8 мин.

Церемония открытия Олимпиады в Париже поделила мир, взорвала соцсети, потрясла уникальностью. Почему она самая лучшая?

Пять причин, которые объясняет дипломированный режиссёр

Хорошее видится издалека лучше, а первоначальные страсти в наш гиперинформационный век уже и не вспоминаются спустя пару месяцев. А значит время вернуться в Париж и проанализировать с чего начиналось главное спортивное событие этого года.

На диване в своей парижской квартире лежит мужчина и смотрит в ноутбуке Церемонию открытия летней Олимпиады в Лондоне-2012. Колокол и красочный калейдоскоп кадров строительства большой Британской империи в трёхчасовом шоу.

– Это поп-церемония – качает головой мужчина, глядя в монитор – Британия всегда продвигала свою поп-культуру вот таким образом.

Мужчину-француза не впечатляет увиденное по ту сторону Ла-Манша, но он продолжает смотреть на экран. Дело в том, что Лондон-2012 – это для профессионалов своеобразный стандарт того, как можно красочно рассказать историю-«визитку» о стране, в которой происходит Олимпиада. Ярко, красочно и запоминающее.

Мужчину зовут Тома Жюли и он режиссёр Церемонии открытия Игр в Париже. Один из лучших театральных режиссёров Франции и мира хочет, чтобы Париж-2024 не был высокомерным, как Лондон-2012, но при этом ошеломлял аудиторию. Правда, в одном из интервью за пару лет до старта Игр, Жюли честно признаётся, что понятия не имеет как поставить церемонию открытия Олимпиады, и уж тем более как сделать это на реке Сена.

Фрагмент поп-церемонии по версии Жюли (wikimedia.org/ Barney Moss from London, UK)

О том что Церемония открытия Игр впервые пройдёт не на стадионе, стало известно в конце 2021 года. Автором этой идеи является Тьерри Ребуль, директор открытия Игр, который вместе с Жюли решил показать Францию способной удивлять и поражать мир в XXI веке, показать множественность и разность страны сегодня.

О своей роли в организации мероприятия Ребуль высказался лаконично: «Это проект всей моей жизни».

Тьерри Ребуль

Что же удивительного и уникального получилось у организаторов? Давайте отбросим отсылки на «Тайную вечерю», повесточку, перевёрнутый флаг МОК, словом, все эти частности и посмотрим на произошедшее глобальнее. Что по итогу?

1. Впервые во главе телевизионность картинки Это может показаться странным для 2024 года, но именно данная Олимпиада окончательно поставила точку в приоритете телевизионной картинки над зрителями с трибун. Церемония открытия Игр – самое масштабное мероприятие в мире по числу аудитории, его смотрят в моменте почти 1,5 млрд. зрителей.

Я помню, когда учился на режиссёра на первых курсах, в России вовсю шла подготовка к сочинской Олимпиаде и часть людей, которые работали ещё на Олимпиаде-80 и которых привлекали для Сочи-2014, рассказывали нам, что на их увещевания о том, что часть зрителей на «Фиште» просто не увидит происходящего, Эрнст, прямо говорил: «У нас в приоритете телевизионная картинка». И для большинства режиссёров это было всегда головной болью: как совместить стадионное зрелище с тем, что увидит на экране аудитория. А тут всё просто: нет стадиона – нет проблемы. Французы дали огромный карт-бланш тем, кто будет после них, заставив Макрона и прочих випов на трибунах смотреть половину действа с экрана, и превратив те тысячи промокших зрителей по бокам Сены в соучастников действа.

2. Город – главный персонаж

До Парижской Олимпиады ничего подобного не было

Переместив место действия шоу на Сену, французы поставили во главу церемонии свою столицу. Тут можно удивиться и сказать: «Ну да, и что такого? Игры же проходят там!». Однако, здесь важен масштаб. Сравните фразы: «Игры проходят во Франции» и «Игры проходят в Париже». Что вообще из французских брендов и стереотипов всплывает в памяти помимо Парижа: Каннский кинофестиваль, марсельское такси, высадка в Нормандии...хм, а что ещё? Мы впервые увидели диалог с городом-хозяином, а не страной. До июля 2024 года в Церемонии открытия мы почти всегда видели «визитку» именно страны, а не города, который принимает у себя Олимпиаду. Учитывая то, что Сена стала главной площадкой с рядом архитектурных точек, известных каждому, внимание аудитории было визуально сконцентрировано именно на столице Франции. Французская история – столичноцентрична. Париж, один из немногих городов мира, которые способны для такого внимания и именно ему выпала честь быть первым.

