Сергей Скорович: «Подготовка к чемпионату мира наложилась на отбор к Евро-2022, и это хорошо»
Главный тренер мужской сборной России по мини-футболу Сергей Скорович подвел итоги отборочного матча чемпионата Европы с Грузией и подсказал идею подарка футболистам на февральские праздники.
- Сергей Леонидович, в этом сезоне сложилась уникальная ситуация, что квалификационный турнир к Евро-2022 становится подготовительным для европейских сборных, которые будут участвовать в перенесенном чемпионате мира 2020 года.
- Действительно, обычно в канун чемпионатов мира все официальные матчи заканчивались, потому что отбор на Европу начинался уже после чемпионата мира. Если бы не пандемия, мы бы осенью 2020 года выступили на мундиале, а уже после него вступили бы в отбор континентального чемпионата.
Перед самими чемпионатами для сборных наступали довольно длительные паузы без матчей и все готовились, кто как мог – проводили сборы, играли товарищеские встречи и закрытые контрольные матчи. А сейчас из-за того, что чемпионат мира на год передвинули, подготовительный цикл наложился на отбор Евро, на новый формат отбора. И, с прицелом на чемпионат мира, мы получили дополнительно определенное количество сборов и несколько официальных матчей с разъездами. Поэтому для нас это, кончено, хорошо.
- Как говорится, не было бы счастья, а тут коронавирус. Отборочные игры Евро-2022 – отличный спарринг, потому что глядя на выездной матч со сборной Грузии я понимала, что наша команда играет с дальней ротацией сборной Бразилии и даже на товарищеские встречи такого порядка договариваться всегда непросто, а тут еще и условия 100% боевые. В матче Россия выиграла 4:0, но было два-три момента, когда команда допускала явные огрехи в обороне, что много, если держать в уме именно чемпионат мира и задачу, как минимум, попадания в финал турнира. С чем была связана эта куча мала?
- В составе сборной Грузии представлены футболисты, которые ярко играют в атаке, создают много возможностей для своей команды, и поэтому у нас стояла задача их нейтрализовать. На это был сделан акцент, и, если даже посмотреть по составу, то в дебюте матча на площадке у нас были цепкие и быстрые игроки, которые способны как созидать, так и быстро возвращаться из атаки и защищаться – это Ниязов, Абрамов, Милованов и Ромуло. Мы не играли в оборонительный футбол, но стремились избежать неприятностей у своих ворот.
А то, что в матче был ряд опасных моментов, когда мы пластались в обороне перед своими воротами – да, они были. Причина в не совсем качественных перестроениях, когда наши игроки пытались страховать друг друга. Это чрезмерное желание, выход по двое на одного игрока соперника, оставление свободного и приводило к тому, что высокое мастерство грузинских нападающих готово было воплотиться в голы. Мы объяснили нашим игрокам, что нецелесообразно уходить со своих позиций и помогать товарищу в этой ситуации, поэтому потом всё выправилось и мы справились.
- Впереди еще полгода подготовки, времени на отработку действий ещё достаточно. Следующие матчи сборная России проведёт с Францией в начале марта. Будут ли какие-то изменения в составе команды?
- У нас на этом сборе несколько человек отсеялось по причинам травм. Это Артем Антошкин, который был отправлен домой после диагностики и оценки состояния, потому что его форма не позволяла ему играть.
Также под вопросом у нас было участие Сергея Абрамовича. Задача стояла подготовить его к матчу с Грузией, потому что мы ожидали, что надо будет бороться с двумя их достаточно сильными столбами. Но тут тоже всё было не оптимально, и мы приняли решение отправить игрока восстанавливаться и готовиться к мартовским матчам.
Это уже две потери, и, после матча с Арменией, к этому списку присоединился Коля Шистеров, который получил повреждение. Можно было его задействовать с грузинами, но это увеличивало бы срок его восстановления до 1,5 месяцев. И поэтому мы приняли решение ехать в Тбилиси без него.
И, раз на линии обороны с Грузинами у нас выпали сразу и Абрамович, и Шистеров, наши порядки пришлось несколько перестраивать.
- На игры с Францией Вы будете вызывать Эдера Лиму?
- Лима в составе сборной России, и планировалось, что он будет в и первых двух турах играть. Но у него случилось большое несчастье в семье, заболел и умер его отец, это огромная утрата.
Мы все поддерживаем его, и будем смотреть, как всё будет дальше, как Лима справится со своим горем, будет ли готов выступать. Даже если Лима не выйдет на площадку сейчас на отборе Евро в марте и апреле, мы, конечно, рассчитываем на него осенью на чемпионате мира, это очень сильный нападающий.
