11 мин.

Ганус часто напоминает о своих предшественниках в РУСАДА: они умерли с интервалом в 10 дней – что об этом известно?

Главой РУСАДА быть непросто и в чем-то страшно: Рамиль Хабриев ушел в отставку в 2015-м из-за допингового скандала, нынешний гендиректор Юрий Ганус на грани увольнения из-за обвинений в растратах.

Но самое подозрительное случилось в феврале 2016-го: с разницей в 10 дней умерли другие руководители РУСАДА Вячеслав Синев и Никита Камаев. Вероятно, кое-что в этих делах не нравится и Ганусу – и он периодически касается сложной темы:

1) «Я не знаю до конца, но понятно, что два человека просто так не могут уйти из жизни. Вся антидопинговая организация была дисквалифицирована, и это из ряда вон выходящий факт».

2) «Уверен, любые события, которые могут произойти со мной даже случайно – не в интересах государства. Тем более после того, что произошло в 2016-м с двумя ведущими сотрудниками РУСАДА».

3) «Понимая профессионально возможные сценарии, официально заявляю: я люблю жизнь, я не буду кончать жизнь самоубийством, и все посмертные записки, считайте, полученные помимо моей воли» – это Ганус написал в твиттере несколько недель назад, уже ощущая давление ОКР в связи с аудитом.

Смерти Синева и Камаева надолго останутся в нашем спорте как пример подозрительных и неприятных совпадений. А при каких обстоятельствах они умерли? Что этому предшествовало и что было потом?

***

Сначала – хронология.

• Декабрь-2014. Бывший сотрудник РУСАДА Виталий Степанов и его бегунья-жена Юлия Степанова рассказали немецким СМИ о допинговой системе в нашем спорте (особенно в легкой атлетике). WADA начало расследование.

• 9 ноября 2015-го. Член МОК и бывший глава WADA Ричард Паунд опубликовал итоги расследования, в которых утверждал о существовании государственной поддержки допинга в России. WADA отозвало аккредитацию Московской лаборатории, а Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) отстранили.

• 17 декабря 2015-го. Руководство РУСАДА ушло в отставку в полном составе, глава Московской лаборатории Григорий Родченков отстранен от работы по рекомендации WADA.

• Январь-2016. Родченков уехал из России в США. Так же, как его помощники Тимофей Соболевский и Олег Мигачев.

• 3 февраля 2016-го. Умер председатель исполнительного совета Вячеслав Синев.

• 14 февраля 2016-го. Умер исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев.

Вячеслав Синев: в руководстве РУСАДА с самого основания, официальная причина смерти так и не известна

Именно он был первым главой РУСАДА в истории (с момента основания агентства в январе 2008-го) и возглавлял его по 2010 год. Но и после этого он остался в структуре – уже на должности председателя исполнительного совета.

СМИ упоминали Синева нечасто. В 2008-м, когда за аномалии в допинг-пробах дисквалифицировали 7 легкоатлеток, он отметил, что подмена проб вполне реальна: «Я не считаю, что подменить допинг-пробы нереально, теоретически это можно сделать на нескольких этапах.

На соревнования выезжают два офицера РУСАДА, которым спортсмен сдает закрытую пробирку. После этого подменить трудно, потому что для этого придется ломать крышку. К офицерам РУСАДА у меня вопросов не возникало. Если сейчас к нам обратится ВФЛА, то мы готовы помочь всем, чем можем».

В России подменяли пробы еще к Играм-2008: разные ДНК у одного человека, 7 дисквалификаций, схема так и не раскрыта

В 2009-м Синев присутствовал на конференции дисквалифицированных за ЭПО биатлонистов Дмитрия Ярошенко и Андрея Прокунина. Спортсмены тогда рассказали, что активно сотрудничают с РУСАДА в рамках антидопинговой пропаганды.

Вот что добавил Синев: «Инициатива исходила от них, было высказано желание, каким образом они могут помочь в борьбе с допингом. Кодекс рекомендует дисквалифицированным спортсменам участвовать в антидопинговой пропаганде, но обязательным это условие не является. Основная цель – рассказать молодым спортсменам, как проходит допинг-контроль, зачем он нужен и какой вред несет применение запрещенных препаратов.

Антидопинговая организация не создана для того, чтобы гоняться за спортсменами. Нужно показать, что это приносит вред здоровью и репутации. Мы благодарны, что ребята нашли мужество признать вину».

Также Синев ежегодно рассказывал, какие меры принимает РУСАДА для пропаганды антидопинга в стране: семинары, образовательные брошюры и даже детские книжки.

Интересно, что позже информатор WADA Виталий Степанов вспомнит, как сообщал Синеву о своих подозрениях: будто бы некоторые спортсмены принимают допинг, а их пробы, возможно, скрывают. Тогда Синев поблагодарил Степанова за информацию и попросил его быть осторожнее.