3. Французская история как обыгрыш стереотипов

Церемония открытия – это визитка принимающей стороны. Но эта визитка способна быть не только возгласом для всего мира о том какая мы страна, какая нация. Это ещё и способ напомнить самим себе, кто мы такие и как хотим чтобы о нас думали. Это дорога с двухсторонним движением. Самая простая канва истории для Церемонии открытия – это путешествие. В Афинах-2004 это было путешествие от мифов к современности, в Лондоне-2012 это была прогулка по островам чудес, в Сочи-2014 мы все стали сном девочки Любы. Назвав свою церемонию «Révolution», французы рассказали действительно революционную историю своей страны с позиции общечеловеческих ценностей, разделив мероприятие на главы, которые так и назывались: «Свобода», «Равенство», «Братство», «Сестриченство», «Солидарность» и так далее.

Карта Сены с режиссёрской экспликацией и точками действия для каждого блока

Жюли и Ребуль не скрывали, что используют такую огромную площадку для своего высказывания и утверждали что в церемонии конечно будет больше политического, чем технического. Они прямо сказали, что будут обыгрывать стереотипы о Франции и показывать реальность. А она вот такая, какая есть. Именно поэтому церемония начинается не с Лувра и Монпарнаса, а катакомб Парижа. Именно поэтому обезглавленная Мария-Антуанетта поёт под металл, а в начале финальной трети шоу те самые артисты драг-квины ходят по подиуму.

Блок «Liberté» запомнился зрителям благодаря сцене с Марией-Антуанеттой

Организаторы положили историю своей страны на алтарь общечеловеческого месседжа и это оказалось слишком радикально и новаторски даже для видавшей виды западной аудитории. Тем не менее желание Ребуля «показать Францию, которая ещё может» реализовалось.

4. Атлеты впервые стали участниками

Для этого надо было посадить их на корабли. Атлеты, которые приехали на Олимпиаду – главные участники. Обязательный Парад Наций, со знаменосцами и флагом, почти на всех Церемониях открытия представлял собой унылое зрелище, которое никогда особо не вписывалось в концепцию истории и которое нужно просто перетерпеть. Сходить на кухню, «пока наши не пойдут».

В этот раз такого не было. Тихий ход армады делегаций спортсменов на Сене, позволил грамотно расположить главных действующих лиц Игр в темп и ритм Церемонии. После каждого блока показывались новые сборные. И эта успешная интеграция атлетов в само шоу – главная заслуга этой церемонии.

5. Такого больше не будет Организаторы церемонии мастерски соединили культурное наследие Франции с современными тенденциями. Париж, как один из культурных центров мира, представил свои богатые традиции через танцы, музыку и театральные постановки. Но в мире мало городов, которые могут оттенить собственную страну для мирового инфополя. Никто больше не будет использовать историю страны как прямой, бьющий в лоб общественный месседж.

Никто больше не будет так рисковать. И дело даже не в пресловутой повесточке, сколько в реально сложной работе. Парад атлетов на Сене мог сорваться из-за уровня воды. Погода отменила треть танцевальных номеров. Строить три «Стад де Франса» в центре города, когда есть один построенный на окраине тоже никто не станет. Ведь это ничего и не даст. Да, Пекин провёл успешные Олимпиады, но, скажите честно, изменилось ли ваше отношение к Китаю после этого? А к Японии с Бразилией? «Революция на Сене» – это было действительно опережающее своё время событие, как и Лондон-2012. Только тогда, он был для общественности со знаком «плюс», а теперь, скорей всего, со знаком «минус», за которым уже и не разглядеть эту уникальность, ведь это было уже чёрт знает когда, в прошлой жизни, два с лишним месяца назад.

Тома Жюли вернётся в свою квартиру и скорей всего получит своего очередного «Мольера». Он теперь навсегда в истории Олимпиады. Он, как и все мы, ещё не знает своего коллегу из Брисбена, новой столицы Египта, Стамбула, Санкт-Петербурга или иного города, который в скором времени будет смотреть на Париж-2024 и восклицать: «Пфффф. Общая человечность – это совсем не то что они показали, это поп-церемония в угоду...».

Так и работает искусство. Это и есть наш общий культурный код.

Подписывайтесь на телеграм-канал.

-----------------------------------------------------------------

Фото: olympics.com, Getty Images