- Пандемия внесла коррективы не только в графики проведения турниров, но и в перемещения команд.
- Да, сегодня транспортная логистика усложнилась для всех команд, и для всех игроков, выступающих в разных странах. Границы многих государств закрыты, везде разные карантинные правила. Поэтому в ту же Грузию мы очень долго добирались. Обычный перелет Москва-Тбилиси занял бы всего три часа, а тут мы в дороге провели 10 часов, сначала летели из Москвы в Стамбул, который теперь стал общеевропейским хабом, а потом уже оттуда в Тбилиси. Обратно еще дольше добирались, а потом половина команды из Москвы еще разъезжалась кто куда по клубам. Для возвращения в Екатеринбург с ребятами из «Синары» мы в общей сложности потратили сутки. Казалось бы, всё рядом, но вот такие сейчас реалии.
- Но зато можно порадоваться, что не было никаких проблем с результатами тестов и все были допущены к матчам, что с этой стороны неожиданностей не случилось.
- Обязательно надо отдать должное нашему медицинскому штабу. Были выполнены все предписания, соблюдались все меры предосторожности, были надлежащим образом оформлены и поданы все требуемые документы, и, действительно, первые два тура мы прошли без проколов, у всех были отрицательные тесты.
- У всех тренеров игровиков – разная манера проведения тайм-аутов. Одни стремятся использовать отведенное время от и до, рисуя разные варианты схем, а кто-то отдает бразды правления игрокам, давая возможность им самим принимать решения. В NBA многие тренеры вообще не разговаривают с игроками первую треть или половину тайм-аута, давая баскетболистам возможность немного остыть, прежде чем давать игровые установки. Каждый тайм-аут, его использование и проведение – отдельная история?
- У каждого тренера свои особенности. И многое зависит от того, когда и для чего берется перерыв.
Но на самом деле, и в нашем минутном тайм-ауте секунд 20-30 сначала уходит на то, чтобы игроки выдохнули, перевели дух, перезагрузились. Потому что, если на поле создается нервозная обстановка, а ты останавливаешь игру и сразу переходишь к показам и рассказам, то чаще всего информация вообще игроками не воспринимается. Поэтому надо просто дать паузу и кому-то может, высказаться между собой, выпустить пар без последствий в виде пропущеных голов.
Если всё идёт нормально, то тайм-аут и не нужен, достаточно просто подсказать. Мы работаем и тренируемся вместе, понимаем друг друга, и несколько знаков и слов тренера со скамейки направляют действия команды в нужное русло.
Если надо поменять звено, то ты общаешься с игроками на лавке без тайм-аута, объясняешь ситуацию, уже случившуюся или возможную, говоришь, что надо делать, если на площадке изменился расклад сил, или соперник стал играть в большинстве или стал подключаться вратарь, к примеру.
Есть чужие тайм-ауты, когда, например, перед розыгрышем стандарта соперник берет перерыв. Тогда мы тоже говорим о том, какие варианты возможны и как им противодействовать, происходит корректировка наших действий в зависимости от игроков соперника. Мы всех изучаем, так что заранее примерно понятно, с чем придется столкнуться.
- Количество тайм-аутов у тренеров ограничено. Понятно, что хочется что-то иметь в запасе на концовку, но иногда приходится брать перерыв буквально сразу. Долго раздумываете в таких ситуациях?
- В мини-футболе все решения надо принимать быстро, и игрокам, и тренерам, некогда терзаться, а то поезд уйдёт (смеется). Тайм-ауты – один из способов держать ситуацию на площадке под контролем, поэтому лучше спалить один при неявной необходимости, чем все сохранить, но упустить нить игры.
Бывают такие ситуации, когда готовишься к одним вещам, а начинается матч – и какими-то нюансами соперник ставит всё с ног на голову. И игра начинает идти не по твоему плану, соперник оказывается более активен и более продуктивен. Футболисты делают то, что сказано на предыгровой установке, но ничего не получается, потому что ситуация в корне иная. Поэтому, чтобы не доводить всё до нежелательных для нас последствий, тайм-аут приходится брать в середине первого тайма или даже в его начале, чтобы внести коррективы. Хотя умом ты понимаешь, что, может, приберечь на концовку тайм-аут было бы логичнее.
Но если тебя всё устраивает и команда играет нормально, я и не беру тайм-ауты, потому что – какой смысл?
При наших стандартах я практически никогда не беру перерывы, потому что наши игроки и так знают, что делать, а давать возможность тренеру соперника расставить своих футболистов для нейтрализации – зачем?