«Я видела комментарии: этих предателей нужно отравить». Юлия и Виталий Степановы сдали наш спорт и уже 5 лет живут в США

А вот другой информатор – Григорий Родченков – Синева практически не вспоминает. Он всего четыре раза упомянул его в книге, но не сказал ничего конкретного.

Никакой информации о причинах его смерти нет до сих пор, только сухой некролог на старом сайте РУСАДА (сохранился в архивной версии): «Вячеслав Геннадьевич был грамотным, опытным, прекрасно знающим свое дело руководителем, беззаветно преданный своему делу, всегда был готов справляться со сложными задачами.‎ Коллектив ‎РУСАДА выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам Синева».

Смерть не вызвала резонанса. Но только до 14 февраля.

Никита Камаев: воевал с WADA, не хотел отстранять Чегина и заявлял, что допинг не победить

В 2011 году Никита Камаев получил должность исполнительного директора РУСАДА и проработал на этом месте до отставки в декабре 2015-го.

После назначения Камаев оптимистично говорил о допинге в России: «Нарушения антидопинговых правил неизбежно влияют на репутацию всей страны, и в глазах Олимпийского комитета в том числе. В нашу пользу может сыграть разве что статистика. Согласно ей, допинг-скандалы в последнее время происходят во многих странах, поэтому Россия не выглядит самым мрачным персонажем».

Еще он утверждал, что допинг – это навсегда: «Победить допинг как явление, безусловно, не удастся. По той причине, что допинг — такое же криминальное проявление социальной активности, как, допустим, уголовная преступность.

Это свойство человеческой природы, если угодно. Об этой особенности человека писали многие философы, начиная с древности. Поэтому желание и факты применения допинга будут всегда, пока существует профессиональный спорт».

В 2013-м Камаев стал членом антидопинговой комиссии Международного союза велосипедистов (UCI). Членства он лишился в том же 2015-м из-за допингового скандала в РУСАДА. Когда по-настоящему грянуло, Камаев все яростно отрицал. Вот только некоторые его цитаты:

• О показаниях семьи Степановых: «Я доверяю только фактам, а не каким-то смазанным картинкам, снятым из-под юбки на телефон и с замазанной речью невнятного содержания».

• О фильме немецкого телеканала ARD о допинге в России: «Я могу тоже сейчас заявить, что Ангела Меркель пичкала допингом биатлонистку Эви Захенбахер-Штеле. Это серьезное заявление? Если спортсменам есть что заявить, то пусть обращаются в WADA. Там решат, что делать. А реагировать на заявления журналистов мы не собираемся».

Помните немку, пойманную на допинге в Сочи? Родченков хотел ее защитить, а в Германии уверены, что она жертва российской системы

• О докладе Паунда: «Отчет сделан достаточно непрофессионально, некоторые вещи кажутся нелогичными и декларативными.

Что касается заявлений о лаборатории и персоналиях, которые прозвучали, они мне кажутся совершенно абсурдными. Они находятся не в области антидопинговых законов, а в сфере уголовного и гражданского права. У нас есть что противопоставить этому докладу. Другое дело, будет ли это услышано, есть ли желание диалога с другой стороны. Но хотелось бы, чтобы мы были партнерами, а не врагами».

В том же 2015-м Камаев подал в суд на Степановых и ряд российских СМИ, которые опубликовали интервью сбежавших из России информаторов. Камаев хотел взыскать с них около 2 млн рублей за то, что они опорочили его репутацию. Суд отклонил иск.

При этом Камаев говорил, что не видит оснований для отстранения тренера мордовских ходоков Виктора Чегина, за которым уже тянулся длинный список учеников, попавшихся на допинге.

Причина смерти Камаева – сердечный приступ, хотя на сердце он никогда не жаловался

В декабре 2015-го Камаев ушел в отставку вместе с Синевым и остальным руководством РУСАДА, а 14 февраля скончался – ему было 52.

На этот раз в некрологе от РУСАДА помимо соболезнований содержалась конкретика: «Причиной смерти предположительно стал обширный инфаркт».

Бывший гендиректор РУСАДА Рамиль Хабриев делился подробностями: «Утром он побегал на лыжах. Жена позвонила, рассказала — вызвали скорую, на боли жалуется, куда везти? Сказал — давайте дождемся, когда скорая приедет, скажу куда. Но они уже приехали, к сожалению, поздно».

Также Хабриев уточнил, что виделся с Камаевым за два дня до трагедии – тогда он выглядел совершенно здоровым. И на сердце раньше он никогда не жаловался.

