. Похоже, в хорватских теннисных клубах всерьез работают над дисциплиной под названием «последний штурм».
Единственно, статья для меня была бы лучше без использования слов «апсет» и «подаван». У нас уже больше не пишут на заборах матерки по русски, одни только f..k (. Уже есть тенденция, когда комментаторы начинают описывать что-то через драйвы, волли и т.п. Ни к чему усложнять восприятие текста :).
Молодцы мальчики. :)