Тайм-аут берётся, если наша команда достаточно долго играет в меньшинстве, например, во втором тайме. Если это бригада меньшинства, и они справляются, и ты хочешь их оставить на площадке, но видишь, что игроки уже поднаелись из-за высокой двигательной активности – то тут, конечно, тайм-аут даст им передышку, возможность восстановиться и доиграть концовку.
Или, наоборот, если мы готовились играть впятером, а соперник расположился очень неудобно для проведения наших действий – тайм-аут берётся, чтобы не пытаться прошибить лбом стену, а перестроить свои ряды. Нас тоже изучают, поэтому приходится искать, как сыграть с наибольшей выгодой для себя.
Еще варианты тайм-аута – когда нами совершаются системные ошибки в обороне или, к примеру, если нет соответствующего психологического настроя. Случается, что команда выходит и работает, но огня в глазах нет, а соперник сражается за пределами своих возможностей, бьётся и начинает переигрывать. Тогда нужна встряска, какие-то замены, жесткие слова – тут не единого рецепта. Действительно, каждый тайм-аут – отдельная история, и хорошо, что в мини-футболе у тренера есть влияние на игру и через минутные перерывы тоже.
- Опять же помня о чемпионате мира и о том, насколько предвзятым к нашей сборной там бывает судейство, в матче с Грузией в одном эпизоде была заметна эмоциональность Робиньо. И, если бы это бы не европейский турнир, а уже мировой, то судья по своему усмотрению мог дать нашему игроку и «горчичник» на ровном месте. Этот фактор при подготовке будет учитываться?
- Конечно, мы поговорим еще об этих моментах, но наши игроки тоже не роботы. Поймите, если игрок соперника получает от своего тренера установку – выходить и любыми средствами нейтрализовать Робиньо, то он и пытается это сделать. И не только игрой, не только зацепами и хватаниями за форму, но и словами, толчками, щипками исподтишка. И когда судьи раз за разом это пропускают – тяжело сохранять спокойствие. Робик после очередного попадания ему в лицо это и показывал, что можно было уже три фола дать сопернику только на нём.
Но да, судья при желании Робиньо мог дать желтую, за разговоры, хотя его вины никакой не было. И нам давали на чемпионатах такие карточки, и наши футболисты потом были вынуждены пропускать матчи.
С другой стороны, у Робиньо огромный опыт, сколько лет он уже играет. Он понимал, что если здесь и получит карточку, по большому счету она ни на что не повлияет. Поэтому я уверен, что на чемпионате мира в такой ситуации он бы терпел и молчал до конца, эмоции бушевали бы внутри. Хотя, когда ты на поле, когда страсти кипят – кто вспомнит, что тренер просил сохранять хладнокровие? (смеется).
- Давайте напоследок немного о другом. В гандболе, волейболе, в баскетболе есть такое понятие – «подвижная кисть», которое характеризует способности игрока выполнять виртуозные броски. В футболе есть по аналогии «подвижная стопа»? Или для ног, упрятанных в бутсы, это не важная характеристика?
- Нет, про ноги такого не говорят и так не оценивают.
Сама игра футбол подразумевает наличие определенной спортивной обуви. Босиком играют только в пляжный футбол на мягкой поверхности, а у нас – жесткая площадка, нужно беречь стопу от травм. По такой поверхностидолго перемещаться босиком невозможно, тут мгновенно травмируются и свод стопы, и все связки при резких остановках, прыжках, при смене направления бега, а при ударах мяча и при стыках игроков не поздоровится суставам пальцев. К тому же кроссовки поддерживают стопы, амортизируют удары о поверхность, снижают нагрузку на коленные суставы и весь позвоночник.
Так что без бутс и кроссовок футбол в принципе невозможен. К тому же сейчас большинство игроков, чтобы создать более жесткий каркас голеностопа, тейпируются не только по врачебным показаниям, но и для профилактики, предупреждения травм. И в такой ситуации подвижность стопы – не определяющий фактор для успешных действий.
- В любом случае, ноги у футболистов – рабочий инструмент. Игроки в мини-футболе делают педикюр?
- Делают, и в мини-футболе, и в футболе. Ноги и разнообразные проблемы с ними не должны доставлять дискомфорта, отвлекать или мешать игроку. У «Челси», например, не знаю, как сейчас, а раньше был штатный специалист по педикюру в команде.
- То есть футболистам на 14 и 23 февраля смело можно дарить сертификаты в салоны красоты на педикюр?
- Можно, можно! Это хороший подарок. Кто серьезно относится к игре – точно оценят!
Валерия Зык, СА «PRa-техника»
Фото АМФР