А вы застали волшебные костюмы, в которых побили все рекорды плавания? Их запретили, решив, что это технический допинг
Если вы следите за плаванием хоть немного (а сегодня – первый медальный день в этом виде на Олимпиаде-2020 в Токио), то наверняка слышали что-то вроде: «рекорд установлен к костюмную эру» или «пловец побеждал еще во времена костюмов».
Сейчас мужчины выступают только в шортах, женщины – в комбинезоне до колена. Но так было не всегда. Разбираемся, как костюмы изменили плавание и почему с 2010 года пловцы не используют цельные закрытые комбинезоны.
От редакции: впервые этот текст опубликован на Sports.ru в мае-2021, во время плавательного Евро.
Костюм-легенду создала фирма со столетней историей: рекламировал Фелпс, тестировали на оборудовании NASA
В 2008-м британская компания Speedo выпустила линейку новых плавательных комбинезонов под названием LZR Racer.
Speedo – далеко не новичок в сфере одежды для пловцов, там создали первый плавательный костюм еще в 1928-м (хотя до этого фирма шила носки для солдат-участников Первой мировой войны). Тот костюм, кстати, не сильно отличался в названии от модели 2008-го – racerback.
Racerback позиционировали как первый костюм для плавания, сделанный не из шерсти. Он быстро набрал популярность, несмотря на то, что его часто запрещали – по тем временам многим казалось, что racerback слишком оголяет тело.
Speedo развивалась, а технологии зашли на новый виток как раз в 2008-м. LZR Racer создавали на основе плетеного эластан-нейлона и полиуретана. Версия LZR Pro имела вертикально сшитые швы для минимизации гидравлического сопротивления, в то время как швы LZR Elite, LZR Elite 2 и LZR X сваривались ультразвуком, чтобы еще больше снизить сопротивление.
При создании новых костюмов Speedo сотрудничала с Австралийским институтом спорта и спортсменами, которых спонсировала. Тест костюмов проходил на оборудовании NASA.
В феврале 2008-го, в момент выпуска LRZ Racer называли быстрейшим плавательным костюмом мира. В рекламной кампании участвовал Майкл Фелпс.
Синдром дефицита внимания – болезнь Фелпса, Байлс и Гэтлина. Под нее разрешают допинг
Сообщалось, что LRZ Racer обеспечивает лучший приток кислорода к мышцам и удерживает тело пловца в более гидродинамическом положении, одновременно отталкивая воду и повышая гибкость.
Разумеется, костюм быстро стал популярным – удивительные вещи начались потом.
В первый месяц побили 10+ мировых рекордов – эти костюмы называли техническим допингом
В марте 2008-го, спустя месяц после презентации пловцы из разных стран побили 13 мировых рекордов. На Олимпиаде-2008 в Пекине 94% чемпионов и 98% медалистов выступали в LZR Racer. А из 25 побитых в Пекине мировых рекордов 23 принадлежали спортсменам в том же комбезе.
Так возник стереотип, что без костюмов от Speedo в плавании делать нечего. Доходило до того, что некоторые пловцы надевали сразу два, а то и три костюма – один поверх другого. Считалось, что так комбезы еще лучше удерживают кислород и повышают плавучесть.
В декабре 2008-го на чемпионате Европы в коротком бассейне побили 17 мировых рекордов. И тогда в Международной федерации плавания (FINA) появились сомнения: многие – в том числе и спортсмены – заявляли, что новые костюмы следует признать разновидностью технического допинга.
Появилась и другая проблема – суперскоростные комбинезоны были доступны не всем, не только из-за цены.
У японских пловцов действовали эксклюзивные соглашения с Mizuno, Asics и Descente – а без LZR Racer шансы на высокие результаты падали.
Тотальный бан в 2009-м: мужчинам можно только шорты, женщинам – укороченный костюм
Но в 2008-м никаких решений так и не приняли. На встрече в Дубае в марте 2009-го FINA решила, что костюмы не должны закрывать шею и выходить за плечи и лодыжки, а также ограничила толщину и плавучесть тканей.
«Мы хотели бы напомнить главный и ключевой принцип: плавание – спорт, в основе которого лежат физические характеристики спортсмена», – сообщила тогда федерация.
Но ни ограничения, ни заявления толком ни на что не повлияли: на чемпионате мира-2009 в Риме спортсмены все равно выступили в LZR Racer. И после того, как множество рекордов пало в очередной раз, в FINA поняли – вопрос нужно решать радикально.
После ЧМ Федерация полностью запретила использование цельных комбинезонов. Теперь мужчины максимум могли носить костюмы, которые «закрывают область от талии до колена», а женщины – комбезы, «закрывающие область от плеча до колена».