Соболезнования выразил даже министр спорта Виталий Мутко: «Никита стоял у истоков антидопинговой организации в России, создавал ее. Очень неожиданная смерть, человек вроде здоровый и все нормально с ним… Мы очень сожалеем».

Камаев писал книгу о допинге в СССР и России и хотел рассказать о ней

Через месяц после смерти Камаева выяснилось, что он планировал написать книгу о допинге в России. Даже связался с профессором Орхусского университета и автором книг о допинге Вернер Меллером и издателем Дэвидом Уолшем. Меллер рассказал, что Камаев просил его стать соавтором.

11 января 2016-го Камаев собирался организовать пресс-конференцию, на которой рассказал бы о книге. Но за пару дней до все отменил и перестал выходить на связь с Меллером и Уолшем.

Иностранные СМИ сразу выразили сомнения в том, что смерть Камаева (да и Синева тоже) случилась естественно. В частности об этом говорил журналист ARD Хайо Зеппельт:

«Камаева посмертно выставляют предателем в отместку за его увольнение, но это не так. Написание книги о допинге в России не равносильно «закладыванию». Камаев много лет работал в этой сфере, и ему было что сказать об этом, как и каждому специалисту».

Родченков тоже уверен, что Камаева убили: «Никита сказал мне, что уже связался с иностранными издателями о публикации его расследования о допинге в СССР и России. Я его спросил: «Ты хоть понимаешь, что делаешь? Ты наживешь столько врагов, что даже представить не сможешь. У тебя квартира в Валенсии есть – там и пиши. Но не в России же!»

Но Никита меня не послушал. В отличие от меня, он не был параноиком и думал, что живет в нормальной стране. Через несколько дней после этого разговора мне написала его жена и сказала, что Никиты больше нет».

Хайо Зеппельт

В недавнем интервью «Медузе» Родченков сообщил, что знает убийц Камаева: «Я знаю, как и почему. И кто.

Но заказчики моего друга, медиаменеджера Влада Листьева, его убийства, неизвестны. Заказчики убийства журналистки Анны Политковской неизвестны. Заказчики убийства политика Бориса Немцова неизвестны. Вот когда у нас начнут наказывать заказчиков, тогда я скажу, кто заказчик Никиты. А сейчас это просто сотрясание воздуха. Опять скажут: «Дурак, сумасшедший, как он такое может сказать?». Но я знаю основных игроков.

Помимо Никиты умер и Вячеслав Синев — и его, конечно, тоже прихлопнули, он тоже много знал».

Теперь понятно, что Родченков жив! Он дал первое интервью на русском языке после побега и объяснил, почему не считает себя предателем

Борис Локшин – адвокат Камаева – раскритиковал все подозрения: «Мы встречались с Никитой за два часа до его смерти, разговаривали о планах. Мы обсуждали нашу общую борьбу по фальсифицированному обвинению России в допинговых нарушениях.

В публикациях утверждают, что Камаев якобы хотел рассказать журналисту всю правду, то есть всех «заложить», и поэтому его убили. Почему он умер, я не влезаю в эти вещи, но то, что у него были планы продолжать борьбу против этих публикаций — это факт. Он был нацелен на борьбу против фальсификаций, против господина Зеппельта. А сейчас подобными публикациями, в том числе последним фильмом ARD, пытаются все перевернуть».

Вообще, в России отношение к Камаеву противоречивое. В 2016-м появилась информация, что он и Родченков перед Олимпиадой-2012 предлагали Всероссийской федерации плавания (ВФП) за 3 миллиона рублей убрать нескольких топовых спортсменов из пула допинг-тестирования. Федерация отказалась.

А в 2019-м МВД возбудило уголовное дело против Камаева по факту хищения бюджетных средств. Предполагается, что РУСАДА перед Сочи-2014 закупала оборудование для сбора биоматериала у фирм-однодневок по ценам в полтора раза выше рыночных. Всю документацию подписывал бывший исполнительный директор Никита Камаев, общая сумма ущерба – около миллиарда рублей.

И все же сейчас даже в России возникают сомнения в его естественной смерти. Особенно сомневается нынешний гендиректор РУСАДА Юрий Ганус.

Кажется, его отставка уже неизбежна – после аудита РУСАДА, который заказал Олимпийский комитет России (ОКР), остаться при должности у Гануса почти нет шансов. Все решит совет учредителей (куда входит ОКР) 28 августа.

«Наши руководители спорта дают сигнал: трэшуйте, жрите допинг, мы прикроем». Большое интервью Юрия Гануса, главы РУСАДА

Фото: РИА Новости/Алексей Витвицкий, Сергей Пятаков, Владимир Песня, Александр Вильф; globallookpress.com/Netflix/ZUMAPRESS.com, Michael Kappeler/dpa