А главное постановление FINA касалось материала: используемая ткань должна быть текстильной или тканым материалом (никакого полиуретана и неопрена), плюс костюм не может иметь застежек. Новые правила вступили в силу 1 января 2010 года.
Рекорды, установленные в LZR Racer до запрета, не аннулировали. И некоторые из них не побиты до сих пор – 10 у мужчин и 3 у женщин в длинном бассейне, 6 у мужчин и 2 у женщин в коротком.
Мы поговорили с вице-чемпионом мира и чемпионом Европы Никитой Коноваловым
Ниже – доступно о проблемах суперкостюмов, бедой со спонсорами и маркетинговых ходах производителей.
– Что особенного в материале этих костюмов?
– Основа – резина, типа неопрена. Смысл в том, что костюмы покрыты отталкивающим слоем, который не намокал и уменьшал сопротивление воды. Это позволяло развивать высокие скорости, но при этом меньше тренироваться для достижения результатов.
– Насколько сильно они помогали?
– В те времена даже бодибилдеры могли плавать. Парни, которые тупо ходили в зал, плавали мало, надевали костюм и плыли очень быстро. То есть полненькие могли быстро плавать, потому что весь лишний весь утягивался. Сейчас это уже непозволительно – лишний вес нужно убирать, лишние мышцы тоже мешают.
– Кто первый начал их использовать?
– Сложно сказать. Но все началось с компании Speedo, когда они сделали костюм с полиуретановыми вкладками. То есть костюм весь из ткани, но в определенных участках, там, где идут сопротивление и трение, они сделали эти вставки. Другие фирмы тоже на это отреагировали – и началась технологическая война.
– А они всем были доступны?
– Очень дорого выходило – особенно для рядового спортсмена, не для сборника. Я из Омска, для меня в то время 35 тысяч за костюм – безумные деньги. Для Омска это месячная зарплата, даже больше, особенно в 2009 году. Просить деньги у родителей? Ради чего?
Причем этот костюм даже мог лопнуть. У них были такие проблемы, они лопались.
– Выходит, они были не особенно долговечные.
– Нет, мог порваться совершенно новый. Он же резиновый, спортсмен в нем потеет. Допустим, где-то он его надевал, так что под костюмом уже влага, пот. Где-то прилипло, а он потянул – и вот костюм по швам лопнул. Да не только по швам, он мог везде порваться. И все, извини, выкидывай – его зашить или заклеить невозможно. Деньги на ветер.
– А стоило вообще их запрещать? В тех же лыжных гонках модифицируют лыжи, но никто их не запрещает – спорт развивается, технологии идут вперед.
– Может быть, и не было смысла – потому что костюм давал возможность заключать рекламные контракты. Если мы возьмем любой вид спорта – везде форма большая: майки, шорты. И, запретив костюмы, организаторы, по сути, отняли у спортсменов возможность получить хорошую спонсорскую поддержку. Потому что костюм – это место для рекламы.
Шорты? Ну это несерьезно. Не каждый спонсор готов разместить логотип на паху или на попе спортсмена. На груди – это хорошо, на животе, на спине. Это лишило спортсменов возможности заключать контракты.
– А в плане спорта? Многие воспринимали эти костюмы как технический допинг.
– Результаты бы росли дальше, создавались бы еще более крутые костюмы, а цена была бы космическая. Думаю, сейчас бы этот костюм стоил в районе 60-70 тысяч – и это сделало бы плавание видом спорта не для всех.
С другой стороны, мы пришли к тому, что костюмы запретили – сделали шортики, которые ничего не требуют. И все равно у них стоимость 25-30 тысяч – то есть шорты стоят как костюм 10 лет назад. Причем у шорт ткани в три раза меньше, сама ткань обычная, а не резиновая. И это непонятно.
Прошло 10 лет, компании все голосят, что выпустили новые шорты. А как их можно выпустить новые, если человек еще не создал ту ткань, которая дает нулевое сопротивление? Так что производители не создают новые шорты, они просто делают новую расцветку, немножко меняют пошив и продают вам то же самое, что делали два года назад. Так же как с айфонами.
– Выходит, это просто маркетинг?
– Да! А люди ведутся, верят. Потому что заключаются контракты с такими людьми, как Калеб Дрессел (13-кратный чемпион мира из США – Sports.ru). Дрессел установил несколько мировых рекордов, и дети побежали покупать шорты, потому что Калеб их использует.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron/Bongarts, Clive Rose, Ezra Shaw; РИА Новости/Александр Вильф
Да, как бы, все понятно же.
35 тысяч в 2008 - это примерно 1000 баксов.
30 тысяч в 2021 - это 400 баксов.
То есть шорты стали стоить дешевле костюма в 2,5 раза, но не в России.